Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Сведение и мастеринг в Nuendo


Промежуточное сведение

Как известно, главной проблемой виртуальных ресурсозависимых систем. является конечная производительность CPU. Даже на самом быстром компьютере наступает момент, когда вычислительные ресурсы исчерпываются В Nuendo контроль за загрузкой CPU и дисковой подсистемой осуществляется с помощью панели VST Performance (рис. 2.178).

Рис. 2.178. Панель VST Performance:



Панель состоит из двух индикаторов текущей загрузки и двух индикаторов перегрузки (справа). Визуально контролируя загрузку, необходимо оптимально расходовать вычислительные ресурсы, не доводя индикатор CPU до красной шкалы. VST-движок (VST Engine) работает в реальном времени постоянно, независимо от активности режима воспроизведения. Поэтому перегруженная система начнет заметно "тормозить" и комфортная работа станет невозможной. Снижение нагрузки на CPU можно выполнить только сознательно, т. е. уменьшить количество обработки в реальном времени, деактивировать наиболее "прожорливые" plug-ins. Перегрузка дисковой подсистемы может быть устранена изменением размера и числа дисковых буферов (см. разд. "Настройка AUDIO" ранее в этой главе). Если это не помогает, то есть два выхода: заменить жесткий диск на более быстрый или отключить некоторые треки командой контекстного меню Disable Track (см. разд. "Контекстное меню треков" ранее в этой главе). Один из способов экономии ресурсов CPU и дисковой подсистемы — это применение промежуточного сведения, т. е. сведения части проекта в файл подсмеси (Submix) или группу файлов с последующим освобождением ресурсов. Определимся с разрешением звукового файла (файлов) подсмеси (Submix). Так как этот файл содержит в себе информацию нескольких треков и будет участвовать в дальнейшем сведении, то его разрешение должно быть максимальным — 32 Bit Float. А частота дискретизации — равной частоте дискретизации проекта. В Nuendo сведение в файл выполняется с помощью команды File | Export | Audio Mixdown. Приглушенные и отключенные треки, а также приглушенные объекты с помощью инструмента Mute в сведении не участвуют. Иначе говоря, сведение в файл подчиняется правилу: "Как звучит проект при воспроизведении, так будет звучать и файл". Необходимым условием выполнения команды Audio Mixdown является ограничение рабочей области локаторами L и R. Сведение выполняется только в рабочей области. Команда Audio Mixdown реализуется через диалоговое окно Export Audio Mixdown in (рис. 2.179). Рассмотрим его. Пропустим очевидные элементы интерфейса и остановимся на главном.
  • Список Files of type (Тип файла) — выбор формата звукового файла. Для PC рабочим форматом является Wave File.
  • Список Coding позволяет выбрать метод сжатия Wave-файла (с потерей качества), если активны кодеки ACM (Audio Compression Manager). Для форматов высокого разрешения в списке доступно только РСМ/ uncompressed Waves.
  • Список Attributes (Атрибуты) относится к кодекам АСМ.
  • Список Channels (Каналы) позволяет осуществить выбор между обычным форматами Mono, Stereo Split и Stereo Interleaved. Выбор формата Stereo Split приведет к созданию двух монозвуковых файлов для левого и правого канала (на рис. 2.179 это Submix2L.wav и Submix2R.wav). Формат Stereo Split не рекомендуется использовать для промежуточного сведения, т. к. Nuendo автоматически не обрабатывает "расщепленные" стереофайлы как один объект.
  • Список Resolution определяет разрешение будущего файла от 8 Bit до 32 Bit Float.
  • Список Sample Rate определяет частоту дискретизации будущего фала от 8 кГц до 384 кГц.
Рис. 2.179. Окно Export Audio Mixdown in:



Секция Include содержит два флажка: Automation и Effects. Снятие флажка Automation означает, что при сведении в файл данные автоматизации будут игнорироваться. Снятие флажка Effects приведет к тому, что при сведении в файл обработка Insert-, Send- и Master-эффектами производиться не будет. Секция Import to также содержит два флажка: Pool и Audio Track. Эта секция как раз и используется для промежуточного сведения. Если отмечен только флажок Pool, то в окно Pool будет добавлен новый аудиоклип, ссылающийся на созданный файл. Если отмечен еще и флажок Audio Track, то на новой аудиодорожке между локаторами будет создан объект Audio Event, имеющий внутреннюю ссылку на новый аудиоклип в окне Pool. Таким способом осуществляется реимпорт Submix-файла обратно в проект. Процесс сведения в файл начнется после щелчка по кнопке Save.

Промежуточное сведение в Surround-проекте

Многоканальный Surround-проект еще более требователен к вычислительным ресурсам, чем обычный стерео. Особенно "прожорливы" многоканальные plug-ins, подключаемые как Master-эффекты. Поэтому мы рассмотрим многоканальное промежуточное сведение, актуальное для Surround-проектов. В Nuendo Surround-проект можно экспортировать в звуковой файл специального многоканального формата Multi Channel Interlieved или в группу монозвуковых файлов Multi Channel Split, каждый из которых соответствует одному каналу Surround-формата. Для реимпорта в Surround-проект нужно использовать формат Multi Channel Split. Рассмотрим практический пример промежуточного сведения для проекта в формате 5.1 Surround. В окне Export Audio Mixdown in в списке Channels появится два новых пункта 6 Chan. Split и 6 Chan. Interleaved (рис. 2.180).

Рис. 2.180. Экспорт Surround-проекта:



Выберем пункт 6 Chan. Split и нажмем кнопку Save. В результате будут созданы шесть монозвуковых файлов по числу каналов. Каждому звуковому файлу будет автоматически присвоен порядковый номер канала. Если отмечены флажки секции Import to, то в проекте будут созданы шесть моноаудиотреков с названиями звуковых файлов. Между локаторами разместятся шесть аудиообъектов. Все шесть каналов будут назначены по умолчанию на шину BUS1. Переназначение каналов в соответствии с Surround-форматом нужно произвести вручную. Каждый канал следует назначить в соответствии с его номером непосредственно на мастер-шину (маршрутизация Channel Output) (рис. 2.181).

Рис. 2.181. Переназначение импортированных треков:



Совет
Каналы импортированных треков лучше сразу сгруппировать (см. разд. "Группирование каналов" ранее в этой главе).


Модуль NuendoDither

В цифровом звуке между тихими и громкими сигналами существует неравноправие. Тихие сигналы недополучают нужное количество разрядов или кодируются с худшим разрешением, чем громкие. В результате сигналы с низким уровнем громкости подвергаются специфическим цифровым искажениям квантования. Борьба с этими искажениями ведется с помощью алгоритмов дизеринга и нойс-шейпинга.

Примечание
Подробные сведения по этой проблеме можно найти в специальной литературе или в нашей книге "'Живая' музыка на PC".


В комплект Nuendo входит два дизеринг-процессора plug-ins NuendoDither и UV22. Модуль UV22 выполняет специализированный алгоритм, предназначенный только для мастеринга AUDIO CD. В этом разделе мы остановимся на восьмиканальном модуле NuendoDither (рис. 2.182).

Рис. 2.182. Модуль NuendoDither:



Модуль NuendoDither подключается всегда в седьмой или восьмой слот панели VST Master Effects, т. к. уровень громкости после этого алгоритма изменяться не должен. Интерфейс модуля традиционно для фирмы Steinberg лаконичен. Слайдер Dithering имеет три положения: Off, Type 1 и Туре 2. В положении Off низкоуровневый шум не добавляется. Шум в позиции слайдера Туре 2 лучше подчеркивает высокочастотные составляющие сигнала. Слайдер Noise-Shaping имеет четыре позиции от Off до Туре 3. Позиция Туре 3 соответствует самому "агрессивному" алгоритму нойс-шейпинга, когда спектр низкоуровневого шума максимально смещен в высокочастотную область.

Совет
Работу модуля в разных режимах можно оценить на слух, если установить переключатели Ditherbits в положение 8 (8 разрядов).


Секция Ditherbits содержит восемь переключателей, по одному на канал, для максимального числа каналов Surround-формата. Переключатели имеют значения 8, 16, 20 и 24. Установленное значение должно соответствовать разрядности экспортируемого звукового файла. Модуль NuendoDither должен использоваться при экспорте в файл более низкой разрядности, например, 32 Bit Float в 16 бит, а также в случае обработки эффектами панели VST Master Effects, особенно для Surround-проектов.

Временное промежуточное сведение

В мультирековых программах предыдущего поколения компьютерные музыканты были вынуждены создавать проекты-клоны для промежуточного сведения частей сложного проекта. Возможности Nuendo позволяют обойтись без проектов-клонов. Функция Disable Track, описанная в разд. "Контекстное меню треков", отключает чтение данных с жесткого диска для данного трека, снижая тем самым лишнюю нагрузку на диск. Имея сложный проект с большим количеством треков достаточно лишь отключить резервные треки, не удаляя их содержимое. В главе 1, в разд. "Временное промежуточное сведение" уделили достаточное внимание проблеме деградации цифрового сигнала после каждого этапа обработки. Практический вывод достаточно прост — нужно стремиться сводить проект в файл за один проход. Или, в идеале, в окончательном варианте проекта не должно быть файлов промежуточного сведения. В Nuendo эта задача решается с помощью функции Disable Track. Группа треков сводится в файл (Submix). Submix-трек назначается непосредственно на мастер-шину. Все треки группы отключаются с помощью функции Disable Track. Все Insert-эффекты этих треков обходятся кнопкой Bypass. После этих манипуляций освобождаются ресурсы CPU и дисковой подсистемы. После микширования остальных треков проекта вместе с Submix-треком (или Submix-треками) нужно отключить Submix-треки с помощью функции Disable Track, а ранее отключенные дорожки включить (функция Enable Track) и снять режим Bypass. Процесс заканчивается финальным сведением в файл. Конечно, метод временного промежуточного сведения способен одновременно обеспечивать комфортную работу и максимальное качество. Но его возможности также ограничены производительностью компьютера. Ведь на практике окончательное сведение в файл будет производиться с полной загрузкой CPU.

Примечание
Проект должен сводиться в файл без перегрузки CPU. Nuendo позволяет делать сведение в файл и при перегрузке процессора, но при этом могут возникнуть сбои.


Поэтому самыми эффективными средствами остаются деструктивное редактирование и upgrade на более производительное "железо".

Финальное сведение

С нашей точки зрения, пользователи Nuendo не ограничены разработчиками программы в творчестве. Работу над проектом можно производить на профессиональном уровне даже в домашних условиях. Пользователь Nuendo может уже не ограничиваться "MIDI-черновиком" композиции, предназначенной для переноса в студию. Проект (в особенности электронной музыки) может быть выполнен полностью в аудиоформате и только заключительная стадия финального сведения произведена в студии. Для этого проект экспортируется в формат OMF (меню Edit | Export | OMF) и переносится в студию с системой Digidesign Pro Tools. Разделить творческий процесс работы со звуком в программе Nuendo на какие-то этапы можно только условно. В любой момент есть возможность "достроить" виртуальный микшер, изменить схему маршрутизации, перезаписать субтреки автоматизации или заменить очередной слой в истории редактирования. Поэтому остановимся на некоторых общих рекомендациях. После условного этапа монтажа проекта следует продумать схему маршрутизации: количество групповых каналов, прямые и Send-маршруты, тип применяемой обработки. Решения принимаются исходя из звуковой концепции проекта и возможностей оборудования, в немалой степени выбор зависит и от производительности компьютера. Разумное сочетание деструктивной обработки с Insert- , Send- и Master-эффектами позволит эффективно использовать ресурсы машины. Формат файла-мастера выбирается в соответствии с его дальнейшей судьбой. Если мастеринг предполагается осуществлять в Nuendo, то формат должен быть 32 Bit Float. Формат файлов для Surround-проектов определяется возможностями тех приложений, где их предполагается далее использовать.

Моделирование естественной реверберации

В программе Nuendo есть еще возможности, которые неочевидны на первый взгляд. Остановимся на них. Одна из проблем получения качественного софтверного сведения состоит в том, что алгоритмы программно реализованных ревербераторов либо намеренно упрощены, и тогда их ресурсоемкость мала, либо реализованы качественно, например, Waves RVerb, но тогда их ресурсоемкость велика. Упрощенные алгоритмы приводят к неестественной, синтетической реверберации, замутнению звуковой картины и плохой читаемости звуковых планов. Качественные алгоритмы "съедают" львиную долю ресурсов CPU. Задачу можно решить традиционно применением дорогостоящих аппаратных устройств. Однако возможно и другое решение. К виртуальной студии, наверное, не следует относиться только как к модели аппаратной студии, где все процессы происходят в реальном времени. Если изменить правила и подойти к решению творчески, то откроются другие методы. Рассмотрим простой практический пример моделирования естественной реверберации помещения в стереопроекте Nuendo. Создадим групповой канал и временно в качестве Insert-эффекта используем какой-нибудь программный ревербератор с отключенным прямым сигналом (Dry). Сформируем Send-маршруты на этот групповой канал с аудиотреков, сигнал которых предполагается послать на ревербератор. Настроим уровень посыла каждого трека. Затем выходы аудиотреков переназначим на другую активную шину Output Bus, а выход группового канала оставим на мастер-шине BUS 1. Приглушим те треки, сигнал которых не посылается на ревербератор. И деактивируем временный программный ревербератор группового канала. После этого выполним промежуточное сведение в файл 32 Bit Float. В результате на новой аудиодорожке появится объект, содержащий только суммарный необработанный сигнал группового канала, предназначенный для дальнейшей обработки алгоритмом реверберации.

Теперь к полученному объекту нужно применить (в режиме стерео) деструктивный процесс Acoustic Stamp (меню Audio | Process | Acoustic Stamp) с импульсом, выбранным исходя из размеров виртуального пространства. Слайдер Wet mix (см. рис. 2.173) должен быть в положении 100%. В дальнейшем полученный аудиотрек с сигналом реверберации просто подмешивается к остальным трекам. Этот сигнал можно подвергнуть дальнейшей обработке. Например, для управления шириной стереобазы в качестве Insert-эффекта аудиотрека реверберации можно использовать модуль Stereo Spread из комплекта Nuendo. Подведем итоги. Во-первых, такая технология существенно экономит ресурсы CPU за счет исключения "тяжелых" алгоритмов программных ревербераторов, во-вторых, обеспечивает ясную и реалистичную звуковую картину, т. к. фейдер канала реверберации фактически изменяет уровень сигнала виртуального микрофона, расположенного в глубине смоделированного помещения. Демонстрационные файлы импульсов хранятся в папке impulse в рабочем каталоге программы. Для получения максимального качества рекомендуется использовать профессиональные библиотеки импульсов.

Мастеринг с iZotope Ozone

Для мастеринга в Nuendo предусмотрен отдельный шаблон проекта 32Вit Float Stereo Mastering, содержащий схему маршрутизации с цепочкой plug-ins. Однако в мире plug-ins в последнее время появляются значительно лучшие решения. Наиболее удачной реализацией на наш взгляд является DirectX-plug-in Ozone фирмы iZotope. Inc. (http://www.izotope.com) (рис. 2.183). Этот модуль содержит в себе 64-битную виртуальную студию мастеринга. В Ozone используется точное моделирование аналоговых приборов. Кроме того, все виртуальные модули точно подогнаны друг к другу и соединены виртуальной 64-битной шиной, что исключает деградацию качества, характерную для цепочек отдельных plug-ins. Все это вместе создает теплый аналоговый звук с уровнем качества, ранее не достижимого для виртуальной обработки. Цепочка plug-ins для мастеринга AUDIO CD в этом случае предельно проста: iZotope Ozone + UV22. Оба модуля подключаются в панель VST Master Effects после регулятора громкости Master Gain. Внутри модуля Ozone есть собственные регуляторы уровня, поэтому использовать фейдеры VST-микшера не нужно.

Рис. 2.183. Модуль iZotope Ozone:



Оzone состоит из шести модулей, каждый из которых имеет собственное окно настроек. Последовательность подключения модулей при желании можно изменить (рис. 2.184).

Рис. 2.184. Внутреннее соединение модулей:



Для этого нужно щелкнуть по кнопке Graph и изменить порядок подключения перетаскиванием модулей. Переход между окнами осуществляется с помощью шести нижних кнопок с названиями модулей. Рядом с каждой кнопкой расположена еще одна кнопка-индикатор Active, с помощью которой можно быстро включить/выключить внутренний модуль. Детальное рассмотрение технологии мастеринга с помощью Ozone — отдельный разговор. Здесь будут кратко освещены функции внутренних модулей. Модуль Paragraphic Equalizer совмещен с анализатором спектра. Благодаря этому появляется возможность точного визуального контроля за эквализацией. Комбинация Alt + щелчок на дисплее включает режим "аудио-лупы", в котором прослушивается только та частота, которая расположена под курсором мыши. Функция Snapshots обеспечивает до четырех снимков спектра сигнала. Благодаря этому появляется возможность сравнить спектр собственной фонограммы со спектром коммерческого AUDIO CD. Функция 6dB Guide высвечивает подсказку — наклон спектра, определяющий тональный баланс. Модуль Mastering Reverb предназначен для создания дополнительного пространства и глубины. При этом сохраняется вся пространственная обработка, произведенная на стадии сведения. Для индивидуальной настройки модуля служит флажок Solo Reverb Signal. Модуль снабжен индикатором стереоимиджа Vectorscope. Модуль Multiband Dynamics — это четырехполосный динамический процессор, совмещающий в себе компрессор, экспандер и лимитер в каждой частотной полосе (рис. 2.185).

Рис. 2.185. Окно модуля Multiband Dynamics:



Верхняя часть окна является общей для всех многополосных модулей. Границы частотных полос можно изменять. Кнопка М приглушает частотную полосу, а кнопка В включает режим обхода частотной полосы для всех multiband-модулей. Элементы управления динамического процессора каждой частотной полосы одинаковы. Выделение частотной полосы в верхней части окна автоматически открывает доступ к соответствующим элементам управления. На рис. 2.185 наглядно отображено, какая часть амплитудной характеристики процессора относится к лимитеру, компрессору и экспандеру. Кнопка Show обеспечивает доступ к настройкам времени срабатывания и восстановления лимитера, компрессора и экспандера отдельно в каждой частотной полосе.

Модуль Multiband Harmonic Exciter используется для спектрального обогащения сигнала. Проблема "засушенного" цифрового звука преодолевается добавлением гармоник в полосе Band 2. Регулирование в полосе Band 4 может существенно добавить яркости на высоких частотах.

Модуль Multiband Stereo Imaging осуществляет многополосную коррекцию стереоимиджа. Модуль имеет также дополнительную функцию многополосной задержки (Multiband Delay) левого или правого канала. С помощью независимого регулирования времени задержки в каждой частотной полосе (при снятом флажке Group all band delays) можно исправить стереоимидж совершенно на первый взгляд безнадежного микса.

Модуль Loudness Maximizer традиционно обеспечивает финальную обработку, делая микс громче за счет алгоритма пикового лимитирования. Модуль работает в двух режимах: Brickwall и Soft Limiting. В режиме Brickwall ограничение пиков начинается с уровня, заданного регулятором Threshold, при этом ни одна выборка не может превысить уровень, заданный регулятором Margin. В режиме Soft Limiting уровень, заданный регулятором Margin, не является абсолютным пределом. Это обеспечивает режим естественного "мягкого" ограничения (клиппирования). Степень клиппирования контролируется по индикатору выходного уровня. Нужно отметить, что оба алгоритма модуля Loudness Maximizer обеспечивают чистое и прозрачное звучание. Выбор одного их них определяется стилем музыкального произведения и вкусом пользователя. Индикатор выходного уровня работает в двух режимах: пиковом РРМ и среднеквадратичном RMS. Для переключения режимов нужно зайти в секцию Level Meters окна Options. Экспорт файла-мастера должен происходить с параметрами 16 бит и 44 кГц, установленными в окне Export Audio Mixdown in.

Деструктивная обработка объектов с plug-in iZotope Ozone

Мы уже отмечали выше, что деструктивное редактирование обеспечивает теоретически неограниченное качество обработки звука на компьютере. Действительно, в этом случае производительность уже не играет столь большой роли. Определяющим становится качество алгоритма. Оптимизированные 64-битные алгоритмы модуля iZotope Ozone как раз и разработаны с целью достижения максимального качества, а не комфортной работы на медленных машинах. Поэтому имеет смысл побороться за качество не только на этапе мастеринга, но и на уровне обработки объектов во время сведения. Внутренние модули iZotope Ozone можно использовать по отдельности и совместно в разных сочетаниях. Например, модуль Multiband Harmonic Exciter вдохнет настоящую жизнь в тускло звучащие треки с записью акустических инструментов. Также можно поэкспериментировать с обработкой эксайтером файлов-импульсов для процесса Acoustic Stamp. Сочетание Mastering Reverb + Multiband Dynamics + Multiband Harmonic Exciter произведет чудеса при обработке вокального трека. "Теплый", "ламповый" эквалайзер Paragraphic Equalizer, совмещенный с анализатором спектра, обеспечит точную и качественную эквализацию объектов. Микс, сделанный в Nuendo по такой технологии, меньше всего напоминает о "цифре", тем более о плоском компьютерном звучании. При Loop-конструировании иногда используется предварительная обработка сэмплов в программе T-RackS 24. Это делается для того, чтобы добиться яркого, сочного, "лампового" звучания итогового микса. Nuendo в сочетании с модулем iZotope Ozone избавляет от необходимости вообще использовать T-RackS 24, т. к. по нашему мнению возможности и качество алгоритмов iZotope Ozone значительно выше, и вся обработка ведется в одной мультитрековой программе. А это немаловажный фактор, потому что предварительная обработка сэмплов не должна вестись вслепую, нужно проверять их взаимную сочетаемость.


VST-инструменты >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки