Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Работа с петлями


Петли - это звуковые клипы, созданные с таким расчетом, чтобы их можно было размножать по треку, и тогда они будут изображать целую партию или, по крайней мере, ее фрагмент. Простейший пример: записали пару тактов, сыгранных гитаристом, клонировали пятьдесят раз, получили сто тактов совершенно натурально звучащей партии ритм-гитары. Другое дело, что ни один нормальный гитарист не станет пятьдесят раз играть один и тот же рисунок. Ну. так и мы не такие уж чайники, чтобы этого не понимать, - будем разнообразить! Существуют огромные коллекции петель в формате wav или трЗ, откуда можно их импортировать в Sonar (командой File > Import Audio) и потом создавать из них собственные многодорожечные композиции (например, в современных танцевальных стилях, вроде техно, хауса, джангла, транса и прочей кислотной музыки). Коллекции эти вы найдете на компакт-дисках и в интернете. Никто не помешает вам создавать петли самостоятельно. Взять из чужой песни интересный фрагмент (загрузив дорожку музыкального компакт-диска в Sound Forge командой File > Extract Audio From CD и вырезав то, что вас заинтересовало) или же записать что-то самому - например, записать с микрофона фрагмент разговора, речь президента или звук отбойного молотка. Как же создавать петли? Чем вообще отличается петля от обычного ау-диоклипа? На самом деле, только тем, что где-то в свойствах клипа записано, что перед нами не просто какой-то клип, а петля, а также прописаны некоторые характеристики этой петли.

Простые петли

Простейший способ преобразовать клип в петлю такой: выделить мышкой фрагмент и нажать Ctrl-L (от слова Loop - петля). При этом желательно выделять целое число тактов, иначе программа сама начнет подравнивать клип под ближайшие границы тактов, отчего он ускорится или замедлится. Если, готовя клип к превращению в петлю, вы сдвигали его границы внутрь (например, убирая тишину или добиваясь того, чтобы клип хороню зацикливался), программа выдаст вам предупреждение, что, мол, клип будет обрезан по своим нынешним границам. Вас это не пугает? Тогда ОК.

Рис. 4.90. Так происходит размножение у петель:



После этого уголки у клипа окажутся как бы срезаны (как у левого клипа на рисунке 4.90), сообщая нам о том, что этот аудиофрагмент теперь представляет собой готовую (так сказать, половозрелую) петлю, способную к размножению. Остается взяться мышкой за ее краешек и растянуть, как показано на рисунке 4.90, справа. Края получившегося клипа можно двигать вперед-назад столько раз, сколько вам нужно, и всякий раз форма волны будет автоматически дорисовываться. Кроме того, можно пририсовать этому клипу кривульки fade-in и fade-out, поставить на него огибающие громкости, панорамы и всего остального, наложить любые онлайновые и даже офлайновые обработки - и все равно он будет оставаться петлей. И только команда Bounce to Clip сможет снова сделать его обычным клипом. Впрочем, не только. Повторное нажатие Ctrl-L также возвращает петлю в состояние обычного клипа, но при этом будут потеряны все повторения, останется только исходный клип первоначального размера. Как будто вы ничего и не делали.

Ритмизованные клипы

Все это здорово, конечно, но представьте себе, что вам пришлось поменять тональность или темп своей композиции. Что станет с петлями? Да ничего, как были, так и будут, только перестанут попадать в такт или из тональности вылезут. Можно, конечно, взяться за дело вручную - поднять или опустить тон, растянуть или сжать длительность - благо, мы, в общем-то, уже представляем, как это делается в Саундфордже (команды Pitch Shift и Time Stretch) и Сонаре (команды Transpose и Fit to Time). Но есть и другой путь, который сделает клип самонастраиваемым, позволит применять его в самых разных композициях наравне с MIDI-партиями. Для этого надо только превратить обычный клип в ритмизованный (groove clip). Ритмизованный клип - это обычный с виду wav-файл, в котором, помимо обычной аудиоинформации, сохраняются данные о тональности, темпе, количестве ударов (ритмических долей - например, четвертушек) и некоторых других параметрах. Такой клип сможет сам подстраиваться под темп и тональность проекта, нам с вами и пальцем пошевелить не придется. Щелкнем по клипу правой кнопкой мыши, выберем строку Clip Properties (свойства клипа), перейдем на страницу Groove-Clips и займемся вводом основных параметров ритмизации (см. рис. 4.91).

Рис. 4.91. Свойства клипа как петли:



Галочка в строке Enable Looping делает то же, что и комбинация Ctrl-L -разрешает использовать клип в качестве петли. При этом становится доступным основной параметр темпа - количество ударов в клипе (Beats in Clip Field). Sonar сам его вычисляет, исходя из тактовой сетки и длины клипа. Скажем, при длине клипа 4 такта программа считает количество ударов равным 16 - по четыре четверти на такт. Но если размер в песне не 4/4, а 3/4, как поступит программа? К сожалению, сделает вид, что ничего не поняла, и напишет в поле Beats in Clip Field те же 16 ударов, тогда как на самом деле их должно быть 12. Введем тогда правильное значение от руки, и все дела. Хотя, конечно, стыдно такой большой и дорогой программе не понимать таких простых вещей. Ну да ладно - маленькая простительная слабость. Если теперь сказать ОК, клип уже станет ритмизованным, причем будет подстраиваться не только под основнрй темп музыки, но и под все его изменения, которые вы создавали в своей композиции командой Insert > Tempo Change или нарисовали карандашиком в окне Tempo View. Но под тональность проекта подстраиваться пока не сможет. Давайте его научим. Тональность клипа задается в окошке Reference Note, а автоматическое транспонирование разрешает галочка в строке Follow Project Pitch (следовать за тональностью проекта). Нет галочки - нет и транспонирования, К примеру, барабанам, перкуссии и прочим не тональным петлям транспонироваться совершенно ни к чему. Есть в нашем распоряжении еще два параметра транспонирования - Pitch (semitones) и Pitch (cents), оба задают дополнительный сдвиг тона. Но первый задает транспонирование на целое число полутопов, а второй - на целое число центов (сотых долей полутона). Действуют они вне зависимости от того, есть галочка в строке Follow Project Pitch или нет. Поднимать или опускать звук на десяток-другой центов приходится, когда частота звука в клипе не совсем совпадает с частотой звука в вашем проекте, отчего выходит фальшь. Подстроили чуть-чуть - и все встало на место.

Странно, но факт: ритмизованный клип не обращает никакого внимания на тональность, которую мы задали командой Insert > Meter/Key Change. He обращает он никакого внимания и на те изменения тональности, которые были заданы в окне Meter/Key View. Почему-то для клипов надо размечать проект тональностями отдельно. «Клиповая тональность» задается с помощью маркеров. Первым делом надо задать обшую тональность композиции. Если этого не сделать, клипы будут убеждены, что песенка ваша исполняется в тональности «до» (С), а там хоть трава не расти. Переходите в самое начало композиции (Ctrl-Home) и ставите там новый маркер (клавишей F11 либо командой Insert > Marker). А если какой-то маркер там уже стоял, просто щелкните по нему правой кнопкой мыши.

Рис. 4. 92. Вводим в маркер тональность:



В появившемся диалоговом окне (рис. 4.92), помимо имени и местоположения маркера, вводите также тональность, выбрав ее в нижнем списке, который называется Default Groove-Clip Pitch (высота ритмизованного клипа по умолчанию). Если по ходу песни требуется изменить тональность, этот факт тоже надо отметить в явном виде, создав новый маркер и задав в нем новую тональность.

Конструктор петель

Пуская в дело качественный клип, созданный и отработанный кем-то другим, вы можете ничего не подгонять и не подстраивать - просто берете и пользуетесь. Создавая клип самостоятельно, вы должны позаботиться о его качестве. Прежде всего, клип, который вы хотите сделать ритмизованным, не должен быть слишком коротким: если в нем менее одного удара (одной четвертушки такта), изменение длительности может сопровождаться искажениями и посторонними призвуками. Петля должна содержать полный музыкальный такт или несколько полных тактов. Возможны и более сложные варианты, но в любом случае должен возникать некоторый законченный ритмический рисунок, который соответствует вашему замыслу. Кроме собственно нот, в выделенном фрагменте могут быть и иные внутренние ритмы, которые также необходимо учитывать. Например, флэнджер или вибрато имеют свой период. Эхо имеет свою длительность и так далее. Общая громкость в начале и конце фрагмента должна быть примерно одинаковой на протяжении как минимум 100 миллисекунд, иначе звук будет дергаться, даже если вы очень точно подобрали ритмику.

Ну и, конечно, следует подумать о том, чтобы на стыках не было щелчков. Щелчки могут появляться от того, что в начале и конце фрагмента кривая не проходит через ноль, но не только. Если, скажем, в начале петли кривая идет резко вверх, а в конце резко вниз, в результате объединения появится острый угол, который вполне может создавать помеху.
Правой кнопкой мыши щелкаете по кнопочке Snap To Grid и ставите галочку в строке Snap to Audio Zero Crossing (выравнивание по точкам пересечения нуля) - отсылаю вас снова к рисунку 4.34 в главе «Сетка». Только после этого имеет смысл заниматься выставлением границ будущей петли. Если этого окажется недостаточно - щелчок все равно есть, - выделите маленький фрагментик в конце клипа и сделайте в нем плавное затухание звука командой Fade/Envelope из подменю Process > Audio. Вам дадут на выбор три варианта Fade-Out - быстрое затухание (Exponential Fade-Out), медленное (Inverse Exponential Fade-Out) и линейное (Linear Fade-Out). Можно поступить наоборот: сделать плавное нарастание звука (Fade-In) для фрагментика в начале клипа - если сигнал не проходил через нулевой уровень именно там. Но смотрите не перестарайтесь! Когда размеры области затухания оказываются слишком большими, между концом клипа и началом повторения возникает дыра, которая будет очень заметна при зацикливании. Так что выделять кусочек для затухания надо, сильно растянув линейку времени. Может быть, даже очень сильно растянув...'

Можно подбирать границы клипа прямо в окне проекта, зацикливая воспроизведение с помощью кнопок Loop On/Off и кнопки Set Loop to Selection (установить зацикливание по выделенному фрагменту). Но это не очень удобно, потому что, подвинув края клипа, придется заново задавать область зацикливания: заново выделять область, снова щелкать по кнопке Set Loop to Selection и только потом нажимать кнопочку Play или жать на пробел. Наверное, проще будет, дважды щелкнув по клипу, зайти в конструктор петли (Loop Construction), где ничего специально зацикливать не надо - играется всегда только выделенная часть клипа. (Чтобы попасть в конструктор, можно также щелкнуть по этой кнопке или вызвать команду Loop Construction из меню View.) В конструкторе петли разрешается двигать границы клипа, именно этот момент показан на рисунке 4.93. Тут своя собственная кнопка предварительного прослушивания и своя собственная клавиатурная комбинация для запуска воспроизведения - не пробел, а Shift-пробел. Ну и заодно здесь можно будет задать любые параметры ритмизованных клипов - для всего этого есть кнопочки, списки и строки ввода на панели инструментов.

Рис. 4.93. Подгоняем границы клипа в конструкторе петель:



Когда вы решите, что клип зацикливается как следует, без рывков громкости и ритма, без щелчков, нажмите кнопку Enable Looping, чтобы превратить выделенный фрагмент в петлю. Будет задан вопрос о необходимости обрезать все за границами выделения, а потом станут доступны параметры ритмизованного клипа. На верхней линейке появятся треугольные маркеры ударов - ритмических долей такта (см. рис. 4.94). Этими маркерами программа-пользуется, когда требуется подогнать темп клипа под темп композиции, в которой вы его используете. Делает она это следующим образом: сначала разрезает клип по маркерам, ставит каждый кусочек в новую точку в соответствии с тактовой сеткой. А потом уже изменяет длину каждого фрагмента по отдельности - так, чтобы он весь поместился до следующего маркера. Без маркеров вполне можно обходиться, но тогда нет никаких гарантий того, что при масштабировании все ноты попадут на свои места в сетке.

Рис. 4.94. Клип стал петлей. Осталось ее настроить:



В нашем распоряжении два движка для уточнения расстановки маркеров. Тот, возле которого на нашем рисунке написано No Slicing, расставляет линии разреза по тактовой сетке данного проекта. За основу можно выбрать ноту любой длительности - от целой до шестьдесят четвертой. Второй движок (Trans Detect) позволяет программе самой расставить маркеры, определяя начала нот по форме самого сигнала. Чем левее движок, тем выше чувствительность этого анализатора. Оба движка можно использовать совместно, оба влияют на качество транспонирования клипа. При слишком большом числе клипов звук может дрожать, напоминая какой-то из спецэффектов, вроде хоруса или фэйзера. При слишком малом - снижается точность ритмизации. А вообще, маркеры можно двигать даже мышкой, если понимаете, зачем вам это надо.

Теперь можно просто закрыть окно конструктора и перейти к другим делам. Но можно, нажав кнопку с дискеткой, сохранить клип на диск. Если мы сохраним его именно отсюда, из конструктора петли, а не с помощью команды экспорта, то в получившемся wav-файле сохранятся все настройки, включая темп, тональность и расположение маркеров. Такой клип можно будет загружать в другие проекты и даже в другие программы, понимающие ритмизованные кл-ипы стандарта ACID - ACIDized loop, как это называется по-английски. Можно даже выставить клип в интернет, чтобы им могли пользоваться другие музыканты. Если, конечно, вы вполне уверены в его высоком качестве.

Те, кому возможности Сонара по части «петлистой музыки» покажутся недостаточными, могут обратиться к другим программам. В первую очередь можно назвать продукт знакомой нам фирмы Sonic Foundry - программу ACID Pro. Фактически это полноценный секвенсор с поддержкой аудио, MIDI и-петель, устроенный во многом так же, как Sonar. Более того, сама возможность записывать темп и тональность в wav-файл была введена именно фирмой Sonic Foundry в этой самой программе (тогда она называлась еще просто ACID, без приятного добавления Pro). Так что Sonar на самом деле идет в фарватере этой технологии, позволяя нам создать собственные «эйсидизированные» wav-файлы, загружать готовые грув-клипы (которых понаделано немало именно в расчете на ACID) и составлять из них композиции. Другая популярная программа из этой области называется Fruity Loops или Fruity Loops Studio (разработана бельгийской фирмой Image-Line Software). Начинавшаяся когда-то как софтовая драм-машина, теперь эта программа превратилась в полноценный секвенсор барабанных партий. Правда, интерфейс у программы поначалу кажется непривычным, но на самом деле он очень прост. К тому же, программка эта сразу же начинает что-то там барабанить, не требуя даже загрузки каких бы то ни было файлов...


Программные синтезаторы и сэмплеры >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки