Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Surround в Nuendo


Surround Sound — это огромная тема, которой посвящено немало серьезных книг, поэтому читателей, глубоко интересующихся данным вопросом, мы адресуем к специальной литературе. Технология Surround Sound находится в непрерывном развитии. Постоянно появляются новые форматы многоканального звука. Преимущество Nuendo состоит именно в том, что ее можно быстро адаптировать под любой формат, т. е. создать свой пресет в окне VST Master Setup. Благодаря этому Nuendo можно с успехом использовать даже в концертной деятельности — для концертов электронной музыки с применением многоканальной фонограммы. В этом случае нужно будет адаптировать Nuendo к конкретному оборудованию, количеству каналов и расположению акустических систем.

Конфигурирование Output Bus

Для того чтобы воспользоваться возможностями Nuendo для пространственного многоканального звука (Surround Sound), нужно как минимум установить в компьютер многоканальную звуковую карту. В задачу данной книги не входит тема сравнительного анализа существующих звуковых карт. В качестве образца далее будет рассмотрена продукция фирмы Creative Labs. Причин этому несколько. Во-первых, Creative Labs — безусловный лидер в области производства самых массовых звуковых карт низкой ценовой категории — серьезным образом относится к многоканальному звуку. Во-вторых, выбранная авторами звуковая карта SB Audigy предназначена не только для компьютерных игр, но и для формата Dolby Digital. Причем фирма Creative Labs не ограничилась только лишь традиционными мультимедиа-функциями, а выпустила к карте специализированный ASIO-драйвер, обеспечивающий мультиканальность для VST-приложений. Следовательно, массовый компьютерный музыкант может, имея самую бюджетную конфигурацию компьютерной студии, осваивать просторы самого современного многоканального звука. И вновь обратимся к настройкам Nuendo. В окне VST Master Setup выберем пресет 5.1 Surround и нажмем кнопку ОК. Затем в окне VST Outputs переназначим и активизируем выходы так, как показано на рис. 2.155.

Рис. 2.155. Назначение выходов Output Bus для Surround Sound:



Примечание
Остальные выходы на рис. 2.155 не показаны, т. к. они неактивны и в данном случае значения не имеют.


Вопросы подключения SB Audigy к внешнему оборудованию мы опускаем, т. к. к звуковой карте прилагается подробная документация. Вернемся к Nuendo. После вышеописанных манипуляций виртуальная студия готова к работе с многоканальным звуком в формате 5.1 Surround. На рис. 2.156 показан вид фейдера мастер-шины в порядке убывания количества каналов для разных пресетов VST Master Setup.

Рис. 2.156. Внешний вид фейдера мастер-шины для разных форматов:



Забегая вперед, отметим, что в составе Nuendo есть специальные многоканальные VST-plug-ins. Например, plug-in Matrix Encoder, который выполняет матричное кодирование формата LRCS в обычное стерео для последующего декодирования системой Dolby Pro Logic (см. главу 1, разд."Surround в SAWStudio"). Поэтому, имея звуковую карту SB Audigy, в Nuendo можно создать микс для систем Dolby Pro Logic и Dolby Digital 5.1 (подробнее об этом ниже). Маршрутизация для Surround Sound становится более сложной. Существует два способа маршрутизации выхода канала микшера на многоканальную мастер-шину.

1. Прямая маршрутизация. При ней любой канал VST-микшера можно назначать непосредственно на один из выходов мастер-шины (рис. 2.157).

Рис. 2.157. Назначение выхода канала на мастер-шину:



2. Маршрутизация через специальный plug-in SurroundPan (Surround Fanner). В этом случае выход канала микшера назначается на Surround Fanner (регулятор панорамы многоканального звука). На рис. 2.157 — это самый нижний пункт списка.

Рассмотрим второй способ более детально.

Surround-панорамирование

Если назначить выход канала микшера на модуль SurroundPan, то регулятор панорамы заменится на Surround Fanner. На рис. 2.158 слева изображена ячейка Channel strip с регулятором Surround-панорамы. Зеленая точка отображает позицию панорамируемого источника звука в виртуальном Surround-поле. Щелчок в любой точке Surround-поля позиционирует источник звука в эту точку. Точку можно просто перетаскивать мышью. Комбинация Ctrl + щелчок мышью перемещает источник звука в позицию фронт-центр.

Рис. 2.158. Surround Panner:



Модуль Surround Panner может быть представлен в разных видах. В ячейке Channel strip он отображается в уменьшенном виде. Для того чтобы открыть полное окно настроек, нужно дважды щелкнуть по уменьшенному изображению в ячейке Channel strip. По умолчанию открывается окно Panner в стандартном режиме Standard Mode (см. рис. 2.158). В полном окне модуля Surround Panner для панорамирования звукового источника в виртуальном пространстве появляются дополнительные возможности. Количество и расположение виртуальных акустических систем в Surround-поле регулятора определяется настройками VST Master Setup. Мы не будем подробно останавливаться на деталях интерфейса модуля Surround Panner, а рассмотрим только некоторые, наиболее важные на наш взгляд, моменты.

Совет
Если дважды щелкнуть на названии модуля (Panner), то модуль преобразуется в список комбинаций "горячих" клавиш, которым мы и рекомендуем воспользоваться.


  • Слайдер LFE-уровня задает уровень сигнала, подаваемого на низкочастотный канал LFE (Low Frequency Emitter) (только для конфигураций VST Master Setup с LFE-каналом).
  • Слайдер Center Level (Standard Mode) — перераспределяет сигналы центра между каналами L, R и Center. Положение 100% означает, что центральный сигнал полностью передается каналом Center, 0% — центральный сигнал передается каналами L и R.
  • Ручки (Divergence Controls): Front, Back (ось X) и Y (ось Y) — определяют кривые ослабления, используемые для позиционирования звука. Если звуковой источник поместить точно в позицию виртуальной акустической системы (например, R), то уровень сигнала остальных систем будет равен нулю (минус бесконечность). Смещение позиции ручек Front, Back и Y выше 0,0% прибавит уровень на остальных виртуальных динамиках.
  • Режим Mono Mix является основным для монофонических источников звука. Для стереоканалов существует три симметричных (зеркальных) режима Y-Mirror, X-Mirror и XY-Mirror. Для стереоканалов режим по умолчанию — Y-Mirror (симметричный режим относительно оси Y) (рис. 2.159). В режиме Mono Mix сигналы левого и правого каналов суммируются на входе модуля Surround Fanner.
И наоборот, моносигнал расщепляется на левый и правый каналы, если симметричный режим применяется для моноканала.

Рис. 2.159. Режим Y-Mirror:



  • Слайдер Attenuator (Position Mode, Angle Mode) регулирует уровень источника сигнала. В режиме Position Mode — это регулировка диаметра звукового поля, который можно визуально оценивать по концентрическим окружностям.
  • Слайдер Normalize (Position Mode, Angle Mode) изменяет степень нормализации сигнала. В положении 1.0 обеспечивается полная нормализация, и суммарный уровень сигнала со всех виртуальных акустических систем будет равен 0 дБ.
Параметры модуля Surround Fanner автоматизируется (об автоматизации см. разд."Автоматизация в Nuendo" далее в этой главе).

Особенности маршрутизации многоканального звука

Работа с многоканальным звуком расширяет возможности звуковой обработки с помощью plug-ins. Выходы Send-эффектов (панель VST Send Effects) можно назначить непосредственно на шины Output Bus, сконфигурированные для определенного многоканального формата, например, на каналы Ls и Rs для получения спецэффектов. Более широкие возможности предоставляет Send-маршрутизация с использованием группового канала. В этом случае выход группы назначается на модуль Surround Panner, и результат обработки Insert-эффектами может свободно позиционироваться в Surround-поле. С помощью такого решения легко реализуется Surround-реверберация, которая должна имитировать эффект концертного зала.

Примечание
Реалистичная Surround-реверберация получается с помощью многоканальных plug-ins, подключаемых в панель VST Master Effects. Например, OctoVerb — Surround-ревербератор из пакета Nuendo Surround Edition (Steinberg) или ТС SurroundVerb (TC Works).


Для создания спецэффектов широкие возможности предоставляет автоматизация параметров модуля Surround Panner и модулей VST-plug-ins, включенных как Insert-эффекты группового канала.

Панель VST Master Effects

Мы намеренно не рассматривали панель VST Master Effects раньше, т. к. в стереоконфигурации она является аналогом сходной панели программы Cubase VST, которая в этой программе предназначена для подключения plug-ins общей обработки. Такими plug-ins обычно бывают эквалайзеры, компрессоры, максимайзеры и дизеринг-процессоры. В этом разделе речь идет о Surround Sound, поэтому панель VST Master Effects будет рассмотрена под этим углом зрения — для многоканального режима. В зависимости от настроек VST Master Setup мастер-шина в программе Nuendo может состоять максимум из восьми каналов. Панель VST Master Effects вызывается одноименной командой меню Devices, клавишей или кнопкой Ins (Ipserts) фейдера мастер-шины (см. рис. 2.156). Панель состоит из восьми слотов, причем седьмой и восьмой слоты включены после фейдера мастер-шины Master Gain (рис. 2.160).

Примечание
На рис. 2.160 изображена шестиканальная конфигурация панели VST Master Effects для пресета 5.1 Surround.


Рис. 2.160. Панель VST Master Effects:



Сделано это не случайно. Седьмой и восьмой слоты предназначены для восьмиканального дизеринг-процессора Nuendo Dither (или двухканального UV 22), а также для модуля Matrix Encoder. После обработки этими модулями уровень сигнала больше изменяться не должен. Остальные шесть слотов могут использоваться для тех же компрессоров, эквалайзеров и максимайзеров. Каждый слот активизируется красной кнопкой. Каждый щелчок правой кнопкой мыши по кнопке Ins (Inserts) фейдера мастер-шины (см. рис. 2.156) включает/выключает режим обхода всех слотов панели VST Master Effects. В многоканальной конфигурации Surround-проекта обработка должна вестись специализированными многоканальными plug-ins. Такие модули после инсталляции нужно искать в субменю Surround списка plug-ins. Фирма Steinberg разработала для Nuendo специальный пакет восьмиканальных модулей под названием Nuendo Surround Edition. Пакет состоит из следующих plug-ins:
  • OctoQ — эквалайзер с графическим дисплеем, восьмиканальный вариант популярного эквалайзера Q-Metric (производство Steinberg);
  • OctoComp — восьмиканальный компрессор;
  • OctoVerb — Surround-ревербератор;
  • OctoMaxx — восьмиканальный вариант популярного модуля Loudness Maximizer (производство Steinberg);
  • LFE Splitter — устройство выделения низкочастотного сигнала для LFE-канала;
  • LFE Combiner — устройство объединения низкочастотного канала с остальными каналами.
С помощью этого пакета в Nuendo можно производить Surround Mastering многоканального звука во всех существующих форматах. Для работы с многоканальным звуком необходимо иметь возможность группировать каналы (то есть связывать каналы по обработке). Для примера можно рассмотреть случай обработки стереосигнала компрессором с отсутствием связи между каналами. Тогда громкий звук в одном канале вызовет срабатывание компрессора только по этому каналу. Результат — смещение звука по стереобазе к центру. Связь между каналами вызвала бы срабатывание компрессора по обоим каналам, и смещения звука не произошло бы. Чтобы понять преимущества восьмиканального компрессора со сгруппированными каналами, распространим эту ситуацию на многоканальный звук.

Подключение двухканальных модулей

В Nuendo есть возможность подключения в многоканальную панель VST Master Effects двухканальных модулей. По умолчанию двухканальный модуль займет первые каналы, обычно L и R. При желании модуль можно переназначить на другие каналы. Для этого достаточно щелкнуть на имидже окна Patch Editor (рис. 2.161) и сформировать новый маршрут в полном окне.

Рис. 2.161. Окно Patch Editor:



Двухканальный модуль условно изображен как серый прямоугольник: сверху расположены входы, а снизу выходы. Переназначение входов и выходов модуля осуществляется перетаскиванием мышью. Допустима и перекрестная маршрутизация, как в примере на рис. 2.161. При перекрестной маршрутизации щелчок на сером прямоугольнике (модуле) по линии канала включает/выключает режим обхода (Bypass). На рис. 2.161 каналы L и R назначены на модуль Ultrafunk fxReverb, и затем, обходя его, поступают на следующий plug-in или выход. Маршруты каналов Ls и Rs разорваны. Дальнейшее движение по каналам Ls и Rs производит сигнал каналов L и R, обработанный ревербератором Ultrafunk fxReverb.

Использование матричного кодирования

Сведение проекта в стандарте Dolby Pro Logic должно осуществляться с помощью модуля Matrix Encoder. Он преобразует формат LRCS в Lt и Rt (подробности о матричном кодировании см. в главе 1 "Surround в SAWStudio"). Поэтому в установках VST Master Setup должен быть выбран пресет LRCS, а модуль Matrix Encoder подключен в седьмой слот панели VST Master Effects.

Примечание
В принципе, допустимо использование матричного кодирования для преобразования проекта Dolby Digital 5.1 в Lt и Rt. Для этого нужно в окне VST Master Setup перейти на пресет Standard 3/2 и выполнить сведение через Matrix Encoder. Каналы Ls и Rs соединятся в один S-канал. Модули Matrix Encoder и Matrix Decoder специально выполнены пятиканальными — для облегчения процесса перехода между форматами.


Модуль Matrix Decoder предназначен для мониторинга, поэтому он включается сразу за энкодером.

Рис. 2.162. Модули Matrix Encoder и Matrix Decoder:



Регулятором Gain модуля Matrix Encoder (рис. 2.162) при необходимости корректируется уровень. После этих приготовлений можно прослушивать микс. Он будет звучать так, как в системе Pro Logic. При сведении нужно периодически отключать Matrix Decoder и проверять микс на стереосовместимость. Также для сравнения с исходным сигналом можно периодически обходить оба модуля. Перед окончательной процедурой сведения в файл (mixdown) следует не забыть оставить только Matrix Encoder и деактивировать Matrix Decoder.


Автоматизация в Nuendo >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки