|
|||
|
|||
Мультитрек NuendoПрежде чем перейти к детальному рассмотрению интерфейса Nuendo, мы предварительно познакомимся с ее системой шин (Bus System). Для этого нужно снова зайти в меню Devices и выбрать пункты VST Inputs (клавиша На рис. 2.18 изображен пример конфигурации VST-входов для специализированного ASIO-драйвера звуковой карты SB Audigy. Рис. 2.18. Окно VST Inputs звуковой карты SB Audigy: ![]() Примечание Еще раз отметим, что для максимального использования возможностей Nuendo необходимо применять оборудование, поддержанное специализированными ASIO-драйверами. Поэтому случай использования ASIO Multimedia Driver мы не рассматриваем. ASIO-драйвер звуковой карты SB Audigy обеспечивает шесть стереовходов. Для того чтобы сделать вход активным, нужно нажать кнопку On. Желтый цвет этой кнопки означает, что вход активен. На рис. 2.19 изображен пример конфигурации VST-входов аудиоинтерфейса М Audio Delta R-BUS. Конфигурирование VST-выходов выполняется в окне VST Outputs (рис. 2.20). Рис. 2.19. Окно VST Inputs аудиоинтерфейса M Audio Delta R-BUS: ![]() Рис. 2.20. Окно VST Outputs звуковой карты SB Audigy: ![]() Для активизации VST-выхода необходимо нажать кнопку Active. VST-выходы можно переназначать. Для этого достаточно щелкнуть в любом нижнем поле (рис. 2.21) и выбрать в раскрывающемся списке физический выход. VST-выходы можно переименовывать. Пример переименования изображен на рис. 2.21. По умолчанию фейдеры каждого VST-выхода связаны между собой. Если нажать на кнопку с изображением замка (на рис. 2.21 отмечена стрелкой), то фейдеры разблокируются и перейдут в режим раздельной регулировки. На рис. 2.22 изображен пример переназначения VST-выходов для аудиоинтерфейса M Audio Delta R-BUS. Рис. 2.21. Переназначение VST-выходов звуковой карты SB Audigy: ![]() Рис. 2.22. Переназначение VST-выходов M Audio Delta R-BUS ![]() Шина BUS 1, не имеющая кнопки Active, всегда включена и называется мастер-шиной (Master Bus). По умолчанию все аудиоканалы назначены на мастер-шину. Конфигурация VST-входов и VST-выходов сохраняется вместе с проектом Nuendo. Однако при смене ASIO-драйвера эти настройки будут проигнорированы. Создание проекта При загрузке программы открывается главное окно (пустое). Для начала работы необходимо создать проект. Проект — это базовое понятие программы Nuendo. Он содержит конфигурацию мультитрека и виртуального VST-микшера по аналогии с сонгом Cubase VST или сессией SAWStudio. Создание проекта начинается с выполнения команды меню File | New Project (комбинация клавиш Ctrl+N). При этом открывается диалоговое окно New Project (рис. 2.23). Рис. 2.23. Окно New Project: ![]() В Nuendo проекты создаются из шаблонов, расположенных в списке Templates. Примечание Например, если путь к программе C:\Nuendo, то путь к шаблонам C:\Nuendo\Templates. В окне New Project шаблоны отображаются в виде списка. Названия шаблонов в списке — это названия проектов (файлов npr), расположенных в списке Templates. Предложенные в списке шаблоны предназначены для различного функционального применения Nuendo. Примечание Ниже мы рассмотрим процесс создания собственного шаблона. Итак, для того, чтобы создать проект, нужно выделить шаблон в списке и нажать на кнопку ОК. Для использования Nuendo в качестве AUDIO/MIDI-секвенсора можно выбрать шаблон Audio-MIDI Music Production. В этом случае будет создан привычный проект, похожий на сонг программы Cubase VST (созданный по умолчанию — def.all). Для дальнейшего изложения мы выберем системный шаблон Empty (Пустой), который не является проектом npr в списке Templates. Рис. 2.24. Окно Set Project Folder: ![]() Далее Nuendo предлагает задать рабочую папку проекта в окне Set Project Folder. Здесь процесс разветвляется на два способа:
Кнопка Select изменит свое название на Create в момент начала ввода с клавиатуры. Рис. 2.25. Создание рабочей папки проекта: ![]() Структура рабочей папки проекта Программа Nuendo, как хорошая хозяйка, автоматически наводит порядок в размещении всех рабочих файлов проекта. Это очень полезная особенность Nuendo. Так, если для дальнейшей работы возникнет необходимость переместить проект на другой компьютер (например, в студию), то достаточно будет скопировать лишь рабочую папку проекта. Помимо этого, если на жестком диске расположено одновременно несколько проектов, то, благодаря этой функции, исключена случайная потеря нужных файлов при удалении одного из них. Работа с файлами в программе Nuendo может иметь достаточно высокий уровень сложности: например, при многослойном деструктивном редактировании (см. разд. "'Многослойное' деструктивное редактирование" далее в этой главе). В этом случае программа создает большое количество дополнительных звуковых файлов, автоматически присваивая им имена по определенному алгоритму. Пользователю нужно очень хорошо представлять структуру рабочей папки проекта, т. к. случайная потеря звуковых файлов может полностью парализовать всю дальнейшую работу. Структура рабочего каталога Nuendo изображена на рис. 2.26. Файлы npr, csh, bak являются информационными, т. е. содержат служебную информацию проекта. В примере на рис. 2.26 файлы распределены таким образом: Project1.npr — это проект; Project1.bak — резервная копия проекта; Project1.csh — информация об имидже отредактированных объектов (этот файл появляется в том случае, если к объектам было применено деструктивное редактирование). Рис. 2.26. Структура рабочей папки: ![]() Перейдем к рассмотрению вложенных папок:
Настройка проекта, окно Project Setup После проведения подготовительных операций, описанных выше, проект будет создан и в главном окне программы откроется окно Nuendo Project — новое окно с мультитреком Nuendo (рис. 2.27). Рис. 2.27. Окно проекта Nuendo Project: ![]() Нужно отметить, что интерфейс окна Nuendo Project имеет много общего с интерфейсом окна MultiTrack программы SAWStudio:
Терминология В Nuendo используются термины Event (событие) и Part (часть) для обозначения объектов на мультитреке. Между Event и Part существуют различия, которые будут рассматриваться в дальнейшем. В тех местах главы, где различие между Event и Part несущественно, будет применяться обобщенный термин — объект. Для доступа к настройкам в меню Project предусмотрен отдельный пункт — Project Setup (комбинация клавиш Shift+S). Параметры проекта частично отображаются в трех полях, расположенных между секцией треков и информационной панелью (рис. 2.28). Для доступа к окну Project Setup достаточно щелкнуть мышью на любом из них. Рис. 2.28. Настройка проекта: ![]() Рассмотрим параметры проекта более детально.
Примечание Nuendo позволяет записывать и воспроизводить звуковые файлы с 16-, 24- и 32-разрядным разрешением. 32-разрядный формат с плавающей точкой — это внутренний формат данных Nuendo. Поэтому для достижения максимального качества следует использовать именно его. Параметр Record Format влияет не только на разрядность записываемых файлов, но также и на параметры конвертирования файлов, импортируемых в проект. Если в проекте не предполагается деструктивная обработка звуковых файлов, то разрядность проекта можно установить в 24 Bit. Преимущества формата 32 Bit Float проявляются при многослойном деструктивном редактировании, т. к. этот формат обладает огромным виртуальным динамическим диапазоном. Элементы управления в окне Nuendo Project В программе Nuendo хороший дизайн, отличающийся лаконичностью, а также интуитивно понятный интерфейс. Здесь.нет той избыточности, которая вместо того, чтобы помочь пользователю, в большинстве случаев лишь утомляет. Однако при своей кажущейся простоте Nuendo достаточно сложная программа и в ней, как и в SAWStudio, много различных неочевидных возможностей. Панель инструментов Toolbar Начнем знакомство с интерфейсом с панели инструментов — Toolbar. Совет Рекомендуем для комфортного использования Nuendo применять разрешение монитора не менее 1024x768. Панель инструментов традиционно занимает верхнюю часть окна Nuendo Project и представляет собой ряд красиво оформленных кнопок и раскрывающихся списков (рис. 2.28). В Nuendo можно одновременно работать с несколькими проектами. Сделать активным один из проектов позволяет кнопка-индикатор ![]()
Изменение масштаба (Zoom) При редактировании виртуального проекта часто требуется изменять масштаб отображения объектов. В программе Nuendo управление масштабом производится предельно просто и наглядно. В правом нижнем углу окна проекта расположены два слайдера (slider), предназначенные для управления масштабом по горизонтали и по вертикали (см. рис. 2.27). Они дублируются комбинациями "горячих" клавиш, которые в Nuendo можно программировать самостоятельно (см. разд. "Программирование 'горячих' клавиш" далее в этой главе). Cовет Быстро изменить масштаб по горизонтали можно с помощью мыши. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на линейке Ruler и, удерживая кнопку нажатой, протащить курсор мыши вверх или вниз вдоль курсора мультитрека (рис. 2.32). Для этого должен быть установлен флажок Zoom while Locating in Time Scale на странице Transport в дополнительных настройках Preferences (см. разд. "Дополнительные настройки" далее в этой главе). Слайдер Waveform Zoom, расположенный в правом верхнем углу окна проекта, изменяет масштаб отображения формы волны объекта. Cовет Слайдер Waveform Zoom лучше всего удерживать в нижнем положении, чтобы форма волны объектов отображала достоверную информацию об уровне сигнала. Детально исследовать форму волны лучше в редакторе Sample Editor (см. разд. "Редактор Sample Editor" далее в этой главе). Рис. 2.32. Быстрое изменение горизонтального масштаба: ![]() В Nuendo предусмотрен дополнительный сервис, позволяющий сохранять текущий горизонтальный масштаб и отображаемую временную позицию на линейке Ruler. Для этого в нижней части окна Nuendo Project под секцией Event Display расположен раскрывающийся список пресетов и две кнопки "+" и "-" (рис. 2.33). Рис. 2.33. Список пресетов Zoom: ![]() Каждое нажатие на кнопку "+" сохраняет текущие настройки Zoom в виде пресета. Для удаления пресета его необходимо предварительно выбрать и затем нажать кнопку "-". Встроенный пресет Full отображает проект полностью. Названия пресетов по умолчанию состоят из имени Zoom и номера пресета. Пресетам рекомендуется дать определенные названия (иначе теряется смысл в использовании данного сервиса). Для этого достаточно щелкнуть на имени пресета и ввести новое название с клавиатуры. Типы виртуальных треков Конечно, на первых этапах знакомства с Nuendo можно создавать проекты из готовых шаблонов. Но рано или поздно пользователю придется изменить структуру проекта, т. к. шаблоны не могут учитывать всего многообразия возникающих задач. Для создания треков в Nuendo существует меню Project | Add Track. Кроме того, треки можно создавать (добавлять) с помощью контекстного меню, если щелкнуть правой кнопкой мыши в секции Track List (рис. 2.34). Рис. 2.34. Добавление виртуального трека: ![]() Совет Команды добавления треков можно запрограммировать как комбинации "горячих" клавиш (см. рис. 2.34). Рассмотрим типы виртуальных треков Nuendo более детально. Примечание Здесь мы будем предварительно знакомиться с элементами управления виртуального микшера. Подробно виртуальный микшер будет рассматриваться в разд. "Виртуальный микшер". Audio Track Аудиотрек (Audio Track) создается (добавляется) командой Audio в меню Project | Add Track или командой Add Audio Track контекстного меню секции Track List. Максимальное количество аудиотреков в Nuendo ограничено числом 500. Но не стоит воспринимать эту возможность как руководство к действию: на практике количество треков определяется здравым смыслом, решаемой задачей и зависит от конфигурации компьютера. Совет Не стоит без необходимости создавать треки, например, заранее — "про запас". Ведь каждая аудиодорожка — это расходование ресурсов, и прежде всего оперативной памяти. Разумное решение состоит в гибком расходовании ресурсов, т. е. добавлении аудиодорожек по мере необходимости. Проведем сравнение, подчеркивающее преимущества программы Nuendo. В программе Cubase VST количество виртуальных каналов (то есть использование RAM) задается при настройке (в окне Audio System Setup) и в дальнейшем не зависит от количества Аудиотреков, которые при недостаточном количестве каналов конкурируют друг с другом. Это обязывает пользователя предварительно рассчитывать первоначальное количество каналов и затем его периодически корректировать. В Nuendo расходование ресурсов организовано разумнее: они выделяются автоматически при создании каждого нового аудиотрека (что, несомненно, значительно удобнее). Связь виртуальных каналов и дорожек в программе Nuendo тоже решена проще, чем в Cubase VST. Каждый аудиотрек автоматически закрепляет за собой отдельный канал виртуального микшера. Поэтому нет "борьбы" между аудиодорожками за виртуальный канал микшера. На аудиодорожках размещаются объекты, которые представляют собой аудиособытия (Audio Events) или аудиочасти (Audio Parts). Разработчики программы Nuendo нашли способ просто и красиво разместить данные автоматизации. Эти данные записываются на субтреки (Subtrаck), которые имеются у каждого аудиотрека. Количество таких субтреков зависит от числа типов автоматизированных данных. Сравнивая Nuendo с другими программами, можно выделить ее положительные черты. Здесь пользователь, с одной стороны, избавлен от избыточной информации, а с другой — может быстро получить доступ одновременно ко всем типам автоматизированных данных выбрав команду Show Automation for All Tracks в контекстном меню треков (см. разд. "Контекстное меню треков" далее в этой главе). Примечание Напомним, что в SAWStudio необходимо было применять фильтрацию для раздельного редактирования нескольких типов данных автоматизации одной дорожки (клавиша Рассмотрим элементы управления аудиотрека (рис. 2.35). Рис. 2.35. Элементы управления аудиотрека: ![]()
MIDI Track Количество MIDI-треков (MIDI Track) в Nuendo не ограничено. Они создаются командой Project | Add Track | MIDI или командой Add MIDI Track контекстного меню секции Track List. Программа Nuendo является виртуальной AUDIO/MIDI-студией (как и Cubase VST). Поэтому в ней можно полноценно использовать виртуальные VST-инструменты и, как уже говорилось, связываться с виртуальной студией Reason по протоколу ReWire. В начале главы мы отмечали, что в Nuendo работа с MIDI реализована проще, чем в Cubase VST. Благодаря этому факту многие компьютерные музыканты, которым требовался несложный MIDI-секвенсор, лишь дополняющий мощные возможности AUDIO, получили все это в одном VST-приложении. Поэтому, когда появилась на свет программа Nuendo, ее графический интерфейс управления MIDI-треком оказался реализован просто и лаконично, отчасти напоминая панель Inspector в Cubase VST. Рассмотрим этот интерфейс детально (рис. 2.36). Рис. 2.36. Элементы управления MIDI-трека: ![]()
Group Channel Track Групповой канал (Group Channel Track) — это универсальный строительный материал для конструирования виртуального VST-микшера. В программе Nuendo виртуальный микшер не является величиной с постоянными параметрами. Поэтому пользователь имеет большую свободу выбора при конструировании виртуальных маршрутов. Примечание Если сравнивать Nuendo с Cubase VST, то можно отметить, что здесь Nuendo тоже в выигрыше: у нее максимальное число групп — 64, в то время как у Cubase VST — только восемь групповых каналов. Групповые каналы в Nuendo можно использовать в разных целях:
Примечание Все остальное управление групповым каналом осуществляется в окнах VST Mixer и VST Channel Settings. Каждая новая дорожка Group Channel Track резервирует один канал VST-микшера. На рис. 2.38 изображены элементы управления Group Channel Track. Рис. 2.38. Элементы управления Group Channel Track: ![]()
Master Automation Track Этот трек в секции Track List называется так: VST Mixer. В проекте может быть только один Master Automation Track. Выглядит он как обычный трек автоматизации и отличается только своей специализацией. Окно Add Parameter этого трека содержит следующие параметры:
Рис. 2.42. Автоматизация входного уровня эффектов панели VST Send Effects: ![]() Plug-in Automation Track Это еще один специализированный трек автоматизации. В секции Track List он называется VST Effects. В проекте допустим только один Plug-in Automation Track. Параметрами автоматизации здесь выступают настройки подключенных VST-plug-ins в панелях VST Send Effects, VST Master Effects (клавиша
Рис. 2.43. Панель VST Master Effects: ![]() Через субтреки может быть получен быстрый доступ к данным автоматизации каждого параметра. Marker Track Для работы с закладками (или маркерами) в Nuendo предусмотрен специальный трек — маркер-трек (Marker Track). Он создается командой Project | Add Track | Marker, либо через контекстное меню Track List — командой Add Marker Track. В проекте может быть только один Marker Track. Совет Marker Track лучше всего сделать первой, самой верхней дорожкой проекта. Рис. 2.44. Пример размещения маркеров на Marker Track: ![]() На рис. 2.44 изображен пример размещения маркеров на Marker Track. Специальные маркеры L (Left) и R (Right) ограничивают рабочую область (выполняют функцию, аналогичную локаторам программы Cubase VST). В Nuendo они имеют то же название — локаторы, — что и в Cubase VST. По умолчанию локаторы L и R "сложены" в нулевой (Zero) точке проекта. Ухватившись мышью за R-локатор, можно переместить его вправо — ограничивая, тем самым, рабочую область. Рабочая область По аналогии с Cubase VST в программе Nuendo рабочая область — пространство, ограниченное специальными маркерами L и R (которые в дальнейшем будут называться локаторы). Именно между этими локаторами "течет жизнь": здесь создаются Audio Part или MIDI Part (часть), осуществляется циклическая запись или циклическое воспроизведение и т. п. Иными словами, рабочая область — это область редактирования проекта. Перетаскивание локаторов L и R вручную — это не самый удобный способ. Есть способы, позволяющие быстро выделить рабочую область.
Рис. 2.45. Перемещение локатора: ![]() Помимо локаторов на Marker Track можно размещать обычные маркеры. Делается это с помощью клавиши
Совет Маркеры с номерами от 3 до 9 можно быстро создать в текущей позиции курсора комбинациями Ctrl+3 — Ctrl+9. Быстрое позиционирование курсора осуществляется комбинациями Shift+3 — Shift+9 или клавишами 3 — 9 на дополнительной клавиатуре. Маркеры можно перетаскивать, выделять, удалять и переименовывать. Но к ним нельзя применять операцию копирования. На рис. 2.44 изображен пример присвоения имени маркеру "Vocal". Для этого достаточно выделить маркер, затем щелкнуть на панели Info Line в поле Name и ввести название с клавиатуры. В секции Track List дорожка Marker Track имеет только один элемент управления — кнопку Toggle Timebase (см. рис. 2.44). В режиме Tempo Base позиции маркеров станут зависимыми от установок темпа и графика Tempo Track. Video Track Видеотрек (Video Track) предназначен для импорта в проект Nuendo видеофайлов. В проекте может быть только один Video Track. Пример импортированного MPEG-файла изображен на рис. 2.46. Рис. 2.46. Video Track: ![]() При импорте видеофайла в диалоговом окне Import Video был установлен флажок Extract Audio. Поэтому помимо видеотрека появилась дополнительная дорожка Audio, содержащая звуковое сопровождение. Работа в Nuendo с видео в данной книге не рассматривается. Добавление/удаление нескольких треков В контекстном меню Track List есть еще два пункта: Add Multiple Tracks и Remove Selected Tracks. Команда Add Multiple Tracks (она дублируется пунктом Multiple в меню Project | Add Track) позволяет добавить в проект сразу несколько треков одного типа. В диалоговом окне Add Multiple Tracks в раскрывающемся списке Track можно выбрать тип трека, а в поле Count задать их количество. Команда Remove Selected Tracks удаляет выделенные треки. Дорожка выделена, если ее элементы управления окружены красной прямоугольной рамкой. Для того чтобы выделить трек, нужно просто щелкнуть на нем в секции Track List. Примечание Любая манипуляция с элементами управления трека автоматически его выделяет. Треки можно выделять группами. Для выборочного выделения достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши на каждом из них с нажатой клавишей Ctrl. Если последовательно выделить с одновременным нажатием клавиши Shift любые два (не соседних) трека, то все остальные, расположенные между ними, тоже окажутся выделенными. Снять выделение с трека можно щелчком мыши, удерживая нажатой клавишу Shift, или выделением другого трека. В Nuendo можно изменять порядок расположения треков путем их перетаскивания в секции Track List. Контекстное меню треков Интерфейс Nuendo построен таким образом, что многие операции выполняются с помощью контекстного меню, которое вызывается традиционно — правой кнопкой мыши. У разных типов виртуальных треков разные контекстные меню. Поэтому мы рассмотрим команды контекстных меню треков по отдельности и сконцентрируем основное внимание на треках: Audio, MIDI, Group Channel и Automation Subtrack. Наибольшее число команд содержит контекстное меню аудиотрека. Для его вызова необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши в свободной области между элементами управления (рис. 2.47). Рис. 2.47. Вызов контекстного меню: ![]() Первый пункт меню Show/Hide Automation (Показать/скрыть автоматизацию) делает видимыми все задействованные по числу параметров субтреки автоматизации данного аудиотрека. После выполнения этой команды при повторном вызове контекстного меню слово Show (Показать) заменится в первых двух командах на слово Hide (Скрыть). Поэтому если в контекстном меню будет повторно выбран один из двух первых пунктов, то произойдет обратное действие — все субтреки автоматизации будут скрыты. Команда Show/Hide Automation for All Tracks глобальна — она открывает (скрывает) все субтреки автоматизации для всех аудиотреков проекта. Используя перечисленные способы, в Nuendo можно получить максимально быстрый доступ к любому автоматизированному параметру. Команда Disable/Enable Track позволяет серьезно экономить ресурсы дисковой подсистемы. Если трек выключен, то меняется оттенок серого цвета в секции Track List. При этом с жесткого диска не считывается информация, связанная с объектами выключенного трека. Примечание Обращаем внимание на то, что, в отличие от команды Disable/Enable Track, кнопка Mute не прекращает считывание данных с жесткого диска и, следовательно, не экономит ресурсы. В Nuendo для эффективного использования ресурсов дисковой подсистемы необходимо пользоваться командой Disable Track. Этой функцией целесообразно пользоваться при большом количестве дублей, расположенных на разных дорожках, или для временного промежуточного сведения (см. разд. "Временное промежуточное сведение" далее в этой главе). Команда Auto Fades Settings позволяет для каждого трека или всего проекта сделать настройки автоматического Fade и Crossfade (виртуального фейда и кроссфейда). Забегая вперед, отметим, что в Nuendo существует два вида Fades: деструктивный и виртуальный (подробнее см. разд. "Деструктивный и виртуальный фейды" далее в этой главе). Деструктивный фейд выполняется с помощью манипуляторов объекта (Audio Event). С его помощью создается физическая копия звукового файла и дополнительные ресурсы в реальном времени не расходуются. Виртуальные фейд и кроссфейд могут потреблять значительные ресурсы, особенно при большом количестве дорожек, т. к. вычисления ведутся во время воспроизведения. Примечание Команда Auto Fades Settings меню Project позволяет установить глобальные настройки Auto Fades для всего проекта. Команда Remove Track удаляет тот трек, для которого вызвано контекстное меню. Команда Remove Selected Tracks удаляет выделенные треки и просто дублируется для удобства в контекстном меню треков. Пункт Select All Events выделяет все объекты, расположенные на данном треке. Команда Duplicate Track создает копию трека со всем содержимым, расположенную под оригиналом. Программирование "горячих" клавиш Работать с мультирековыми программами с помощью одной только мыши — занятие трудоемкое. Значительно ускорить процесс работы можно с помощью так называемых "горячих" клавиш. В Nuendo их можно программировать самостоятельно — в соответствии с потребностями. По умолчанию многие комбинации "горячих" клавиш уже созданы, но их всегда можно изменить и подогнать под себя. Для программирования акселераторов в меню File существует пункт Key Commands, который вызывает одноименное окно (рис. 2.48). Рис. 2.48. Программирование комбинации клавиш: ![]() Окно Key Commands состоит из трех списков: Categories, Commands и Keys. Каждая категория содержит несколько команд, которым приведены в соответствие комбинации клавиш. Для программирования новой комбинации нужно: 1. Выделить искомую команду в списке Commands. 2. Затем щелкнуть в строке Type new Key Command. 3. После этого набрать нужную комбинацию на клавиатуре. 4. Завершить процесс щелчком по кнопке Assign. Одной команде может соответствовать несколько комбинаций, но все-таки лучше удалить предыдущую комбинацию кнопкой Remove. Изменить "горячие" клавиши можно на любом этапе: кнопка Reset сбрасывает настройки команды в первоначальное состояние, а кнопка Reset All сбрасывает все настройки "горячих" клавиш. Просмотреть список запрограммированных "горячих" клавиш можно с помощью кнопки Show List в окне List of key commands. Если настройка получилась удачной, ее можно сохранить на будущее — кнопкой Export. При этом создается файл с расширением key. Кнопка Import выполняет обратную операцию — восстанавливает сохраненную конфигурацию из файла key. Дополнительные настройки (Preferences) Помимо базовых настроек, которые мы рассмотрели выше, в Nuendo существуют дополнительные. Дополнительные настройки "по умолчанию", конечно же, не создают проблем в работе с Nuendo. Но в связи с тем, что здесь есть некоторые тонкости, остановимся сначала лишь на некоторых из них. А позже затронем и остальные. Итак, доступ к дополнительным настройкам осуществляется через меню File | Preferences, которое вызывает одноименное окно (рис. 2.49). Рис. 2.49. Окно Preferences: ![]() В левой части окна Preferences расположена древовидная структура, содержащая страницы (Pages). В правой части окна находятся параметры выделенной страницы. На рис. 2.49 в левой части окна Preferences выделена страница User Interface, а в правой доступны параметры этой страницы. Флажок Auto Save обеспечивает функцию автосохранения, которую рекомендуется не отключать. Если функция Auto Save активна (флажок установлен), то программа автоматически создает резервную копию проекта с расширением bak. Если в Nuendo одновременно открыто несколько проектов, то у каждого проекта будет своя резервная копия. Интервал обновления резервной копии устанавливается в поле Auto Save Interval. Флажок Show Tips обеспечивает всплывающие подсказки на элементах интерфейса Nuendo. Поле Maximum Undo содержит символ бесконечности, что означает неограниченный (unlimited) уровень отмены. Примечание По всей видимости, после традиционной одноуровневой отмены Cubase VST разработчики фирмы Steinberg в Nuendo навсегда решили эту проблему. В это поле можно ввести любое число от 1 до 99 999. Правда, сразу за 99 999 следует бесконечность. Раскрывающийся список On Startup определяет задачу, которую должна выполнить программа при старте. По умолчанию в этом поле с некоторой долей юмора написано Do Nothing (Ничего). Именно этот случай мы и рассматривали выше при создании проекта Nuendo. Однако процесс можно автоматизировать. Для этого мы подробнее изучим пункты раскрывающегося списка On Startup.
Рис. 2.50. Окно Nuendo Open Document Options: ![]() Примечание Такой же список можно найти через меню File | Recent Projects. Диалоговое окно Nuendo Open Document Options предлагает выбор:
Окна проекта Marker, Browse Project, Pool Marker Окно Marker вызывается кнопкой Open Marker панели инструментов Toolbar (см. разд. "Панель инструментов Toolbar" ранее в этой главе) (рис. 2.51) или командой Project | Markers. Примечание Кроме этого, окно Marker можно вызвать комбинацией "горячих" клавиш или кнопкой Show на транспортной панели. Рис. 2.51. Окно Marker: ![]() Ответим на вопрос, для чего нужно окно Marker. При редактировании сложного проекта часто требуется точно позиционировать курсор. Можно, конечно, менять масштаб для того, чтобы его удобно было перемещать. Но это значительно замедляет работу. Поэтому лучше пользоваться закладками. Они позволяют точно позиционировать курсор без изменения масштаба. Для быстрого и точного перемещения курсора достаточно выбрать закладку в списке маркеров окна Marker. Этот список разделен на четыре столбца. 1. Первый столбец без названия. Он предназначен для перемещения курсе ра в позицию маркера. Символ ![]() 2. Столбец ID (идентификатор) содержит порядковые номера маркеров. Это номера можно изменять: щелкнуть на номере маркера, ввести новый номер с клавиатуры и завершить процесс ввода нажатием клавиши Enter. 3. Столбец Position отображает позицию маркера (в формате, установленном на линейке Ruler). Эту позицию маркера также можно редактировал в окне Marker. 4. Столбец Description предназначен для присвоения закладкам имен и создания комментариев. Примечание В столбцах ID и Description не редактируются специальные маркеры-локаторы. Рассмотрим функции кнопок Add, Remove и Move в работе с закладками.
Browse Project Окно Browse Project вызывается кнопкой Open Browser панели инструментов или командой Project \ Browser. Его внешнее сходство с проводником Windows Explorer не случайно и объясняется задачами навигации. Окно Browse Project позволяет "путешествовать в пространстве проекта Nuendo" (рис. 2.52). Рис. 2.52. Окно Browse Project: ![]() Окно Browse Project обеспечивает доступ ко всем параметрам проекта и позволяет редактировать их в виде чисел. В результате пользователь получает уникальную возможность не только видеть проект "изнутри", но и с математической точностью изменять любые параметры. Примечание Это необходимо, например, для точной коррекции (подгонки) данных автоматизации проекта. Образно говоря, Browse Project — это всемогущий низкоуровневый редактор проекта Nuendo. Он с легкостью может выполнить функции редактора List Edit или окна Controller программы Cubase VST. По строению окно Browse Project — аналогично проводнику Windows — делится на два окна: Structure List (слева) и Event Display (справа). В левом окне размещена структура проекта (дерево). В правом — редактируемые данные. Примечание Термин Event (Событие) применяется в Nuendo к разным типам данных, относящихся ко всем типам треков. Названия "папок" в "Nuendo Explorer" четко соответствуют названиям треков секции Track List (см. рис. 2.52). Порядок папок в структуре идентичен расположению треков в секции Track List. Все манипуляции со структурой аналогичны действиям, выполняемым в проводнике Windows. А для того, чтобы раскрывать или скрывать дерево, предназначены кнопки ![]() ![]() ![]() ![]()
Pool В Nuendo — также, как и в SAWStudio — реализован принцип недеструктивного редактирования. Это значит, что основные операции (копирования, разрезания, перемещения и т. д.) происходят не с физическими файлами, а только лишь со ссылками на них. Примечание Напомним, что в SAWStudio эти ссылки назывались регионами и для их учета было предусмотрено отдельное окно Regions (см. главу 1, разд. "Окно Regions"). В Nuendo деструктивное редактирование организовано сложнее, поэтому нужно пояснить основные термины, относящиеся к области ссылок: Audio Clip и Region. Аудиоклип (Audio Clip). В программе Nuendo любой звуковой файл — записанный или импортированный — автоматически получает ссылку равной длины, которая называется аудиоклипом. Но нужно отметить, что это понятие более широкое, т. к. при многослойном деструктивном редактировании Audio Clip может содержать ссылки на несколько звуковых файлов (см. разд. "'Многослойное' деструктивное редактирование" далее в этой главе). Поэтому, обобщая, можно сказать, что Audio Clip — это глобальная ссылка на звуковые файлы. Регион (Region). Внутри аудиоклипа можно выделить области и обозначить их как новые ссылки. Такие ссылки называются регионами (Region). Все ссылки (аудиоклипы и регионы) представлены в Nuendo в окне Pool. И они выстроены в строгую иерархию: аудиоклип выше, чем регион. Как уже отмечалось, у программы Nuendo всегда царит порядок среди файлов проекта. А ведь в сложном проекте могут участвовать файлы различных форматов, записанные и импортированные, у разных проектов могут быть общие звуковые файлы и т. п. Для того чтобы защитить пользователя от случайного удаления данных при работе со звуковыми файлами, в окне Pool предусмотрены следующие функции: корректный файловый менеджмент и "строгий" учет всех ссылок — аудиоклипов и регионов (аналогично окну Regions SAWStudio). Но это еще не все "должностные обязанности" окна Pool. Оно также предназначено для редактирования аудиоклипов. Нужно отметить, что многофункциональность окна Pool с одной стороны полностью соответствует сложности задач, которые можно выполнять в Nuendo. Но с другой, интерфейс окна Pool прост и интуитивно понятен, несмотря на сложность выполняемых операций (рис. 2.54). Вызывается окно Pool кнопкой Open Pool панели инструментов или командой Pool в меню Project. Рис. 2.54. Окно Pool: ![]() Это окно представляет собой таблицу, в которой можно изменять количество столбцов и порядок их расположения. Количество отображаемых столбцов задается в списке View. Один из них — столбец Media — удалить нельзя, т. к. он содержит иерархическую структуру аудиоклипов и регионов. В примере на рис. 2.54 аудиоклип "Audio Clip" содержит два региона: "Region1" и "Region2". В столбце Image можно наглядно оценить размеры регионов и их позицию относительно стартовой границы аудиоклипа. Клипы и регионы можно прослушивать, если щелкнуть мышью на имидже. Интерфейс окна Pool достаточно прост для самостоятельного освоения. Отметим лишь некоторые моменты. Все операции редактирования сосредоточены в меню Pool и дублируются в контекстном меню, которое традиционно вызывается правой кнопкой мыши. Кнопка Import вызывает диалоговое окно Import Medium, через которое можно импортировать в Pool все типы поддерживаемых Nuendo media-файлов. Панель Transport В каждой мультитрековой программе традиционно присутствует транспортная панель или дека. Она предназначена для управления процессами записи, воспроизведения и "перемотки". На наш взгляд необходимость в этих элементах вызвана больше традицией дизайна, чем требованием удобства работы. Ведь управление всей домашней аудиотехникой производится клавишами и кнопками на пульте дистанционного управления. Для пользователей, которые предпочитают такой способ управления, функции транспортной панели дублируются на клавиатуре. В описываемой программе эти кнопки также поддерживаются внешними микшер-контроллерами (Remote control) (см. разд. "Подключение Remote control device" ранее в этой главе). Вместе с тем, некоторыми функциями программы удобнее управлять именно с транспортной панели. Поэтому она заслуживает более детального рассмотрения. Вызывается панель опцией Transport Panel меню Transport или запрограммированной "горячей" клавишей (рис. 2.55). ![]() ![]() Рис. 2.55. Транспортная панель: ![]() ![]() ![]() Совет Для плавного увеличения/уменьшения параметра нужно установить курсор мыши над или под модифицируемым разрядом Position Display. Если курсор расположен над разрядом, он примет вид ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Совет Быстрое закрепление маркеров в текущей позиции курсора можно осуществить комбинацией Alt + щелчок мышью на кнопках L, R, 3 ..... 8. Внешний вид транспортной панели можно изменить. Например, урезать ее функции до привычных кнопок управления магнитофоном. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на транспортной панели и в контекстном меню выбрать пункт Buttons Only. Запись AUDIO Процесс записи в Nuendo тесно связан с возможностями используемого оборудования и с поставленной задачей. Например, какой выбрать способ записи — последовательный (Track after track) или параллельный многоканальный, какой выбрать формат звукового файла и т. д. Итак, подготовка к записи начинается с выбора формата звукового файла. Выбор формата звукового файла Вновь обратимся к дополнительным настройкам Preferences (рис. 2.56). Рис. 2.56. Выбор формата записываемого звукового файла: ![]() На странице Audio в раскрывающемся списке Record Files Type можно выбрать три формата:
Конфигурирование VST-входов Теперь кратко о возможностях аудиооборудования. На рис. 2.58 изображен пример конфигурации VST-входов аудиоинтерфейса М Audio Delta R-BUS (о нем говорилось в начале главы). Эта конфигурация позволяет записывать параллельным способом двенадцать каналов одновременно (восемь из них по шине R-BUS). Для активизации пары входов нужно нажать кнопку On в столбце Active. Например, для записи с портов R-Bus Inl Delta-RBUS (IN 1) и R-Bus In2 Delta-RBUS (IN 2) достаточно нажать верхнюю кнопку On (рис. 2.58). Тогда VST-входы IN1 и IN2 будут активизированы. Рис. 2.58. Активизация VST-входа: ![]() Активизация Для того чтобы вход был доступен в качестве источника сигнала, его необходимо активизировать в окне VST Inputs. Внутри VST-приложения ASIO-порт (столбец Port) будет представлен под названием, введенным в столбце Label. Названия VST-входов в столбце Label можно изменять. На рис. 2.59 показана конфигурация VST-входов с пользовательскими названиями для звуковой карты SB Audigy. Рис. 2.59. Конфигурация VST-входов SB Audigy: ![]() Активизация входов АС 97 L (R) обеспечивает запись с линейного входа звуковой карты (Line-In). Покажем, как происходит подготовка к записи на одну аудиодорожку (на рис. 2.60 — дорожка Audio 01). 1. Откроем окно VST Channel Settings выбранного аудиотрека. Для этого нужно щелкнуть на любой из кнопок: FX, EQ или Ins. 2. В этом же окне определим активный VST-вход — источник сигнала записи (рис. 2.60). Для этого нужно щелкнуть по кнопке селектора входов, совмещенного с кнопкой Monitor . Внимание Доступными являются только те входы, которые активизированы в окне VST Inputs. Рис. 2.60. Выбор активного VST-входа: ![]() В примере на рис. 2.60 используется монофонический аудиоканал. При использовании стереотрека картина изменится. Здесь активные VST-входы представлены в качестве стереопар (рис. 2.61). Рис. 2.61. Выбор активного VST-входа для стереоканала: ![]() Селектор входов доступен как из окна VST Channel Settings, так и из окна VST Mixer (рис. 2.62). Оно вызывается по умолчанию клавишей Примечание Все "горячие" клавиши, указанные далее, предложены при инсталляции Nuendo по умолчанию. Рис. 2.62. Выбор активного VST-входа в окне VST Mixer: ![]() Мониторинг Мониторинг — это акустический контроль записываемого сигнала. При записи в Nuendo можно пользоваться тремя видами мониторинга. Внешний мониторинг При внешнем мониторинге используется внешний аппаратный микшер или микшер звуковой карты. Входной сигнал до попадания в программу Nuendo ответвляется и смешивается непосредственно в микшере с выходным сигналом мультитрека Nuendo. Так как сигнал мониторинга не проходит через программу Nuendo, то отсутствует его задержка (latency) и таким сигналом нельзя управлять, а также обрабатывать его виртуальными эффектами (plug-ins). ASIO Direct Monitoring Этот режим должно поддерживать оборудование, совместимое с ASIO 2.O. Основное отличие режима ASIO Direct Monitoring от внешнего мониторинга состоит в том, что сигналом можно управлять из Nuendo так же, как в случае внутреннего мониторинга. Однако в этом режиме сигнал не проходит через Nuendo, поэтому исключена его обработка с помощью plug-ins. Детали этого процесса зависят от специфики оборудования. В Nuendo для включения этого режима нужно выставить флажок Direct Monitoring в окне Device Setup устройства VST Multitrack (см. разд. "Настройка AUDIO" ранее в этой главе). Примечание Для применения этого режима мониторинга в звуковой карте M-Audio Audiophile 2496 в окне М Audio Delta Control Panel на вкладке Hardware Settings нужно снять флажок Disable Control of the Monitor Mixer and Patchbay/Router by Audio Applications. Внутренний мониторинг (через Nuendo) В этом режиме сигнал мониторинга проходит через Nuendo. Следовательно, им можно управлять и обрабатывать его виртуальными эффектами (plug-ins). Это очень важная функция, т. к. музыкант может сразу играть звуком, обработанным в реальном времени. Иначе говоря, компьютер с Nuendo превращается в виртуальный процессор эффектов. При этом на аудиотрек пишется "сухой" (необработанный) сигнал, что дает возможность в дальнейшем при необходимости изменить обработку. Нужно отметить, что, к сожалению, у внутреннего мониторинга есть недостаток — у него появляется задержка (latency). Примечание Для внутреннего мониторинга нужно использовать специализированные ASIO-драйверы, обеспечивающие минимальную задержку. Флажок Direct Monitoring (см. выше) должен быть снят. Сигнал должен проходить только через Nuendo. Например, в случае применения звуковой карты M-Audio Audiophile 2496 в окне М Audio Delta Control Panel на вкладке Patchbay/Router зависимый переключатель H/W Out 1/2 нужно установить в позицию WavOut 1/2. Но эта задержка достаточно мала, поэтому не стоит отказываться от внутреннего мониторинга. Например, даже в полупрофессиональной звуковой карте SB Audigy можно установить задержку ASIO Buffer Latency 2 мс. Поэтому остановимся на нем подробнее. И для этого вновь обратимся к дополнительным настройкам Preferences (рис. 2.63). Рис. 2.63. Режимы внутреннего мониторинга: ![]() На странице VST режимы внутреннего мониторинга отражены в списке Auto Monitoring.
Последовательная запись (Track after track) Опишем действия, необходимые для записи одного трека, на примере использования звуковой карты SB Audigy. Предупреждение Параметр ASIO Buffer Latency (Creative ASIO Control Panel) должен иметь минимальное значение, не превышающее 5 мс. Предположим, что уже выполнены все операции по подготовке к записи, рассмотренные выше. Создадим аудиотрек, выберем активный VST-вход и рассмотрим случай ручного управления мониторингом — в режиме Manual. Контроль уровня записи Перед тем как приступить к записи, необходимо проконтролировать уровень. Это можно сделать двумя способами. Рис. 2.64. Контроль уровня записи: ![]() 1. Приблизительно оценить уровень с помощью трекового индикатора, нажав кнопку Record Enable или Monitor (рис. 2.64). 2. Более точный способ — нажать кнопку Record Enable, Monitor или In в окне VST Mixer (рис. 2.65). Рис. 2.65. Точный контроль уровня записи: ![]() Уровень записи при необходимости корректируется с помощью внешнего микшера, либо микшера звуковой карты. Основное требование к уровню записи несколько противоречиво: он не должен превышать 0 дБ, но при этом быть" максимальным, насколько это возможно. В связи с тем, что эти характеристики являются чрезвычайно важными для понимания процесса записи, поясним их для нетехнических специалистов. В подавляющем большинстве случаев реальные звуковые сигналы далеки по форме от идеальной синусоиды. Они характеризуются так называемым пик-фактором. Примечание Пик-фактор — это отношение пиковой мгновенной амплитуды к его эффективному значению — RMS (Root Mean Square — среднеквадратичное). Например, для речи пик-фактор составляет величину порядка 20 дБ, а для "отмастеренного" CD AUDIO современной поп-музыки — может быть 6— 10 дБ. В главе 1 отмечалось, что снижение уровня записи приводит к оцифровке с более низким разрешением, т. е. к снижению качества. Но с другой стороны пиковый индикатор моментально отметит превышение порога в 0 дБ при увеличении уровня выше допустимого. В результате чего, например, при записи вокальной партии уровень может оказаться слишком заниженным, что заметно уменьшит качество ее звучания при 16-битной оцифровке, которое затем будет не восстановить программными средствами. Поэтому перед подачей на АЦП усиленный сигнал с микрофона следует обработать компрессором, т. е. сжать динамический диапазон — другими словами, уменьшить пик-фактор. Выходной сигнал синтезатора, записываемого через линейный вход звуковой карты, имеет, как правило, меньший пик-фактор, чем сигнал вокальной партии с микрофона. Поэтому в этом случае можно обойтись без компрессора. И даже при использовании 16-битного АЦП можно получить вполне приличный результат, только немного уменьшив уровень до -4 -6 дБ, т. к. различить на слух 15-битное и 16-битное звучание значительно труднее, чем 16-битное и 24-битное. Не следует забывать, что качество звука прежде всего определяется схемотехникой звуковой карты и качеством ее АЦП, а не только "магическим" количеством разрядов. Разрешающая способность АЦП и его реальная точность нередко различаются. Запись с текущей позиции курсора После настройки уровня можно приступать к началу записи. Для этого нужно вернуться в окно Nuendo Project, нажать кнопку Record Enable (над кнопкой Monitor) и запустить записи кнопкой Record на транспортной панели. Внимание Для того чтобы производилась запись на трек, кнопка Record Enable должна быть нажата (во включенном состоянии она мигает). Эта кнопка дублируется в канальной секции VST-микшера (на рис. 2.65 отмечена стрелкой). Рис. 2.66. Запись на аудиотрек: ![]() При такой последовательности действий запись начнется с текущей позиции курсора. При записи программа "рисует" имидж звукового файла. Это происходит, если отмечен флажок Create Images During Record на странице Event Display в дополнительных настройках Preferences (рис. 2.67). Запись будет продолжаться до остановки кнопкой Stop транспортной панели. Результатом записи будет новый объект — Audio Event в секции Event Display окна Nuendo Project (рис. 2.68). Название объекта Audio Event состоит из имени аудиотрека, на котором производится запись, и номера дубля. В примере на рис. 2.68 объект имеет название "Record_00". Это значит, что на треке с названием "Record" была произведена первая запись. Последующие записи будут, соответственно иметь названия объектов "Record_01", "Record_02" и т. д. В окне Pool дубли учитываются как аудиоклипы, имеющие статус Record (буква "R") (рис. 2.69). Если воспользоваться функцией отмены Undo (меню Edit | Undo Ctrl+Z) или просто удалить объекты с мультитрека, то записанные аудиоклипы будут перемещены в корзину — Trash. Рис. 2.67. Флажок Create Images During Record: ![]() Рис. 2.68. Объект Audio Event: ![]() Рис. 2.69. Аудиоклипы в окне Pool: ![]() Забегая вперед, отметим, что с помощью команды контекстного меню Empty Trash окна Pool можно по-разному удалить файлы: физически или только из окна Pool (рис. 2.70). Рис. 2.70. Удаление неудачных дублей: ![]() Новую запись можно производить поверх предыдущей. В этом случае объекты накладываются друг на друга (рис. 2.71). Примечание Функцию наложения объектов можно запретить, если в дополнительных настройках Preferences на странице User Interface-Editing отметить флажок Delete Overlaps. Но мы не рекомендуем отказываться от многослойности муль-титрека Nuendo. Это свойство позволяет просто записывать дубли друг на друга, что в последствии облегчает их редактирование. Рис. 2.71. Наложение объектов при записи: ![]() Воспроизведение объектов в Nuendo подчиняется простому правилу: в один момент времени воспроизводится самый верхний видимый видеообъект. Порядок наложения объектов можно изменять. Для этого нужно вызвать контекстное меню щелчком правой кнопки мыши на любом из перекрывающих друг друга объектов. В открывшемся контекстном меню выбрать в субменю То Front объект, предназначенный для "поднятия в верхний слой" (рис. 2.72) Рис. 2.72. Изменение порядка наложенных объектов: ![]() Запись с позиции левого локатора Этот способ записи отличается от предыдущего тем, что предварительно нажимается кнопка Punch In ![]() Рис. 2.73. Включение режима деактивации Punch In: ![]() Примечание Этот режим записи отличается от режима Automatic Punch тем, что сразу нажимается кнопка Record на транспортной панели. Кнопка Punch In может автоматически отключаться после остановки записи. Это делается так: в дополнительных настройках окна Preferences на странице Transport нужно установить флажок Deactivate Punch In on Stop (рис. 2.73, указано стрелкой). Запись в режиме Punch Режим Punch on the fly (на лету). Это, пожалуй, самый простой способ записи в режиме Punch. Для его осуществления нужно во время воспроизведения периодически нажимать кнопку Record на транспортной панели (или клавишу <*> на дополнительной клавиатуре). Последовательность действий такая: 1. Включить режим воспроизведения кнопкой Play. 2. Когда курсор подойдет к месту начала записи, нажать кнопку Record. 3. После того как запись окончена, выключить режим — для этого вновь нажать на кнопку Record. При этом воспроизведение будет продолжаться до команды Stop. Внимание При этом способе записи должны быть выключены обе кнопки транспортной панели — Punch In и Punch In Out. Каждый повтор этой последовательности операций (цикл включения/ выключения записи без остановки воспроизведения) будет создавать новый аудиообъект). Режим Automatic Punch. Этот способ записи — автоматический. Для его использования предназначены кнопки Punch In и Punch Out на транспортной панели. Если нажата кнопка Punch In, то запись автоматически включается при воспроизведении с позиции левого локатора. Для этого нужно просто позиционировать курсор левее локатора L и включить воспроизведение. Включенная кнопка Punch Out ![]() Внимание Очень важно, чтобы локаторы L и R были расположены в соответствии с названиями, т. е. левый — слева, а правый — справа. Такое расположение локаторов отображается яркой зеленой линией между ними на линейке Ruler. Если они расположены неверно (наоборот), то эта линия меняет цвет на темно-зеленый. В дополнительных настройках Preferences можно задать для режима Punch автоматическую остановку на правом локаторе. Для этого нужно установить флажок Stop after Automatic Punchout (рис. 2.74, указано стрелкой). Рис. 2.74. Включение режима автоматического останова: ![]() Функции Preroll и Postroll, о которых мы упоминали при рассмотрении транспортной панели (см. разд. "Панель Transport" ранее в этой главе) обеспечат автоматическое смещение курсора на заданную величину в режиме записи Punch. Примечание Напомним, что для применения этих функций нужно отметить опцию Use Pre/Post-Roll в меню Transport. Функции Preroll и Postroll очень удобны при записи "живого" исполнения. Во-первых, они автоматизируют процесс записи. Во-вторых, позволяют исполнителю подготовиться заранее (Preroll). В-третьих, продолжают воспроизведение на заданное время (Postroll) после правого локатора — не разрушают внезапной паузой творческое состояние (при активном флажке Stop after Automatic Punchout в настройках Preferences). Совместное использование кнопок Punch In/Out с функциями Preroll и Postroll позволяет управлять процессом записи дублей с помощью одной только кнопки Record, полностью сосредоточившись на тонкостях исполнения (при сброшенном флажке Deactivate Punch In on Stop в настройках Preferences). Функция Preroll также удобна при записи с текущей позиции курсора. Если она включена, то перед записью звучит небольшое вступление, за время которого исполнителю легко сориентироваться в темпе и ритме. Поэтому можно даже не включать метроном, если в проекте уже записаны треки с ритмическим каркасом композиции. Способы позиционирования курсора При записи и редактировании часто требуется перемещать курсор. Самый простой способ — щелкнуть мышью на линейке Ruler. Однако это не всегда удобно. Для того чтобы позиционировать курсор прямо в окне Event Display (щелчком в любой свободной области), нужно в дополнительных настройках Preferences на странице Transport установить флажок Locate When Clicked in Empty Space (рис. 2.75). Рис. 2.75. Разрешение свободного позиционирования курсора: ![]() Для позиционирования курсора точно по границам объектов нужно использовать удобные команды Transport | Locate Next Event (клавиша Запись с использованием метронома В Nuendo, так же, как и в Cubase VST, можно производить запись под звук встроенного метронома. Активизация метронома выполняется кнопкой Click ![]() Рис. 2.76. Окно Metronome Setup: ![]() Метроном в Nuendo может генерировать MIDI-сообщения и/или использовать аудиоканал. Для этого в окне Metronome Setup находятся две секции — MIDI и Audio, — а также секция общих настроек. Если отмечен флажок MIDI Click, то метроном генерирует MIDI-сообщения в соответствии с музыкальным размером и темпом, установленным на транспортной панели. Раскрывающийся список MIDI Output позволяет назначить для метронома любой доступный MIDI-порт.
Внимание Для того чтобы метроном отмерил заданное количество тактов перед записью, необходимо на транспортной панели нажать кнопку Punch In. Флажки In Play, In Record, соответственно, активизируют метроном в режимах воспроизведения и записи. Циклическая запись Результатом циклической записи является создание регионов и/или объектов. Это зависит от дополнительных настроек Preferences. Для того чтобы подойти к циклической записи во всеоружии, остановимся еще раз на принципах организации ссылок внутри Nuendo. Audio Clip — это глобальная ссыпка на звуковой файл или, в случае деструктивной обработки, на звуковые файлы. Она может содержать внутренние области — регионы, которые функционально аналогичны регионам SAWStudio. Иерархия всех ссылок отображается в окне Pool (см. рис. 2.54). Audio Event — объект мультитрека, содержащий собственную ссылку на Audio Clip. Она не отображается в окне Pool. Фактически Audio Event представляет собой сегмент аудиоклипа с дополнительными виртуальными свойствами. В Nuendo принцип недеструктивного редактирования получил свое дальнейшее развитие. Поясним, что он дает. Объект Audio Event, содержащий внутреннюю ссылку, может быть расположен в любой временной позиции на дорожках мультитрека, а также иметь множество копий. Очень важно, что при этом не создаются физические копии звуковых файлов, т. е. все операции редактирования пользователь осуществляет виртуально. Программа полностью автоматизировала процесс и "самостоятельно следит" за порядком в соответствии ссылок и звуковых файлов. А значит, не нужно задумываться о том, с какой областью звукового файла идет работа. Но при необходимости в Nuendo области звукового файла можно зафиксировать как отдельные ссылки. Это может потребоваться, например, для Loop-конструирования или при работе с дублями. Для этого случая в Nuendo предусмотрена возможность создания Regions (регионов), с которыми можно производить отдельные манипуляции. Обобщая, можно сказать, что в Nuendo существуют три разновидности ссылок:
Рис. 2.77. Выбор режима циклической записи: ![]() Раскрывающийся список Cycle Record Mode предлагает выбор из трех опций: Create Regions, Create Events и Create Events +Regions. Остановимся на них подробно. Для начала активизируем режим циклической записи. Для этого нужно нажать кнопку Cycle ![]() Рис. 2.78. Выбор региона: ![]() В примере на рис. 2.78 субменю содержит три региона: Takel, Take2 и Take3. Каждый из них соответствует одному циклу записи или дублю. Если отметить один из пунктов списка, то собственная ссылка объекта Audio Event будет переназначена на регион, выбранный в субменю. Эту операцию лучше всего производить в режиме циклического воспроизведения — когда кнопка Cycle нажата. Тогда можно выбирать лучший дубль, прослушивая их в режиме реального времени с остальными треками проекта. Работа с дублями возможна и в окне Pool (рис. 2.79). Рис. 2.79. Дубли в окне Pool: ![]() Примечание Забегая вперед, отметим, что регионы можно перетаскивать из окна Pool на дорожки мультитрека и таким образом конструировать музыку из регионов. Например, используя циклическую запись в режиме Create Regions, можно сформировать регионы — фрагменты будущего произведения. В этом случае обоснованным решением может быть не поиск лучшего дубля, а создание коллекции дублей, сохранение различных вариантов исполнения музыкальной фразы в виде регионов. Следующий режим — Create Events. Он отличается тем, что вместо регионов создаются объекты Audio Events, которые накладываются друг на друга. Рис. 2.80. Выбор объекта: ![]() Если произошло наложение объектов, то становится доступным субменю То Front (рис. 2.80), которое позволят изменить порядок наложения Audio Events. Примечание Напомним, что на дорожке всегда воспроизводится только верхний объект. Выбор удачного дубля можно осуществить в реальном времени в режиме циклического воспроизведения. Нужно отметить, что в режиме циклической записи Create Events создаются лишь собственные сшжм объектов, поэтому в окне Pool будет отображаться только глобальная ссылка Audio Clip, которая состоит из дублей, последовательно записанных в длину. Совет Собственная ссылка объекта Audio Event может быть сохранена как регион с помощью команды Event as Region меню Audio. Однако этот режим позволяет легко смонтировать "идеальный" дубль (Perfect Take). Для этого нужно воспользоваться инструментом Split панели Toolbar и разрезать объект. Затем с помощью субменю То Front оставить наверху лучшие варианты (рис. 2.81). Примечание Инструмент Split разрезает в выбранной точке сразу все объекты, наложенные друг на друга. Режим Create Events + Regions является комбинацией двух предыдущих. В нем создаются регионы и объекты (рис. 2.82). Рис. 2.81. Монтаж "идеального" дубля: ![]() Рис. 2.82. Комбинированный режим: ![]() Комбинированный режим дает большую свободу выбора в редактировании записанного материала. Создание "идеального" дубля (Perfect Take) в редакторе Audio Part Editor Редактор Audio Part Editor программы Nuendo аналогичен редактору Audio Editor программы Cubase VST. Мы не будем его рассматривать здесь подробно, а остановимся на алгоритме монтажа "идеального" дубля Perfect Take. В режиме циклической записи Create Regions нужно сделать следующее: 1. После остановки циклической записи открыть контекстное меню записанного объекта. 2. В контекстном меню выбрать команду Audio | Events to Part. 3. На запрос программы Create part using regions? ответить Regions. 4. Дважды щелкнуть на созданном объекте Audio Part. Примечание В открывшемся окне Audio Part Editor можно так же, как и в Cubase VST смонтировать дубль, пользуясь инструментами Split, Erase и Mute (рис. 2.83). Более подробную информацию о редакторе Audio Part Editor можно найти в разд. "Редактор Audio Part Editor". В режиме циклической записи Create Events последовательность действий будет отличаться от приведенной выше: 1. Выделить рамкой записанный объект Audio Event. (На информационной панели Info Line должна быть надпись Multiple Objects Selected.) 2. В контекстном меню выбрать команду Audio | Events to Part. 3. Дважды щелкнуть на созданном объекте Audio Part. Рис. 2.83. Монтаж дубля в редакторе Audio Part Editor: ![]() При монтаже нужно учитывать, что в редакторе Audio Part Editor дубли "конкурируют" друг с другом за аудиоканал. Приоритеты при воспроизведении распределяются снизу вверх. Самый нижний дубль обладает наивысшим приоритетом, т. е. при воспроизведении прослушивается только он. Параллельная многоканальная запись Для параллельной многоканальной записи необходимо оборудование, которое может обеспечить необходимое количество каналов. При наличии такого оборудования предварительная настройка сводится к активизации VST-входов и назначению активных VST-входов для записываемых аудиоканалов в окне VST Mixer (см. разд. "Конфигурирование VST-входов" ранее в этой главе). После нее нужно нажать кнопку Record Enable на каждой записываемой дорожке и включить запись. Контроль уровня записи производится для каждого канала в окне VST Mixer или Nuendo Project. | |||
Недеструктивное редактирование >>> <<< Оглавление | |||
|
|