Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Сохранение и открывание файлов


Sonar сохраняет композицию (проект) в файле собственного формата Cakewalk Project (расширение cwp). Когда секвенсор этот назывался еще Cakewalk Audio или Cakewalk Pro Audio, в нем использовались файлы с другим расширением - wrk. Смена расширения не случайна - cwp-файлы и wrk-файлы устроены по-разному. Причем Сонар отлично понимает и нормально загружает файлы Кейкуока, а вот Кейкуок файлов Сонара, увы, не понимает. Но так всегда бывает при переходе на новый формат данных - вспомните хотя бы Microsoft Word, поменявший формат документов при переходе от версии 7.0 к версии 97. Сами cwp-файлы имеют очень скромные размеры: 100, 200, 300 КБ, притом что композиция может содержать десяток-другой аудиотреков длиной в несколько минут, что, как мы помним из предыдущего раздела, должно бы занимать уж никак не килобайты, а мегабайты, а то и десятки мегабайт. Чудеса? Да нет, никаких чудес. Просто Sonar держит звуковые файлы отдельно от проектов в поддиректории Audio Data, которая по умолчанию располагается в директории Cakewalk Projects'.

Во избежание недоразумений, советую сразу задуматься над тем, правильное ли это местоположение для аудиофайлов. Особенно если Audio Data оказывается на одном диске с системой. Ведь звуковые файлы занимают по-настоящему много места и при интенсивной работе со звуком быстро забьют диск, так что системе места не останется. Кроме того, обращение к этим файлам требует времени: в тот момент, когда диск потребуется системе или другой программе, он может оказаться занят некой длительной операцией с wav-файлами. И наоборот, для того чтобы прочесть или записать файл, Сонару придется дожидаться, пока браузер или, например, Word откроет ему доступ к диску. Конечно, операционная система организует для разных программ совместный доступ к диску. Но все равно задержки могут быть весьма значительными для такого чувствительного дела, как работа со звуком. Так что лучше бы перенести аудионапку на другой раздел диска, а лучше всего - па другой физический диск. Причем звуковые файлы стоит поместить на тот из ваших дисков, который и размером побольше, и работает пошустрее. Чтобы поменять адрес панки звуковых файлов, зайдите в окно общих настроек программы (команда Global в меню Options) и на странице Audio Data укажите новый адрес звуковых данных в строке Global Audio Folder (см. рис. 4.23). Можно нажать кнопочку с троеточием и отыскать папку на диске. Кроме самих аудиофайлов Sonar хранит на диске также изображение волны для каждой из дорожек, что позволяет быстрее загружать файлы в секвенсор. Обычно картинки хранятся там же, где и звуковые файлы, в поддиректории Picture или Picture Cashe. Файлы эти (с расширением mov) невелики, но перенося основную папку звуков в другое место, перенесите и картинки - строка Picture Folder.

Рис. 4.23. Меняем адрес папки звуковых файлов:



Cakewalk для этой же цели создаст поддиректорию Wavedata и папке самой программы в Program Files. После изменения местоположения папки аудио попытка загрузить в программу любой из ранее записанных проектов приведет Sonar в растерянность: «А где же аудиофайлы?» - спрашивает он (см. рис. 4.24). Если вы нажмете кнопку Skip (пропустить) или Skip All (пропустить все), проект загрузится, но звуковые дорожки окажутся пусты. Лучше этого не делать, а воспользоваться виндоузовскими средствами навигации (кнопочкой выхода из папки, выпадающим списком папок и дисков), дойти до старого местоположения аудиоданных и нажать кнопку Открыть.

Рис. 4.24. Потерялись аудиоданные:



Можно, кстати, ничего самому не искать - нажать кнопочку Search (найти). Программа проверит все диски вашего компьютера и отыщет недостающие файлы. Переключатель внизу окна задает, как именно программа должна исправить положение:
  • переместить звуковые файлы этого проекта в новую папку (верхняя строка - Move files to Project Audio Folder),
  • на всякий случай только скопировать их (Copy files...)
  • или же прописать внутри cwp-файла ссылку на другое местоположение звуковых файлов (Reference file from present location). По умолчанию внутри cwp-файла никаких ссылок нет, и все данные берутся из стандартной папки.
Последняя возможность позволит нам иметь несколько папок для аудиофайлов на разных дисках или в разных папках одного диска. Но поначалу я бы вам не советовал с этой возможностью связываться - очень легко запутаться. Кстати, если немного полистать окошко свойств клипа (если еще не забыли, команда Clip Properties в контекстном меню клипа), там найдется имя его wav-файла в папке аудио (страница Audio Files). Старые версии секвенсора давали файлам загадочные имен» из случайных сочетаний букв и цифр. В последней версии программы имя звукового файла стало предельно логичным:

Имя проекта, Имя дорожки, Rec (номер icnnna).wav

После редактирования, обработки спецэффектами и т. п. имя может поменяться:

Имя дорожки, Edit (номер клипа).wav
Имя дорожки, Mix (номер (cnnna).wav
TOOL copy 1 of Audio Event (номер winna).wav


Когда вы удаляете аудиодорожку из проекта, все относящиеся к ней звуковые файлы остаются в целости и сохранности. Sonar осторожничает, подстраховывается: а вдруг они используются и в других проектах? Ведь если вы когда-то сохранили один из вариантов проекта с другим именем, он будет ссылаться на те же звуковые файлы, что и данный проект! Осторожность вполне законная, но она может выйти боком: в главной звуковой папке может накопиться изрядное количество ничейных файлов-сирот, сжирающих огромное дисковое пространство.

Рис. 4.25. Очистка папки аудиоданных:



Сироты могут образовываться от самых разных причин - важно, что мы сможем найти их и удалить, не ползая для этого по сотням файлов с сачком и лупой, дабы без ошибки выбрать лишнего и ненужного. В меню Tools есть команда Clean Audio Folder для чистки папки аудиофайлов. Она обыщет все ваши диски в поисках сонаровских и кейкуоковских проектов, просмотрит, какой из них с какими звуковыми файлами работает, и выдаст вам полный список сирот (см. рис. 4.25). Кнопка Play позволит прослушать любого кандидата на удаление - пусть споет напоследок, может, па что и сгодится! Если не сгодится, щелкните по кнопке Delete. Есть также кнопка с довольно рискованным названием Delete All, которая сотрет сразу всех сирот без прослушивания.

Никогда не удаляйте файлы из главной папки аудио вручную - с помощью проводника, FARa или иного файлового менеджера. Пользуйтесь только командой Clean Audio Folder!

Если какой-то проект убран в архив, его звуковые файлы окажутся сиротами -Sonar внутрь архивов не залезает.


В связи с раздельным хранением проекта и его звуковых файлов возникает еще ряд вопросов. Например: как хранить проекты, работа над которыми закончена? Или: как быть, если мы собрались отнест.и проект на другой компьютер, где тоже есть Sonar? Ведь если взять один только cwp-файл, то все av-дподанные останутся дома, так?.. Безусловно, так - cwp-файлы переноске не подлежат2. Разработан особый транспортный формат - Cakewalk Bundle (расширение cwb в Сонаре или bun в Cakewalk), в котором звуковые данные запаковываются внутрь файла. Сохранив проект в этом формате, вы получите файл истинного размера - не детского, прямо скажем. Сохраняться будет долго-долго!.. Загружаться долго-долго!.. Вот его и следует использовать для переноски или сохранения в архиве'. Открыв cwb-файл в Сонаре, поработав с ним и нажав кнопочку Save на главной панели инструментов (или Ctrl-S), вы получите от программы завуалированное предложение сохранить его в виде обычного проекта: программа предложит задать новое имя и местоположение, при этом формат Normal, то есть формат обычного сонаровского проекта, будет задан для него по умолчанию. Это чтобы вы не работали постоянно с тяжеловесными и страшно тормозными cwb-файлами.

Другой способ собрать все аудиоданные, приписанные к данному проекту, - воспользоваться командой Consolidate Project Audio (меню Tools). Она создает в папке аудио поддиректорию, в которую и копирует все wav-файлы, относящиеся к данному файлу. Берите их и тащите, куда вам надо. Немало места могут занимать и видеофайлы. Sonar умеет импортировать в проект видео форматов Video for Windows (avi), MPEG Video (mpg) и QuickTime Video (mov). Если в ваши планы входит работа с видео, перенесите на другой диск папку Video Files - адрес ее найдете па странице Folders в глобальных настройках программы. Некоторых пользователей, случается, не устраивает расположение папки проектов вместе с Сонаром в Program Files, им удобнее работать с папкой, расположенной в другом месте. Если они при этом не желают всякий раз при открывании или сохранении файла долго-долго выбираться из стандартного местоположения проектов, они заходят на ту же страницу Folders в глобальных настройках Сонара и задают новый адрес в строке Project Files. Все остальное там можно оставить как было. В программе предусмотрена возможность автоматического сохранения проекта. В общих настройках программы (Options > Global) на странице General можно задать сохранение через заданные интервалы времени (Auto-save Every ... Minutes) или же после того, как в проект внесено заданное количество изменений (Auto-save Every ... Changes). Если у вас периодически случаются отключения электричества или комп частенько виснет, имеет смысл эту опцию включить. Но лучше завести привычку регулярно сохранять файлы, с которыми работаешь. Благо комбинация стандартная - Ctrl-S.


MIDI-редактор Piano Roll >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки