|
|||
|
|||
Недеструктивное редактированиеВ предыдущих разделах мы уже познакомилиоь с концепцией недеструктивного редактирования, реализованного в Nuendo. Центральным понятием, характеризующим эту концепцию, является Audio Event (аудиособытие). Термин Audio Event перешел в Nuendo "по наследству" — из программы Cubase VST, где на Audio распространялась терминология MIDI (на MIDI-треках располагались MIDI Events, а на аудиотреках — Audio Events). В программе Cubase VST проект (сонг) имеет трехуровневую структуру:
Примечание Из Audio Events можно собрать "контейнеры" (Audio Parts), образуя средний уровень для аудио. Но эта функция не является обязательной. Такое решение принято не случайно, ведь Nuendo — это, прежде всего, система для создания Audio, где все должно быть подчинено идее недеструктивного редактирования. Объект Audio Event в программе Nuendo обладает пятью манипуляторами и "по старинке" назван аудиособытием. Но функционально — это аудиообъект, имеющий виртуальные свойства. Примечание В программе Samplitude 2496, например, такой элемент с пятью манипуляторами называется объектом. Одним из свойств объекта Audio Events является его собственная ссылка на Audio Clip. Остальные свойства объекта изменяются с помощью манипуляторов, которые мы рассмотрим в следующем разделе. Манипуляторы Итак, объект Audio Event имеет пять манипуляторов (рис. 2.84). Для того чтобы манипуляторы стали видимыми, объект необходимо выделить щелчком мыши. Рассмотрим их функции. Манипуляторы с номерами 1, 2 (см. рис. 2.84) служат для изменения границ объекта: Event Start и Event End. Курсор мыши видоизменяется при его наведении на манипулятор. Рис. 2.84. Манипуляторы аудиообъекта: ![]() Если при этом нажать и удерживать левую кнопку мыши, то рядом с манипулятором появится надпись, содержащая информацию о координате границы и длине объекта (рис. 2.85). При перетаскивании манипулятора надпись отражает его текущую позицию. Примечание Информация этого раздела относится к версии Nuendo 1.53. Рис. 2.85. Изменение границ объекта: ![]() Манипуляторы с номерами 3, 4 (см. рис. 2.84) управляют линиями плавного изменения громкости Fade In и Fade Out. Эта операция не является полностью виртуальной и выполняется деструктивно — с созданием новой копии части звукового файла и переназначением ссылки. Длина части звукового файла равна длине линии Fade. Данная операция не затрагивает глобальную ссылку Audio Clip, поэтому разные копии Audio Events могут иметь независимые линии Fade. Физические деструктивно обработанные копии оригинального звукового файла располагаются в папке Fades папки проекта. Примечание Такое решение позволяет существенно сэкономить вычислительные ресурсы. При перетаскивании манипулятора 3 или 4 отображается надпись, содержащая текущую координату манипулятора и длину линии Fade (рис. 2.86). Рис. 2.86. Изменение Fade In: ![]() При редактировании Fade соответственно изменяется имидж звукового файла. Это позволяет оценить изменения по внешнему виду. Манипулятор с номером 5 (см. рис. 2.84) нужен для виртуального изменения громкости объекта. Рис. 2.87. Изменение громкости объекта: ![]() Если перетаскивать этот манипулятор, то на экране отображается текущий уровень громкости и глубина изменения (diff.) в дБ (рис. 2.87) относительно предыдущего уровня. Имидж звуковой волны также обновляется, давая возможность визуальной оценки. Деструктивный и виртуальный фейды Деструктивный фейд Пользователь программы Nuendo может выбирать, как распределить вычислительные ресурсы машины: какому из двух видов редактирования отдать предпочтение — виртуальному или деструктивному. Терминология Нужно заметить, что деструктивный способ редактирования, при котором создается резервная копия, не является чем-то принципиально новым. Подобный метод применяется и в редакторе Cool Edit Pro, и в Samplitude 2496. По нашему мнению, все способы защиты оригинальной информации от случайного разрушения являются достоинствами программы. Любое редактирование в Nuendo названо в документации к программе неразрушающим. Это происходит оттого, что в Nuendo деструктивно редактируется физическая копия оригинальных звуковых данных. Для того чтобы отличать процессы, происходящие при редактировании в реальном времени от непосредственной обработки звукового файла, используются термины Online и Offline. В дальнейшем любое редактирование, в результате которого создается сохраняемый на диск звуковой файл, будет называться деструктивным. Рассмотрим деструктивный фейд, который организован с помощью манипуляторов объекта. В предыдущем разделе мы рассматривали манипуляторы объекта (см. рис. 2.84). Третий и четвертый из них обеспечивают деструктивный фейд с "бесшовным" переназначением ссылки — в местах стыковки отсутствуют щелчки. Пользователь может и не подразумевать о таком сервисе — т. к. программа выполняет эту операцию автоматически. Как уже отмечалось, деструктивное редактирование избавляет процессор от лишних вычислений. Ведь объектов в проекте может быть много, и если для каждого в реальном времени вычислять фейд, то нагрузка на процессор будет большой. Намного разумнее потратить вычислительные ресурсы с большей выгодой — например, на обработку звука с помощью plug-ins. Какие возможности предоставляет Nuendo для деструктивного фейда? Для того чтобы это узнать, обратимся к меню Audio | Open Fade Editor(s). Пункты этого меню становятся доступными, если на мультитреке выделен хотя бы один объект. Выделение объектов Объекты можно выделять щелчком мыши, рамкой или последовательно: щелчками мыши с нажатой клавишей Shift. Также для операций выделения существует отдельное меню Edit | Select. Если выделено несколько объектов, то их манипуляторы связываются. Это значит, что изменение позиции манипулятора у одного объекта вызывает синхронное изменение для других выделенных объектов. Выбор пункта Open Fade Editor(s) может вызвать сообщение Please select audio events with fade times > 0! (Пожалуйста, выделите объекты Audio Events с временем фейда больше 0). Это означает, что выделен объект (объекты) с нулевыми позициями манипуляторов 3, 4 (см. рис. 2.84). Поэтому выбирать пункт Audio | Open Fade Editor(s) следует только для объектов с деструктивным фейдом. Итак, отметим пункт Audio | Open Fade Editor(s) для выделенного объекта с деструктивным фейдом. Появится два окна настройки Fade In: и Fade Out: (рис. 2.88). Рис. 2.88. Окна настройки деструктивного фейда: ![]() Примечание Для наглядности на рис. 2.88 окна Fade In: и Fade Out: расположены рядом. Если смещен только один из манипуляторов фейда объекта, то появится только одно окно Fade In: или Fade Out: соответственно. В центре расположен фейд-дисплей (Fade Display) с кривой Fade In (Fade Out). Кривую можно построить по точкам. Для этого достаточно щелкнуть в любом месте графического дисплея. Каждый щелчок создает новую точку. Точки свободно перетаскиваются мышью. Кнопка ![]() ![]() Рис. 2.89. Кроссфейд в области перекрытия объектов: ![]() В более сложном случае кроссфейд может быть выполнен на объектах, имеющих размер внутренней ссылки меньший, чем Audio Clip. Манипуляторы с номерами 1 или 2 (см. рис. 2.84) должны быть смещены (то есть объект "подрезан"). Тогда для двух соседних объектов может быть выполнен кросс-фейд с автоматическим изменением границ на длину зоны кроссфейда, установленную по умолчанию в диалоговом окне Crossfade: (об этом ниже) (рис. 2.90). Рис. 2.90. Кроссфейд при перекрытии аудиоклипов: ![]() На рис. 2.90 показан размер глобальной ссылки Audio Clip и укороченный размер внутренней ссылки Audio Event. Два соседних объекта с укороченным размером внутренней ссылки образуют кроссфейд после выполнения команды Audio | Crossfade. Важно отметить, что размер внутренней ссылки должен быть укорочен по отношению к глобальной ссылке со стороны прилегающих границ объектов. Параметры кроссфейда можно редактировать в диалоговом окне Crossfade: (рис. 2.91). Для этого нужно выделить один или два объекта с кроссфейдом и повторно выполнить команду Audio | Crossfade (клавиша <Х>). Другой способ — дважды щелкнуть в зоне кроссфейда. Диалоговое окно Crossfade: представляет собой комбинацию окон Fade In: и Fade Out:. Кнопки Play Fade обеспечивают контрольное прослушивание результата функции Crossfade для каждого объекта по отдельности (Fade In и Fade Out). Кнопка Play Dry дает возможность прослушать "сухой" звук без обработки. Кнопка Play воспроизводит кроссфейд полностью, так же, как он будет звучать на мультитреке. Флажок Equal Power формирует кривые таким образом, чтобы в зоне кроссфейда была постоянная суммарная мощность сигнала. Флажок Equal Gain выполняет аналогичную функцию для поддержания постоянной суммарной амплитуды. Рис. 2.91. Диалоговое окно Crossfade: ![]() Кнопка Restore возвращает диалоговое окно к первоначальному состоянию на момент его открытия, т. е. сбрасывает все настройки. В поле Length задается длина зоны кроссфейда в формате времени, определяемом в раскрывающемся списке форматов. Кнопка As Default сохраняет текущие настройки диалогового окна Crossfade: как настройки по умолчанию. Эти настройки будут использоваться при каждом следующем применении функции кроссфейда. Значение поля Length также сохраняется как настройка по умолчанию, однако она не будет применяться в случаях кроссфейда с перекрытием объектов, где длина области перекрытия определяет зону кроссфейда. Кнопка Recall Default копирует настройки по умолчанию в диалоговое окно Crossfade:. Такая функция может, например, применяться для возврата к настройкам по умолчанию после редактирования в диалоговом окне. Совет Размер зоны кроссфейда можно изменять простым перетаскиванием объектов. Но при этом объекты обязательно должны сохранять область перекрытия. Зоны кроссфейда отображаются на мультитреке всегда. Однако кривые фейда, образованные на объектах фейд-манипуляторами 3, 4 (см. рис. 2.84) можно скрыть, если снять флажок Show Event Volume Curves Always на странице Event Display в окне Preferences (рис. 2.92). Если флажок снят, то линии громкости отображаются только при выделении объекта Audio Event. Рис. 2.92. Настройка режима отображения линий громкости: ![]() Виртуальный фейд Виртуальный фейд (Auto Fades) представляет собой недеструктивное редактирование в чистом виде: кривые фейда рассчитываются процессором в реальном времени. Основная функция виртуального фейда — более гладкие переходы между соседними объектами, поэтому процессором в реальном времени рассчитываются кривые Fade In/Out длиной 1—500 мс. Еще раз отметим, что в Nuendo пользователю предоставляется возможность самостоятельно распределять вычислительные ресурсы машины. При большом количестве объектов виртуальный фейд может значительно снизить общую производительность, поэтому для него предусмотрены два вида настроек:
Совет Для максимальной производительности рекомендуется не включать виртуальный фейд в глобальных настройках, а использовать только трековые настройки по мере необходимости. Глобальные настройки осуществляются командой меню Project | Auto Fades Settings в диалоговом окне Auto Fades - Project: (рис. 2.93). Интерфейс диалогового окна Auto Fades - Project: аналогичен рассмотренным выше окнам Fade In:, Fade Out: и Crossfade:. Рис. 2.93. Диалоговое окно Auto Fades - Project: ![]() Флажки Auto Fade In, Auto Fade Out и Auto Crossfades активизируют соответствующие режимы виртуального фейда и кроссфейда. В поле со списком Length задается длина виртуального фейда в миллисекундах. Кнопка As Default сохраняет глобальные настройки для всех последующих проектов. Это означает, что все вновь созданные проекты будут иметь одинаковые глобальные настройки. Примечание Функция сохранения глобальных настроек работает только для проектов, созданных из фирменных шаблонов. Если проект создается из собственного шаблона, ранее сохраненного командой File | Save as Template, то глобальные настройки будут соответствовать шаблону. Трековые настройки виртуального фейда выполняются в окне Auto Fades -Track: (рис. 2.94), которое вызывается через контекстное меню треков командой Auto Fades Settings. Отличие интерфейса этого диалогового окна от окна Auto Fades - Project в специальном флажке Use Project Settings. Если флажок активен, то на дорожке действуют глобальные установки. Если флажок сброшен, то на треке можно установить отдельные настройки. Если изменить трековые настройки с активным флажком Use Project Settings, то программа воспримет их как новые глобальные настройки и выдаст запрос на их сохранение. Рис. 2.94. Окно Auto Fades - Track: ![]() Режимы недеструктивного редактирования Панель инструментов Nuendo функционально имеет много общего с панелью инструментов программы Cubase VST. Но существуют различия, основанные на том, что Nuendo больше специализируется для работы с Audio. В Nuendo можно производить недеструктивные операции как с объектами (Events), так и с диапазонами (Range). Поэтому мы разделим недеструктивное редактирование на два вида:
Операции с объектами Этот вид редактирования исключает использование инструмента Range Selection ![]() Перемещение Самый простой способ реализуется перетаскиванием объекта или группы выделенных объектов с помощью инструмента Object Selection (рис. 2.95). Стрелками на рис. 2.95 показано направление перемещения объектов, которое сопровождается информацией о текущей координате точки синхронизации (Sync Point) смещаемого объекта (на рис. 2.95 в формате Bars+Beats). Рис. 2.95. Перемещение выделенной группы объектов: ![]() Примечание Точку синхронизации (привязки) Sync Point (Snap Point) мы подробно рассмотрим в разд. "Привязка к тактовой сетке (Snap)". Если режим Snap (кнопка Snap On/Off ![]()
Рис. 2.97. Сдвиг объекта с помощью панели Info Line: ![]() Копирование Самый простой способ копирования — это перетаскивание объекта (или выделенной группы) с нажатой клавишей Alt инструментом Object Selection. Остальные методы копирования связаны с командами меню Edit.
Переименование По умолчанию имя аудиособытия указывает на Audio Clip в соответствии с внутренней ссылкой. Но при необходимости пользователь может переименовать выделенный объект. Делается это в поле Description на панели Info Line. Переименованный объект Audio Event будет содержать в скобках название глобальной ссылки. Разрезание Нетрудно догадаться, что для этого предназначается инструмент Split ![]() ![]() Рис. 2.101. Операция разрезания объекта: ![]() Для разрезания достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши, установив инструмент Split в нужную позицию. Рис. 2.102. Операция Split Loop: ![]() Объекты можно разрезать непосредственно по линии курсора мультитрека с помощью команды Split at Cursor (комбинация клавиш Alt+X). Операция применяется к выделенным объектам. Если ни один объект не выделен, то по линии курсора разрезаются все объекты на всех дорожках мультитрека. Разрезание объектов по границам обоих локаторов L и R выполняется с помощью команды Edit | Split Loop. Команда Split Loop применяется к выделенным объектам или ко всем объектам, если ни один из них не выделен (рис. 2.102). Склеивание Склеивание производится с помощью инструмента Glue (клей) ![]() Рис. 2.103. Различные результаты склеивания: ![]() Если склеить два объекта Audio Event сразу после разрезания, то снова образуется Audio Event. При этом объекты после разрезания не должны перемещаться или редактироваться. В более общем виде это правило можно сформулировать так: если аудиособытия располагаются последовательно друг за другом, а их внутренние ссылки расположены также последовательно на аудиоклипе, то склеивание образует Audio Event. В остальных случаях склеивание приводит к образованию "контейнера" Audio Part. Группирование Выделенные объекты можно сгруппировать командой Edit | Group. С точки зрения редактирования группа ведет себя как отдельный объект, т. е. операции редактирования применяются одновременно ко всем объектам группы. Объекты, входящие в группу, помечаются символом g. Сгруппированные объекты разъединяются командой Edit | Ungroup. Изменение границ объекта (Sizing) Изменение границ объекта (или группы выделенных объектов) выполняется с помощью инструмента Object Selection и манипуляторов 1, 2 (см. разд. "Манипуляторы"). Инструмент Object Selection имеет два режима:
В этом режиме происходит встречное смещение противоположной границы внутренней ссылки Audio Event. Переключение между режимами осуществляется с помощью кнопки Object Selection. Для этого нужно щелкнуть по подсвеченной кнопке (рис. 2.104) и выбрать режим во всплывающем меню. Рис. 2.104. Режимы операции Sizing: ![]() "Галочкой" в меню отмечен активный режим. Для быстрого перехода к неактивному режиму нужно выполнить смещение границы с нажатой клавишей Alt. В Nuendo существует полезная и удобная функция изменения границ аудио-событий с помощью инструмента Scrub/Play ![]() Совет Для редактирования аудиоматериала удобно4 использовать сочетание инструмента Scrub/Play (в режиме Scrub) с разрезанием по линии курсора мультитре-ка (команда Edit | Split at Cursor, комбинация клавиш Alt+X). С помощью инструмента Scrub ищется точная линия разреза (позиция курсора), а затем выполняется разрезание по линии курсора. Еще одним интуитивно понятным способом изменения границ является использование кнопок Trim Button панели инструментов Nudge и Snap (см. разд. "Панель инструментов Toolbar" ранее в этой главе, рис. 2.30). Примечание Смещение границ (Normal Sizing или Sizing Moves Contents) кнопками Trim Button также зависит от установленного режима инструмента Object Selection. Прокручивание содержимого объекта (Sliding) Внутреннее содержимое объектов можно прокручивать без сдвига самих объектов. На рис. 2.105 показан пример прокрутки аудиоклипа внутри аудиособытия. Примечание Если аудиособытие захватывает аудиоклип целиком, то прокрутка невозможна. Рис. 2.105. Смещение собственной ссылки Audio Event: ![]() Фактически происходит смещение (Offset) границ Event Start и Event End собственной ссылки Audio Event относительно стартовой границы аудио-клипа без изменения позиции аудиособытия на мультитреке. Границы прокрутки определяются размерами аудиоклипа. Содержимое объекта прокручивается с нажатыми клавишами Ctrl и Shift. Блокирование объектов Для защиты от случайного редактирования объекты можно заблокировать. Блокировка выделенных объектов осуществляется с помощью команды Edit | Lock. Для разблокирования предусмотрена команда обратного действия Unlock. В зависимости от дополнительных настроек Preferences (рис. 2.106) объекты могут блокироваться по нескольким признакам:
![]() В дополнительных настройках на странице User Interface-Editing в раскрывающемся списке Lock Event Attributes можно установить любой вариант блокирования или их комбинацию. Параметры блокирования выделенных объектов можно изменить, если повторить команду Lock для заблокированных объектов. Тогда в диалоговом окне Lock Event Attributes следует отметить или снять соответствующие флажки. Рис. 2.107. Диалоговое окно Lock Event Attributes: ![]() Для одного выделенного объекта параметры блокирования можно изменить в поле Lock панели Info Line. Привязка к тактовой сетке (Snap) Без функции Snap недеструктивное редактирование было бы усложнено дополнительными усилиями по поиску синхронизации между объектами вручную. Если композиция монтируется из фрагментов, привязанных к метру и ритму, то без функции Snap не обойтись. Благодаря ей пользователь может быстро и точно позиционировать объекты. Для того чтобы функция Snap могла привязывать аудиособытия к тактовой сетке, каждое аудиособытие содержит точку синхронизации — Sync Point (Snap Point). На рис. 2.108 точка синхронизации изображена в окне редактора Sample Editor. Здесь ее можно перетаскивать мышью. В окне Nuendo Project точка синхронизации отображается вертикальной синей линией внутри аудиособытия. Рис. 2.108. Точка синхронизации Sync Point (Snap Point): ![]() Точка Sync Point представляет собой специальный маркер, относительно которого формируется позиция аудиособытия на дорожке. По умолчанию точка синхронизации расположена в начале аудиособытия, но может возникнуть необходимость переместить ее в соответствии с музыкальной задачей, например, на сильную долю. В окне Nuendo Project точка синхронизации смещается в текущую позицию курсора командой Audio | Snap Point to Cursor. Совет Поиск позиции курсора удобно выполнить с помощью инструмента Scrub, а затем уже сместить точку Sync Point командой Audio | Snap Point to Cursor. Режимы функции Snap Активизация функции Snap осуществляется с помощью кнопки Snap On/Off ![]() Рис. 2.109. Раскрывающийся список режимов Snap: ![]() В списке предлагается на выбор четыре основных и три комбинированных режима. Рассмотрим режимы функции Snap по порядку. Grid — классический режим привязки к тактовой сетке, известный пользователям Cubase VST. В этом режиме задается шаг тактовой сетки в формате времени (Display Format) линейки Ruler. Шаг тактовой сетки выбирается в раскрывающемся списке панели инструментов Nudge и Snap (рис. 2.110). Рис. 2.110. Выбор шага тактовой сетки: ![]() Events — режим привязки к событиям. В этом режиме "центрами притяжения" становятся:
Рис. 2.111. Привязка в режиме Events: ![]() Shuffle — режим тасования объектов. Применим для случаев, когда требуется изменить порядок следования соседних объектов. Выполняется простым перетаскиванием объектов. В примере на рис. 2.112 объекты Audio Event 1 и Audio Event 2 поменяются местами. Magnetic Cursor — режим привязки к курсору мультитрека, в котором объекты "прилипают" к курсору мультитрека своими стартовыми границами. Объекты Audio Event "прилипают" к курсору точками Sync Point. Остальные режимы функции Snap представляют собой комбинации из вышеописанных. Рис. 2.112. Тасование объектов в режиме Shuffle: ![]() Примечание Нужно отметить, что функция Snap действует не только на объекты и маркеры, но и на точки автоматизации. Параметры функции Snap могут быть уставлены разными в окне Nuendo Project и окнах Audio Part Editor. Операции с диапазонами В Nuendo кроме различных манипуляций с объектами существует отдельный класс операций недеструктивного редактирования, которые проводятся с помощью диапазонов (Range). Все эти операции выполняются с помощью инструмента Range Selection ![]() Совет Если выбран инструмент Range Selection, то для выделения диапазонов можно воспользоваться меню Edit | Select. С помощью диапазонов редактировать в большинстве случаев удобнее и быстрее, чем с помощью традиционных операций (разрезания, копирования и т. д.), т. к. диапазон не ограничен дорожкой или размерами объекта, а редактируется вся выделенная область. Она может охватывать несколько объектов даже на разных дорожках. Рассмотрим приемы редактирования инструментом Range Selection. Диапазон можно выделить не только пунктами меню Edit | Select, но и традиционно — с помощью мыши. Для этого достаточно протащить курсор мыши. После того как диапазон выделен, его можно, например, переместить (рис. 2.113). Рис. 2.113. Перемещение диапазона: ![]() Перемещение диапазона — это фактически ни что иное, как создание нового объекта. Примечание При операциях с диапазонами удобно использовать функцию привязки Snap. Еще несколько способов выделения диапазона:
1. "Грубо" выделить диапазон. 2. Включить циклическое воспроизведение диапазона командой Transport | Loop Selection. 3. Откорректировать границы фрагмента в режиме циклического воспроизведения (повторяя команду Loop Selection при каждом смещении границ). 4. Ограничить локаторами L и R область копирования Loops. 5. Применить команду Edit | Fill Loop (рис. 2.114). Рис. 2.114. Создание цикла: ![]() В режиме редактирования диапазонов действуют и традиционные команды меню Edit: Cut, Copy и Paste. Но в их применении есть некоторые отличия по сравнению с режимом Object Selection.
Рис. 2.116. Деструктивный фейд в режиме Range selection: ![]() "Контейнер" Audio Part В программе Nuendo аудиособытия выкладываются непосредственно на дорожки мультитрека. Но, несмотря на это, может оказаться удобным собрать некоторые из них в "контейнеры" Audio Part. Эту операцию можно рассматривать как функцию объединения аудиособытий, так сказать, своеобразную сервисную надстройку. Создать Audio Part можно следующими способами:
Редактор Audio Part Editor Двойной щелчок на объекте Audio Part вызывает редактор Audio Part Editor (рис. 1.\\1). (О нем шла речь в разд. "Создание "идеального" дубля (Perfect Take.) в редакторе Audio Part Editor".) Рис. 2.117. Окно редактора Audio Part Editor: ![]() Большая часть интерфейса и элементов управления в окне Audio Part Editor совпадает с окном Nuendo Project. Но есть отличия — три новые кнопки:
Рис. 2.118. Виртуальные дорожки Lanes: ![]() С помощью дорожек Lanes легко решается проблема свободного места при сложном монтаже. И процесс, очень трудоемкий в других условиях, превращается в "успокаивающий нервы пасьянс". При каждом копировании или перемещении аудиособытия вниз создается новая виртуальная дорожка. Таким образом, объекты не нагромождаются друг на друга, а аккуратно раскладываются ровными рядами на "рабочем столе". Нужно отметить, что дорожки Lanes — это виртуальная надстройка над основным треком проекта Nuendo Project. Поэтому их воспроизведение осуществляется через один и тот же виртуальный канал (за исключением воспроизведения с помощью кнопки Play ![]() Редактор Sample Editor Редактор Sample Editor программы Nuendo можно сравнить с окном SoundFile программы SAWStudio. Их функциональное назначение во многом совпадает. В обеих программах они служат для создания регионов и деструктивного редактирования. Вообще, возможности редактора Sample Editor шире, чем возможности редактирования в окне SoundFile программы SAWStudio. Это обусловлено уникальным алгоритмом многослойного деструктивного редактирования Nuendo. Помимо этого здесь более сложная иерархия ссылок. В редакторе Sample Editor можно выполнять операции, относящиеся к обоим видам редактирования: к деструктивному и недеструктивному. В этом разделе будет рассказано о создании регионов и аудиособытий в редакторе Sample Editor. Совет Вызов редактора можно закрепить за "горячей" клавишей. Это делается так. Сначала в окне Key Commands нужно выбрать категорию Edit, а в ней команду Open/Close Editor. Затем запрограммировать клавишу или комбинацию клавиш (см. разд. "Программирование "горячих" клавиш" ранее в этой главе). Таким образом можно управлять вызовом и закрытием окна всех редакторов Nuendo. Интерфейс редактора Sample Editor Если дважды щелкнуть на объекте Audio Event (или выделить группу и нажать запрограммированную "горячую" клавишу), то откроется окно (или несколько окон) редактора Sample Editor (рис. 2.119). Интерфейс этого окна во многом напоминает интерфейс другого продукта той же фирмы Steinberg — редактора WaveLab. Ему свойственна та же лаконичность и интуитивно понятный интерфейс. Внешний вид окна можно изменять. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой в окне Sample Editor и в контекстном меню выбрать субменю Elements. В соответствии с отмеченными пунктами субменю Elements будут добавлены/скрыты элементы окна Sample Editor. Самые часто используемые пункты этого меню вынесены на панель инструментов в виде кнопок: ![]() ![]() Рис. 2.119. Окно редактора Sample Editor: ![]() Остальные пункты добавляют/скрывают следующие элементы:
Рис. 2.120. Быстрая навигация по аудиоклипу: ![]() Рассмотрим панель инструментов редактора. Первые пять кнопок панели инструментов (слева направо) функционально совпадают с аналогичными кнопками проекта Nuendo Project. Кнопки ![]() ![]()
Адаптивное контекстное меню Как известно, пользователю для работы в мультитрековых программах нужно использовать длинные списки меню и субменю или запоминать назначение кнопок, последовательности "горячих" клавиш. Конечно, программисты стараются максимально облегчить работу пользователей (и спасибо им за это). Но с усложнением программ все сложнее даются интерфейсные решения. "Горячие" клавиши — вещь, конечно, удобная, но в больших количествах — это не панацея, а больше тренажер для памяти. Да и кнопки с пиктограммами иногда так абстрактно выражают в рисунке назначение, что догадаться о том, что там изображено, может только сам художник. Огромные количества "удобных кнопок", подобно ракушкам на днище корабля, тоже подчас мешают движению вперед. В Nuendo применено другое решение. В этой программе реализована идея адаптивного контекстного меню. Причем контекст здесь — не только текущая позиция курсора мыши, но и последовательность действий пользователя. Поэтому программа постоянно подстраивается — комбинирует списки контекстного меню. Это решение избавляет пользователя от лишних кнопок, помогает быстро найти требуемый пункт меню, предоставляет действительно нужную контекстную помощь (в отличие от навязчивых подсказок и "советов дня"). Приведем пример. Если щелкнуть левой (инструментом Range), а затем правой кнопкой мыши в редакторе Sample Editor, то вызванное контекстное меню будет содержать небольшое количество пунктов и субменю. Но если выделить диапазон, то картина изменится: контекстное меню будет значительно шире, т. к. оно соответствует новой функциональной задаче. Программа "знает", что с диапазоном пользователь может выполнить гораздо больше операций. Недеструктивное редактирование в Sample Editor Создание аудиособытия Если редактировать предполагается внутри собственной ссылки аудиособытия, то логично сначала установить такой масщтаб, чтобы вся ссылка отражалась на экране. Делается это с помощью контекстного меню в субменю Zoom командой Zoom to Event. В случае редактирования аудиоклипа лучше выйти из режима Show Audio Event или вызвать редактор двойным щелчком на аудиоклипе в окне Pool. Примечание В редакторе Sample Editor можно быстро изменить масштаб, протащив курсор мыши по вертикали на линейке Ruler (см. разд. "Изменение масштаба (Zoom)" ранее в этой главе). Для этого должен быть установлен флажок Zoom while Locating in Time Scale на странице Transport в дополнительных настройках Preferences (см. разд. "Дополнительные настройки" ранее в этой главе). Приведем последовательность действий при создании луп-объекта (loop), образно говоря, этого строительного элемента современной танцевальной музыки. Прослушивать материал лучше инструментом Play ![]() Рис. 2.121. Отображение области воспроизведения: ![]() Далее инструментом Scrub нужно установить курсор в стартовую позицию лупа. Инструмент Scrub позволяет на слух определить нужную точку, поэтому не требуется увеличивать масштаб. Затем в контекстном меню в субменю Selection нужно выбрать пункт From Cursor to End. В результате будет выделен диапазон от позиции курсора до конца аудиоклипа. После этого нужно вновь взять Scrub и с его помощью найти финальную границу лупа. Затем выбрать пункт Right Selection Side to Cursor в субменю Selection. В этом случае правая граница выделенного диапазона подрежется по текущей позиции курсора. Далее нужно взять инструмент Range Selection и включить режим циклического воспроизведения с помощью кнопок Loop ![]() ![]() ![]() Примечание Кнопка Snap to Zero Crossing имеет свойства глобальной настройки, т. е. действует одновременно во всех окнах проекта. Рис. 2.122. Создание объекта Audio Event из диапазона: ![]() Завершающей стадией станет превращение диапазона в объект Audio Event. Для этого нужно просто перетащить диапазон Range на аудиодорожку мультитрека с нажатой клавишей Ctrl (рис. 2.122). Примечание Можно перетащить диапазон в ту область окна Nuendo Project, где еще не созданы дорожки, тогда аудиотрек будет создан автоматически. Создание аудиоклипа Итак, главная "строительная" задача в редакторе Sample Editor — это правильно выделить диапазон. Остальное — дело техники. Из выделенного диапазона можно создать аудиособытие, аудиклип или регион. В этом разделе мы рассмотрим способ создания глобальной ссылки — аудиоклипа. Для этого после выделения диапазона Range достаточно отметить пункт Bounce Selection в меню Audio. Примечание Еще раз подчеркнем, что полное меню Audio содержит много лишних пунктов, поэтому удобнее пользоваться контекстным меню. Программа Nuendo задаст вопрос Create new edit version or new audio file? с тремя вариантами ответа: Edit Version, File и Cancel. Два из них приведут к дальнейшим действиям.
Создание региона Для работы с регионами внешний вид редактора Sample Editor нужно изменить, нажав кнопку Show Regions ![]()
![]() Как только регион создан и занесен в список (регион появляется и в окне Pool), программа сразу же выделяет его название в столбце Description, предлагая дать региону имя. Это нужно обязательно сделать, ведь использование безымянных регионов бессмысленно, т. к. регион — это отдельно существующая ссылка, которую пользователь сохраняет для последующего формирования объектов Audio Events. Например, при озвучивании видеоролика могут понадобиться размещенные на одном или нескольких звуковых файлах специальные эффекты, шумы и т. п. Удобнее хранить такую звуковую базу как набор ссылок, регионов. Тогда процесс нелинейного монтажа, для которого и была создана программа Nuendo, будет происходить максимально быстро и удобно. Редактирование региона также, как и его создание можно выполнить двумя способами:
Примечание Если дважды щелкнуть на пиктограмме региона в окне Pool, то откроется окно редактора Sample Editor с выделенным диапазоном по всей длине региона. Кнопка Play (секции Regions) позволяет прослушать регион. Режим циклического воспроизведения включается той же кнопкой Loop ![]() Совет Перетаскивать регионы удобнее, если поменять местами столбцы секции Regions — как на рис. 2.124, или расширить безымянный столбец. Рис. 2.124. Создание аудиособытия из региона: ![]() Недеструктивное редактирование в окне Pool В Nuendo есть несколько способов достигнуть одного и того же результата. Мы раньше рассказывали о приемах недеструктивного редактирования в редакторе Sample Editor. Но это далеко не все возможности профаммы. Для создания аудиособытий может использоваться и окно Pool. Рис. 2.125. Окно Pool с регионами: ![]() На рис. 2.125 изображено окно Pool с аудиоклипом и тремя регионами. Аудиоклип и регионы можно прослушать непосредственно в нем. Для этого достаточно щелкнуть на имидже или выделить клип (регион) в списке Media и нажать кнопку Play ![]() Примечание Точка синхронизации у аудиоклипа также, как и у аудиособытия, сдвигается в редакторе Sample Editor. Для этого нужно дважды щелкнуть на аудиоклипе в окне Pool и перетащить Sync Point в новую позицию. У каждого аудиособытия есть своя точка синхронизации. Процесс перетаскивания региона ничем не отличается от перетаскивания аудиоклипа. Допустимо создание таким способом группы расположенных друг под другом объектов из выделенной группы регионов или аудиоклипов. Другой способ формирования объекта заключается в применении команд субменю Insert in to Project меню Pool (или контекстного меню) для выделенного аудиоклипа. Рассмотрим их.
Рис. 2.128. Пример создания объектов в оригинальной позиции: ![]() Рис. 2.129. Пример монтажа из регионов режиме Range Selection: ![]() Позиции объектов-регионов относительно объекта-аудиоклипа сохранены, что наглядно отображено на рис. 2.128. Таким образом, записанный аудиоклип и регионы, созданные внутри него, могут быть всегда выложены на мультитрек в оригинальной позиции. При монтаже композиции из регионов удобно использовать инструмент Range Selection, т. к. это сокращает общее количество операций. Например, после перетаскивания региона на мультитрек достаточно выделить в режиме Snap диапазон Range и применить команды Edit | Duplicate или Repeat (рис. 2.129). Расстояние между копиями объектов определяется длиной выделенного диапазона. | |||
Виртуальный микшер >>> <<< Оглавление | |||
|
|