Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Глава 6. Запись и воспроизведение


В главе 3 мы уже упоминали о том, что программа Sound Forge не предоставляет средств для многодорожечной записи и воспроизведения. Это значит, что вы можете записывать или проигрывать только один стереофонический файл за один раз. Так работает большинство программ редактирования звуковых данных. Главное их предназначение — редактирование, но они также предоставляют возможность создания стереофонической записи живого концерта или новых звуков для устройства сэмплирования MIDI. Программа Sound Forge обеспечивает пользователей широким спектром возможностей, связанных с записью и воспроизведением. В этой главе мы рассмотрим следующие темы:
  • параметры, которые следует устанавливать перед записью;
  • как записывать звуковые данные, используя различные доступные методы;
  • как воспроизводить звуковые данные, используя различные доступные методы;
  • как исправлять ошибки с использованием функции Punch-In; 
  • что такое синхронизация и как ее использовать.
Предварительные параметры

Перед тем как вы приступите к записи с использованием программы Sound Forge, вам будет полезно ознакомиться с некоторыми установками параметров записи. Эти параметры позволят вам конфигурировать программу Sound Forge в соответствии с условиями записи. Среди таких параметров — свойства записи, регулировка смещения по оси амплитуды и выявление промежутка в записи. Все перечисленные параметры можно отрегулировать с помощью диалогового окна Record (рис. 6.1).

Собственно говоря, в программе Sound Forge все операции, связанные с записью, осуществляются через диалоговое окно Record. Чтобы открыть его, выберите команду меню Special -> Transport -> Record. О записи как таковой мы поговорим далее в этой главе, а сейчас объясним, что означает каждый из тех параметров, которые необходимо установить перед записью.

Рис. 6.1. Процедуре записи в программе Sound Forge должна предшествовать настройка некоторых параметров:



Свойства записи

В первую очередь вы должны сообщить программе Sound Forge, какие технические параметры записи вы хотите использовать. Другими словами, вам нужно установить разрядность, частоту сэмплирования и количество каналов для новой записи.

Рис. 6.2. Вы можете изменить значения разрядности, частоты сэмплирования и количества каналов для вашей новой записи посредством диалогового окна New Window:



Когда вы в первый раз открываете диалоговое окно Record, программа автоматически устанавливает значения этих параметров по умолчанию (обычно эти значения равны 16-bit, 44,100 Hz, Mono). Если вы хотите изменить эти параметры, нажмите кнопку New в группе Recording attributes диалогового окна Record, чтобы открыть другое диалоговое окно — New Window (рис. 6.2).

Частота сэмплирования и разрядность

О значении терминов "частота сэмплирования" и "разрядность" вы могли узнать из главы 1. Программа Sound Forge предоставляет вам возможность установить эти параметры для предстоящей записи. В зависимости от возможностей вашей звуковой карты вы можете использовать частоту сэмплирования до 192 000 Гц и разрядность до 32 бит.

Так какие же значения следует использовать? Конечно же, чем выше значения частоты сэмплирования и разрядность, тем лучше качество записи. Но высокие значения также предполагают большую загруженность системы, а данные в таком случае занимают больше памяти и дискового пространства. Кроме того, если входной сигнал некачественен (например, если вы используете дешевый микрофон для записи вокала), высокие значения не помогут улучшить качество записи.

Если ваш компьютер достаточно производителен, у вас установлено достаточно оперативной памяти и имеется много свободного дискового пространства, вам следует использовать, по меньшей мере, частоту сэмплирования 96 000 Гц и разрядность 24 бит. Использование таких значений гарантирует высокое качество записи. Конечно, можно использовать и более высокие значения, значительно улучшающие качество аудиосигнала. Однако большинство людей, скорее всего, не услышат этой разницы в качестве, особенно если вы собираетесь переписывать свои записи на компакт-диск, который требует частоты сэмплирования 44 100 Гц и разрядности 16 бит.

Так зачем же использовать высокие параметры, если вы в конце концов будете перегонять запись на компакт-диск? Главным образом, это надо делать из-за математических ошибок. Дело в том, что, когда звук записывается в виде цифровых данных, для представления аудиосигнала используется ограниченное количество чисел. Когда вы редактируете или обрабатываете вашу запись, программа Sound Forge (как и любая другая программа редактирования звука) производит математические вычисления, выполняющие разные задачи. Никакой математический процесс не может избежать крошечных погрешностей, потому что данные округляются и урезаются. Эти погрешности создают небольшие шумы и помехи, добавляемые в аудиосигнал. В большинстве случаев такие шумы незаметны, но если вы много раз редактируете и обрабатываете запись, они могут в конце концов стать слышимыми.

Чтобы установить частоту сэмплирования и разрядность для вашей новой записи, просто выберите подходящие значения параметров Sample rate и Sample size в диалоговом окне New Window.

Замечание
  Мы уже упоминали о том, что данные, помещаемые на компакт-диск, должны иметь частоту сэмплирования 44 100 Гц и разрядность 16 бит. Эти значения не могут быть ниже или выше — они должны быть именно такими. Конечно, первоначально вы можете записывать материал, используя другие значения. Например, если на вашем компьютере установлено недостаточно оперативной памяти и не хватает свободного дискового пространства, вам захочется использовать более низкие значения. Однако мы не рекомендовали бы так делать, если в этом нет необходимости, поскольку чем ниже значения, тем хуже качество. При записи вы также можете использовать более высокие значения, повышающие качество данных. Тем не менее, когда придет время записывать эти данные на компакт-диск, вам все-таки придется изменить значения частоты сэмплирования и разрядности на упомянутые ранее. Преобразовать частоту сэмплирования и разрядность в программе Sound Forge можно, используя функции Resample и Dither, о которых мы вам расскажем в главе 8.


Количество каналов

Поскольку программа Sound Forge не предоставляет средств для многодорожечной записи (то есть вы не можете записывать разные инструменты поодиночке, а затем воспроизводить эти записи как отдельные, но синхронизированные звуковые дорожки), можно использовать только два типа файлов — монофонические (одноканальные) и стереофонические (двух-канальные). Чтобы установить количество каналов для вашей новой записи, отметьте нужный флажок в группе Channels диалогового окна New Window.

Совет
  Несмотря на то, что программа Sound Forge позволяет создавать только одно-канальные и двуканальные записи, вы можете создать псевдо-многодоро-жечную запись, работая в режиме стерео. Поскольку стереофоническая запись содержит два отдельных канала (один для левого динамика, другой — для правого), вы можете одновременно записывать один источник звука в левый канал, а другой — в правый. Этот прием может вам пригодиться, например тогда, когда нужно в одно и то же время записать два голоса. Программа Sound Forge позволяет редактировать и обрабатывать каждый канал стереофонической записи отдельно, таким образом, вы можете без труда работать независимо с каждым голосом.


Смещение по оси амплитуды

Если у вас установлена недостаточно мощная звуковая карта, качество записи может быть не идеальным. Между звуковой картой и устройством ввода могут возникать конфликты (особенно, если вы используете дешевую карту, такую как Sound Blaster). В этом случае излишек потока добавляется к входящему сигналу и конечная диаграмма сигналов отклоняется от нулевой оси. Это явление известно как смещение по оси амплитуды (DC offset).

Замечание
  Диаграмма сигналов— это графическое представление звука. Попытаемся объяснить ее действие, используя аналогию со стаканчиком и веревкой. Возможно, когда вы были ребенком, вы пробовали создать систему двусторонней связи между вашей комнатой и садовым домиком, используя только пару бумажных стаканчиков и длинный кусок веревки. Вы протыкали дырку в донышках стаканчиков, а затем привязывали концы веревки к двум стаканчикам. Ваш приятель находился в садовом домике, а вы — в своей комнате, при этом вы говорили в стаканчик как в микрофон, а ваш друг прикладывал свое ухо к другому стаканчику и слышал вас. Почему у вас это получалось?


Дело в том, что, когда вы говорите, звук вашего голоса создает вибрацию в нижней части стаканчика, при этом он работает как микрофон. Веревка тоже начинает вибрировать, и форма волны передается на второй стаканчик, который работает как динамик, позволяя вашему другу услышать вашу речь. Если бы вы могли остановить вибрирующую веревку и рассмотреть ее получше, вы бы заметили, что она похожа на диаграмму сигналов в окне данных (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Если бы вы могли остановить вибрирующую веревку и рассмотреть ее получше, то вы бы заметили, что она похожа на диаграмму сигналов в окне данных:



Как видите, диаграмма сигналов представляет собой кривую линию, похожую на вибрирующую веревку. Линия, называемая нулевой осью, по горизонтали проходит через центр диаграммы. Нулевая ось — это последовательность точек диаграммы, в которых не происходит никаких вибраций, т. е. нет звука. Таким образом, значение звуковых данных на нулевой оси равно нулю (это значение также известно как нулевая амплитуда). Когда волна перемещается вниз и вверх от нулевой оси, происходят вибрации, т. е. имеет место звук. Значение амплитуды в точке диаграммы зависит от того, насколько выше или ниже нулевой оси в данный момент времени (отображаемый на линейке времени окна данных) находится эта точка. Вы можете узнать значение амплитуды, используя линейку уровней окна данных. О разных элементах этого диалогового окна подробно рассказывается в главе 7.

Если ваша диаграмма сигналов смещена относительно нулевой оси из-за смещения по оси амплитуды, то возможно появление шумов и других отклонений во время редактирования и обработки. Чтобы устранить смещение по оси амплитуды во время записи, вам нужно просто настроить программу Sound Forge, чтобы во время записи к данным прибавлялось какое-либо устойчивое значение амплитуды. Это послужит гарантией того, что центр сигнала будет находиться на нулевой оси. В диалоговом окне Record пометьте флажок DC adjust и нажмите на кнопку Calibrate. Вот и все .

Совет
Каждый раз при замене звуковой карты, устройства ввода или даже изменении параметров записи нужно заново проводить калибровку, потому что изменения такого рода могут повлечь за собой смещение по оси амплитуды.


Определение пробелов

Если у вашего компьютера низкое быстродействие, то звуковая карта иногда может генерировать данные быстрее, чем программа Sound Forge может их записать. Следствием этого может быть появление пробелов (сбоев или очень непродолжительных интервалов тишины) во время записи. Пробелы также могут появляться из-за сбоев драйверов звуковой карты. Во время записи вы можете заставить программу Sound Forge реагировать на пробелы одним из трех способов: пропускать их, исправлять или останавливать запись. Вызовите контекстное меню, щелкнув правой кнопкой мыши на любой пустой области диалогового окна Record (рис. 6.4).

Если вы хотите, чтобы программа Sound Forge пропускала все пробелы, выберите пункт меню Gap Detection -> Ignore. Если вы хотите, чтобы программа Sound Forge помещала маркер на все точки файла, в которых появились пробелы, выберите пункт Gap Detection -> Mark. Если вы хотите, чтобы программа Sound Forge прерывала запись при возникновении пробела, выберите пункт Gap Detection -> Stop.

Замечание
  Если во время записи возникают пробелы, возможно, вам следует обновить вашу систему. Наиболее полезны обновления оперативной памяти и скорости вращения жесткого диска. Эти два параметра наиболее важны в случае с аудиозаписью. Разумеется, более быстрый процессор тоже может повлиять на ситуацию. Но перед тем как вы потратите ваши трудом и потом заработанные денежки, просмотрите еще раз советы по оптимизации системы, которые мы давали в главе 2.


Рис. 6.4. Установите параметр Gap Detection, щелкнув правой кнопкой мыши на любой пустой области диалогового окна Record:



Основы записи и режим Auto Retake

Теперь вы готовы начать запись, используя программу Sound Forge. В этом нет ничего сложного, но вам нужно выполнить несколько действий, чтобы убедиться в том, что все идет гладко. Здесь и в последующих разделах мы расскажем вам о разных способах создания, записей в программе Sound Forge. Сначала давайте изучим основные моменты записи. Чтобы начать, сделайте следующее:

1. Создайте новый звуковой файл, выбрав пункт New в меню File, чтобы открыть диалоговое окно New Window.
2. Установите частоту сэмплирования, разрядность и количество каналов, которые вы хотите использовать в вашем новом файле. Нажмите на кнопку ОК.
3. Выберите пункт меню Special -> Transport -> Record, чтобы открыть диалоговое окно Record.
4. Пометьте флажок DC adjust и нажмите на кнопку Calibrate, чтобы компенсировать смещение по оси амплитуды, которое может появиться из-за несовершенства аппаратных средств вашего компьютера.
5. Выберите режим записи Automatic retake (automatically rewind), используя раскрывающийся список Mode (рис. 6.5). Позже мы поясним, что представляет собой этот режим.

Рис. 6.5. Выберите наиболее подходящий вам режим записи из раскрывающегося списка Mode:



6. Установите флажок Monitor. Обратите внимание на появившиеся измерители записи, отображающие текущий уровень входящего сигнала в дБ (рис. 6.6).

Совет
Щелкните на измерителях правой кнопкой мыши, чтобы установить другой охват или длину отображения вершин и спадов уровня сигнала. Вы можете вернуть параметры измерителей в исходное положение, выбрав пункт Reset Clip или нажав на кнопку Reset. В дополнение ко всему, функция Aggressive Update позволяет более точно отображать изменение уровня сигнала, используя приоритетную обработку данных. Если выбран пункт Aggressive Update, то эта функция требует большей производительности компьютера, но не настолько, чтобы вы заметили изменение — если только вы не работаете на очень медленной машине.


7. Установите уровень входного сигнала для вашей звуковой карты, чтобы он был не очень высок, но и не слишком низок. Для этого вам придется использовать программный микшер, который должен входить в поставку вашей звуковой карты. На панели задач Windows найдите маленькую желтую иконку с изображением громкоговорителя и двойным щелчком мыши откройте ваш микшер. В окне микшера выберите пункт меню Options -> Properties, чтобы открыть диалоговое окно Properties. В группе Adjust Volume for выберите пункт Recording и убедитесь в том, что все флажки внизу окна помечены. После этого нажмите на кнопку ОК, чтобы перейти к движкам управления вашего микшера (рис. 6.7).

Рис. 6.6. Измерители записи отображают текущий уровень входящего сигнала в дБ:



Рис. 6.7. Используйте микшер, входящий в поставку звуковой карты, чтобы отрегулировать уровень входного сигнала



8. В группе движков под названием Line-In установите флажок Select. Он указывает звуковой карте на то, что вы хотите записать данные, используя входное линейное соединение. Если вы хотите применить другое соединение (например, микрофон или внутренний CD-плейер), воспользуйтесь группой движков, связанных с соответствующим соединением.

Замечание
Выше указано, как использовать для записи стандартную звуковую карту под Windows. Возможно, ваша карта использует какой-нибудь другой метод регулировки уровня входного сигнала. В этом случае вам потребуется ознакомиться с документацией к вашей звуковой карте, чтобы выяснить, как правильно регулировать сигнал.


9. Получив доступ к регуляторам уровня входного сигнала для вашей звуковой карты, начинайте воспроизводить материал, который вы собираетесь записывать. Убедитесь, что воспроизведение происходит на самом высоком уровне громкости, который вы собираетесь использовать при записи. По мере того как материал воспроизводится, измерители записи в диалоговом окне Record должны загораться, отображая текущий уровень входного сигнала. Отрегулируйте уровень сигнала (посредством ползунка громкости в группе Line-In вашего программного микшера) таким образом, чтобы во время воспроизведения самой громкой части записываемого материала измерители записи не загорались красным цветом. Если это произойдет, значит, вы перегрузили входной сигнал, и дальнейшая запись на этом уровне приведет к искажению материла. Если измерители записи загораются на уровне примерно 6 дБ во время воспроизведения самой громкой части материала, значит, вы правильно произвели регулировку уровня входного сигнала.
10. Нажмите на кнопку Record (с изображением большой красной точки), чтобы начать записывать.

Совет
Если между тем, как вы нажали кнопку Record, и непосредственным началом записи прошло некоторое время, значит, надо сначала нажать на кнопку Prepare. В результате программа Sound Forge подготовит буферы записи и звуковую карту к записи. Скорее всего, вам не понадобится этого делать, но применение такой возможности обеспечит более точные результаты при использовании режима записи Punch-In. Об этом мы поговорим позже.


11. Начните воспроизводить материал, который вы хотите записать. Во время записи индикатор Time recorded показывает, сколько прошло времени с начала записи; индикатор Time left on drive показывает, сколько пространства осталось на вашем жестком диске, в формате часы : минуты : секунды : миллисекунды. Вы можете изменить формат для обоих индикаторов, выбрав другой пункт из раскрывающегося списка Input format.

Совет
Посредством нажатия кнопки Marker (с изображением буквы М) вы можете расставлять маркеры по файлу прямо во время записи. Это может быть полезно, если вам необходимо отследить расположение каких-либо мест в записи или разделить файл на несколько секций. Например, когда вы записываете собственные звуковые эффекты, вам может понадобиться записать несколько вариантов одного и того же звука, такого как удар по мусорному ведру или имитация ударного инструмента. Каждый раз после того, как вы стукнули по ведру, вы сможете приостановить запись и создать маркер, чтобы обозначить очередной удар. После того как запись закончена, вы можете с легкостью разбить файл на несколько более мелких (в каждом из которых будет содержаться один вариант), используя функцию Markers to Regions. Для этого просто выберите команду меню Special -Ь Regions List -> Markers To Regions. Эту функцию мы рассматривали в главе 5.


12. Закончив, нажмите на кнопку Stop (на ней изображен большой черный квадрат), чтобы остановить запись. Кнопка Stop на самом деле находится в том же месте, что и кнопка Record. Когда запись отключена, эта кнопка действует как Record, но во время записи она превращается в Stop. После окончания записи программа Sound Forge отобразит новую диаграмму сигналов в окне данных, которое вы открыли перед началом записи (рис. 6.8). Вы можете чуть передвинуть диалоговое окно Record, чтобы полностью увидеть диаграмму.

Рис. 6.8. После окончания записи программа Sound Forge отображает новую диаграмму сигналов в окне данных, которое вы открыли перед началом записи:



13. Нажмите на кнопку Play (с изображением зеленого треугольника) в диалоговом окне Record, чтобы прослушать новую запись. Ранее мы предлагали вам установить режим записи Automatic retake. Это значит, что программа Sound Forge автоматически "перемотает" запись (то есть установит курсор текущей позиции) на начало. Таким образом, если вам не понравился результат, вы можете просто переписать материал, повторив все описанные выше действия, начиная с шага 7.
14. Если вы остались довольны записью, просто нажмите на кнопку Close, чтобы закрыть диалоговое окно Record.

Предупреждение
Не забудьте сохранить файл после окончания записи. По идее, это делать необязательно, но это уместная мера предосторожности, потому что никто не знает, когда ваш компьютер решит зависнуть. Чтобы не потерять замечательную запись, выберите пункт Save в меню File (или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+S).

Совет
Если вся аппаратура вашей домашней студии (включая компьютер) находится в одном помещении, а вы записываете ваш материал, используя микрофон, ваши записи будут содержать шум, создаваемый аппаратурой (включая вентилятор внутри вашего компьютера). Чтобы выйти из этой неприятной ситуации, вам, возможно, захочется установить микрофон и один из ваших инструментов MIDI в другом помещении, соединив их с компьютером посредством длинных кабелей. После этого вы сможете установить несколько MIDI-триггеров (о них мы рассказывали в главе 3), чтобы иметь возможность удаленной работы с программой Sound Forge. В этом случае ваш микрофон не запишет посторонних шумов.


Режим Multiple-Take

Используя режим записи Automatic Retake, вы имеете возможность без труда переписать ваш материал, потому что программа Sound Forge автоматически "перематывает" файл на начало. Однако в этом случае, переписывая, вы уничтожите предыдущий вариант. Что если вы хотите сохранить все записанные версии, а потом выбрать лучшую из них? Вы можете сделать это, используя одну из трех существующих разновидностей режима записи Multiple-Take.

Режим Multiple takes creating Regions

Режим записи Multiple takes creating Regions позволяет вам создавать множество вариантов записи, расположенных один за другим и сохраняемых в одном звуковом файле, разделенном на области. О таких областях речь уже шла в главе 5. Чтобы использовать этот режим записи, сделайте следующее:

1. Создайте новый звуковой файл, выбрав команду меню File -> New , чтобы открыть диалоговое окно New Window.
2. Установите частоту сэмплирования, разрядность и количество каналов для нового файла. Затем нажмите на кнопку ОК.
3. Выберите команду меню Special -> Transport -> Record, чтобы открыть диалоговое окно Record.
4. Пометьте флажок DC adjust и нажмите на кнопку Calibrate, чтобы компенсировать смещение по оси амплитуды, которое может появиться из-за несовершенства аппаратных средств вашего компьютера.
5. Выберите из раскрывающегося списка Mode режим записи Multiple takes creating Regions.
6. Установите флажок Monitor. Обратите внимание на появившиеся индикаторы записи, отображающие текущий уровень входящего сигнала в дБ.
7. Установите уровень входного сигнала для вашей звуковой карты, чтобы он был не очень высоким, но и не слишком низким. Для того чтобы сделать это, вам придется использовать программный микшер, входящий в поставку вашей звуковой карты. На панели задач Windows найдите маленький желтый значок с изображением громкоговорителя и двойным щелчком мыши откройте ваш микшер. В окне микшера выберите команду меню Options -> Properties, чтобы открыть диалоговое окно Properties. В группе Adjust Volume for установите переключатель Recording и убедитесь в том, что все флажки внизу окна помечены. После этого нажмите на кнопку ОК , чтобы вывести элементы управления записью микшера вашей звуковой карты.
8. В группе элементов управления под названием Line-In установите флажок Select . Он указывает звуковой карте на то, что вы хотите записать данные, используя входное линейное соединение. Если вы хотите применить другое соединение (например, микрофон или внутренний дисковод для компакт-дисков), используйте группу элементов управления, связанную с соответствующим соединением.

Замечание
Выше указано, как использовать для записи стандартную звуковую карту для Windows. Возможно, ваша карта применяет какой-нибудь другой метод регулировки уровня входного сигнала. В этом случае вам потребуется ознакомиться с документацией к вашей звуковой карте, чтобы выяснить, как правильно регулировать сигнал.


9. Получив доступ к регуляторам уровня входного сигнала для вашей звуковой карты, начните воспроизводить материал, который вы собираетесь записывать. Убедитесь, что воспроизведение происходит на высшем уровне громкости, который вы собираетесь использовать при записи. По мере того как материал воспроизводится, индикаторы записи в диалоговом окне Record должны загораться, отображая текущий уровень входного сигнала. Отрегулируйте уровень сигнала (посредством ползунка управления громкостью в группе Line-In вашего программного микшера) таким образом, чтобы во время воспроизведения самой громкой части записываемого материала индикаторы записи не загорались красным цветом. Если это произойдет, значит, вы перегрузили входной сигнал и дальнейшая запись на этом уровне приведет к искажению материала. Если индикаторы записи загораются на уровне примерно 6 дБ во время воспроизведения самой громкой части материала, значит, вы правильно произвели регулировку уровня входного сигнала.
10. Нажмите на кнопку Record (с изображением большой красной точки), чтобы начать запись.

Совет
Если между тем, как вы нажали на кнопку Record, и непосредственным началом записи прошло некоторое время, значит, надо сначала нажать на кнопку Prepare. В результате этого программа Sound Forge подготовит к записи буферы записи и звуковую карту. Скорее всего, вам не понадобится это делать, но использование такой возможности обеспечит более точные результаты при использовании режима записи Punch-In. Об этом мы поговорим позже.


11. Начните воспроизводить материал, который вы хотите записать. Во время записи индикатор Time recorded показывает, сколько прошло времени с начала записи; индикатор Time left on drive показывает, сколько пространства осталось на вашем жестком диске, в формате часы:минуты:секунды:миллисекунды. Вы можете изменить формат для обоих индикаторов, выбрав другой вариант из раскрывающегося списка Input format.
12. Закончив, нажмите кнопку Stop (на ней изображен большой черный квадрат), чтобы остановить запись. Кнопка Stop на самом деле находится в том же месте, что и кнопка Record. Когда запись отключена, эта кнопка действует как Record , но во время записи она превращается в Stop. После окончания записи программа Sound Forge отобразит новую диаграмму сигналов в окне данных, которое вы открыли перед началом записи. Вы можете чуть передвинуть диалоговое окно Record, чтобы полностью увидеть диаграмму.
13. Поскольку используется режим записи Multiple takes creating Regions, программа Sound Forge не станет перемещать указатель текущей позиции с конца текущей записи. Таким образом, чтобы записать еще один вариант (область), повторите описанные выше действия, начиная с шага 10.
14. По окончании записи всех вариантов нажмите на кнопку Close, чтобы закрыть диалоговое окно Record.

Теперь ваш звуковой файл будет содержать все записанные варианты, каждый из которых будет занимать отдельную область. Если вы хотите выделить каждую область в отдельный файл, используйте функцию Extract Regions (о ней мы говорили в главе 5).

Предупреждение
Не забудьте сохранить файл после окончания записи. По идее, это делать необязательно, но это уместная мера предосторожности, потому что никто не знает, когда ваш компьютер решит зависнуть. Чтобы не потерять замечательную запись, выберите пункт Save меню File (или нажмите Ctrl+S на вашей клавиатуре) и спите спокойно.


Режим Multiple takes (no Regions)

Режим записи Multiple takes (no Regions) аналогичен режиму Multiple takes creating Regions, за исключением того, что он не создает областей для каждого варианта записи. Вместо этого вам предоставляется возможность либо пометить каждый вариант вручную, используя маркеры, либо использовать отрезки тишины между вариантами в качестве разделителей. Чтобы использовать режим записи Multiple takes (no Regions), выполните те же действия, что и в случае с режимом Multiple takes creating Regions. Единственная разница заключается лишь в том, что, выполняя шаг 5, вам надо будет выбрать из выпадающего списка Mode режим Multiple takes (no Regions).

Создание нового окна

Режим записи Create a new window for each take аналогичен двум предыдущим режимам, за исключением того, что он помещает каждый новый вариант записи в новое окно данных. Чтобы использовать режим записи Create a new window for each take, выполните те же действия, что и в случае с режимом Multiple takes creating regions. Единственная разница состоит лишь в том, что, выполняя шаг 5, вам надо будет выбрать из выпадающего списка Mode режим Create a new window for each take.

Режим Punch-In

Вы, наверное, полагаете, что, сделав ошибку во время записи, вы можете исправить ее, только создав новую запись. Это не так. Используя предоставляемый программой Sound Forge режим записи Punch-In, вы можете перезаписывать материал лишь частично, оставляя в неприкосновенности удачные части записи.

Используя режим записи Punch-In, вы можете заставить программу Sound Forge автоматически начинать и прерывать запись в любых местах файла. Таким образом, вам предоставляется возможность переписать определенные части вашего файла, а не целый файл. Режим записи Punch-In аналогичен другим режимам, за исключением некоторых отличий. Вот как им пользоваться:

1. Предположим, вы хотите исправить некоторые ошибки в только что созданной записи. Для начала выберите из раскрывающегося списка Mode диалогового окна Record режим записи Punch-In.
2. Введите значение параметра Start — час, минуту, секунду и миллисекунду, с которых программа Sound Forge должна будет начать запись. Значение параметра End, обозначающего время окончания записи, нужно ввести в том же формате. Часть файла, расположенная между значениями этих параметров, должна содержать материал, который вы хотите переписать.

Совет
Установить значения параметров Start и End проще, создав область, содержащую часть данных, которую вы хотите переписать. Создать эту область нужно до того, как вы откроете диалоговое окно Record. О правилах создания областей мы говорили в главе 5. После того как вы создали область, откройте диалоговое окно Record и нажмите на кнопку Selection, чтобы открыть диалоговое окно Set Selection - Logoff.wav (рис. 6.9). В этом окне выберите нужную область из выпадающего списка Selection. Затем нажмите на кнопку ОК. Теперь параметры Start и End будут установлены автоматически, исходя из начальной и конечной точек области. Пользоваться этим способом удобнее, чем пытаться угадать значения параметров Start и End.


Рис. 6.9 . Для установки значений параметров Start и End проще использовать диалоговое окно Set Selection:



3. Установите флажок Review pre/post-roll (0 to 30 seconds), располагающийся в нижней части диалогового окна Record. После этого введите число секунд, в течение которых программа Sound Forge будет проигрывать файл до и после новой записи. Эта возможность позволяет вам приготовиться к началу записи и услышать, насколько гладким получился переход от новой записи к старой.
4. Нажмите на кнопку Record (с изображением большой красной точки), чтобы начать запись. В зависимости от того, какое количество секунд вы ввели в поле напротив флажка Review pre/post-roll (0 to 30 seconds), вы услышите часть старого материала перед началом новой записи.
5. Начните играть на вашем музыкальном инструменте до того, как начнется запись. Когда воспроизведение достигнет значения параметра Start, программа автоматически включит запись нового материала вместо старого.
6. Когда указатель текущей позиции достигнет значения параметра End, программа Sound Forge остановит запись. В зависимости от того, какое количество секунд вы ввели в поле напротив флажка Review post-roll (0 to 30 seconds), вы услышите часть старого материала после окончания новой записи. Программа Sound Forge заменит старый материал, располагавшийся между значениями параметров Start и End , новым. Если в этот раз вы не допустили никаких ошибок, то запись готова.
7. Прослушайте новую запись, нажав на кнопку Play (с изображением зеленого треугольника). Если вы удовлетворены услышанным, переходите к следующему шагу. Если нет. вернитесь к шагу 4.
8. После окончания записи нажмите на кнопку Close, чтобы закрыть диалоговое окно Record.

Предупреждение
Не забудьте сохранить файл после окончания записи. По идее, это делать необязательно, но это уместная мера предосторожности, потому что никто не знает, когда ваш компьютер решит зависнуть. Чтобы не потерять замечательную запись, выберите пункт Save меню File (или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+S).


Удаленная запись

Термин удаленная запись (remote recording) может вводить в заблуждение, но этот режим записи не похож на все ранее перечисленные. Он не позволяет управлять программой Sound Forge дистанционно. Просто нажатие на кнопку Remote в диалоговом окне Record прячет главное программное окно, оставляя на экране лишь маленькое окошко, содержащее важнейшие средства управления из диалогового окна Record (рис. 6.10).

Все средства управления в окне Record Remote работают в точности так, как и в диалоговом окне Record. Так зачем же нужен режим удаленной записи?

Дело в том, что она позволяет работать одновременно с программой Sound Forge и какой-либо другой программой. Скажем, вы хотите осуществить стереофоническую цифровую запись MIDI-композиции, созданной с использованием цифрового синтезатора. Это можно сделать, одновременно запустив цифровой синтезатор и программу Sound Forge. Используя режим удаленной записи, намного проще пользоваться обеими программами в одно и то же время. Начав воспроизведение с помощью цифрового синтезатора и запустив запись в окне Record Remote программы Sound Forge, вы можете без труда записать вашу MIDI-композицию, как в режиме стерео.

Рис. 6.10. Окно Record Remote является сжатой версией диалогового окна Record:



Синхронизация

Еще один момент, касающийся записи, о котором вам нужно знать, — это синхронизация. Это очень сложная тема, немного выходящая за рамки нашего предмета, но вам синхронизация может понадобиться в некоторых ситуациях. Мы попытаемся объяснить основы этой темы и опишем, как использовать синхронизацию, когда программа Sound Forge синхронизируется с внешним устройством и наоборот.

Основные положения

Музыка основывается на времени. Без времени ее не существует. Чтобы записать или воспроизвести звуковые данные, программе Sound Forge требуется следить за временем. Программа использует информацию о времени, чтобы отслеживать положение указателя текущей позиции во время записи и воспроизведения. Когда программа Sound Forge работает самостоятельно, она использует для получения информации о времени встроенные в звуковую карту часы. Таким образом, именно встроенные часы обеспечивают расчет времени, необходимый для функционирования текущей позиции, во время записи и воспроизведения. Это называется внутренней синхронизацией.

Однако иногда вам может потребоваться синхронизировать программу Sound Forge с каким-либо внешним устройством. Например, если у вас есть видеопленка, содержащая материал, к которому вы хотите добавить текст или музыку, вы можете использовать программу Sound Forge, синхронизировав ее с видеопленкой. В этой ситуации видеомагнитофон будет выступать как первичное устройство, а программа Sound Forge — как вторичное. Первичное устройство будет посылать сообщения вторичному, указывая, когда начинать и заканчивать работу, а также, какое измерение времени использовать, чтобы эти два устройства были синхронизированы друг с другом. Для этого нужно использовать так называемый временной код SMPTE/MIDI.

Временной код SMPTE/MIDI

Мы рассказывали о SMPTE в главе 5, и вы знаете, что это система отсчета времени, использующая часы, минуты, секунды и кадры (как на видеопленке). Но как именно функционирует эта система, мы пока не объясняли.

Замечание
Временной код SMPTE/MIDI часто используется для синхронизации не только с видеоносителями, но и с внешними многодорожечными магнитофонами, которые известны как деки DAT (Digital Audio Tape — цифровая аудиопленка). Процедура синхронизации с этими устройствами аналогична приведенной ниже.


SMPTE — это сложный звуковой сигнал, записанный на одну дорожку пленки (в случае с видео он записан на одну из стереофонических звуковых дорожек) с использованием генератора временного кода. Такой сигнал содержит информацию об абсолютном времени звучания пленки в часах, минутах, секундах и кадрах. Программа (например, Sound Forge), считывающая этот код, может быть синхронизирована с любой отметкой времени на пленке. В нашем примере с видео видеомагнитофон — первичное устройство, а программа Sound Forge — вторичное. Во время воспроизведения пленки в видеомагнитофоне программа Sound Forge запишет нужные звуковые данные до определенной временной точки в часах, минутах, секундах и кадрах.

Прочтение временного кода с пленки возможно только с использованием преобразователя SMPTE, который переводит код SMPTE в формат МТС (MIDI Time Code — временной код MIDI). Временной код MIDI прочитывается интерфейсом MIDI и посылается в программу Sound Forge при помощи порта ввода MIDI, настройка которого описывается в главе 3. Временной код MIDI эквивалентен коду SMPTE, за исключением того, что он существует в виде специальных сообщений MIDI, а не как звуковой сигнал. Когда программа Sound Forge получает временной код MIDI, она подсчитывает текущую позицию, соответствующую точному отсчету времени. Это значит, что вы можете начать воспроизведение в любом месте пленки, и программа Sound Forge начнет запись именно в том же месте файла.

Синхронизация с использованием SMPTE (запись)

Предположим, вы хотите добавить к видеоряду текст. Видеозапись может быть вашей или может принадлежать вашему заказчику. Чтобы синхронизировать программу Sound Forge с видеозаписью, вам нужно сделать следующее:

1. Если вы работаете с вашей собственной видеозаписью, в нее необходимо добавить временной код SMPTE, используя генератор SMPTE. Этот процесс называется нанесением дорожки, и мы не будем вдаваться в подробности. Вам всего лишь нужно приобрести генератор SMPTE и найти в руководстве инструкции, объясняющие, как нанести временной код на пленку. Если вы работаете с пленкой заказчика, то, возможно, он нанес на пленку код прежде, чем выслать ее вам.

Совет
Для чтения временного кода с пленки вам также понадобится преобразователь SMPTE. Если у вас установлен профессиональный MIDI-интерфейс, то он, возможно, предоставляет функции преобразования и генерирования временного кода SMPTE. Посмотрите руководство по эксплуатации MIDI-интерфейса, чтобы проверить, так ли это. В этом случае вы можете сэкономить немного денег. Мы используем интерфейс Music Quest 8Port/SE, укомплектованный множеством MIDI-портов и имеющий возможность преобразования и генерирования временного кода SMPTE. К сожалению, этот интерфейс больше не продается, но на сайте компании Midiman (www.midiman.com) можно найти похожую модель.


2. Создайте новый звуковой файл, выбрав пункт меню File -> New, чтобы открыть диалоговое окно New Window.
3. Установите частоту сэмплирования, разрядность и количество канатов для нового файла. Затем нажмите на кнопку ОК.
4. Выберите команду меню Options -> Preferences, чтобы открыть диалоговое окно Preferences. Перейдите на вкладку MIDI/Sync. Выберите из раскрывающегося списка Input подходящий порт ввода MIDI. Об установке параметров MIDI мы подробно рассказывали в главе 3.
5. Выберите пункт меню Special -> Transport -> Record, чтобы открыть диалоговое окно Record.
6. Установите флажок DC adjust и нажмите на кнопку Calibrate, чтобы компенсировать смещение по оси амплитуды, которое может появиться из-за несовершенства аппаратных средств вашего компьютера.
7. Выберите из выпадающего списка Mode режим записи Automatic retake (automatically rewind).
8. Установите флажок Monitor. Обратите внимание на появившиеся индикаторы записи, отображающие текущий уровень входящего сигнала в децибеллах.
9. Установите уровень входного сигнала для вашей звуковой карты, чтобы он был не очень высоким, но и не слишком низким. Чтобы сделать это, вам придется использовать программный микшер, который должен входить в поставку вашей звуковой карты. На панели задач Windows найдите маленький желтый значок с изображением громкоговорителя и двойным щелчком мыши откройте ваш микшер. В окне микшера выберите команду меню Options -> Properties, чтобы открыть диалоговое окно Properties. В группе Adjust Volume for выберите переключатель Recording и убедитесь в том, что все флажки внизу окна помечены. После этого нажмите на кнопку ОК, чтобы вывести элементы управления вашего микшера.
10. В группе элементов управления под названием Line-In установите флажок Select . Он указывает звуковой карте на то, что вы хотите записать данные, используя входное линейное соединение. Если вы хотите применить другое соединение (например, микрофон или внутренний дисковод для компакт-дисков), используйте группу элементов управления, связанную с соответствующим соединением.
11. Получив доступ к регуляторам уровня входного сигнала для вашей звуковой карты, начинайте воспроизводить материал, который вы собираетесь записывать. Убедитесь, что воспроизведение происходит на высшем уровне громкости, который вы собираетесь использовать при записи. По мере того как материал будет воспроизводиться, индикаторы записи в диалоговом окне Record должны загораться, отображая текущий уровень входного сигнала. Отрегулируйте уровень сигнала (посредством ползунка управления громкостью в группе Line-In вашего программного микшера) таким образом, чтобы во время воспроизведения самой громкой части записываемого материала индикаторы записи не загорались красным цветом. Если это произойдет, значит, вы перегрузили входной сигнал, и дальнейшая запись на таком уровне приведет к искажению материала. Если индикаторы записи загораются на уровне примерно 6 дБ во время воспроизведения самой громкой части материала, значит, вы правильно произвели регулировку уровня входного сигнала.
12. Нажмите на кнопку Sync , чтобы открыть диалоговое окно Record Synchronization (рис. 6.11).
13. Установите флажок Enable MTC/SMPTE Input Synchronization.
14. Если вы хотите, чтобы запись началась автоматически в определенный момент времени в соответствии с показаниями временного кода SMPTE, установите флажок Start, а затем введите время SMPTE в часах, минутах, секундах и кадрах. В противном случае запись начнется в момент получения временного кода от внешнего устройства.
15. Если вы хотите, чтобы запись закончилась в определенный момент времени в соответствии с показаниями временного кода SMPTE, установите флажок End и затем введите время SMPTE в часах, минутах, секундах и кадрах. В противном случае вам придется вручную прерывать запись при помощи кнопки Stop.

Рис. 6.11. Диалоговое окно Record Synchronization для установки параметров синхронизации:



16. Нажмите на кнопку Close , чтобы закрыть диалоговое окно Record Synchronization.
17. Используя раскрывающийся список Input format, выберите ту разновидность формата SMPTE sync, которую вы хотите использовать. Если вы записываете звуковую дорожку на собственную видеопленку, используйте формат SMPTE Non-Drop. Если вы работаете с пленкой заказчика, он должен сообщить вам, какой формат лучше использовать.

Замечание
Разные типы видеоматериалов используют для записи разные скорости протяжки ленты. Частота смены кадров зависит от того, сколько кадров в секунду производится при записи. Для кинопленки используют 24 кадра в секунду. Для видеопленки используются разные частоты смены кадров, в зависимости от того, записывается ли материал в черно-белом или в цветном режиме и т. д. Почитайте руководство по использованию вашего устройства генерирования/чтения SMPTE, чтобы получить исчерпывающую информацию о частотах смены кадров.


18. Нажмите на кнопку Prepare, чтобы приготовить программу Sound Forge к поступлению данных SMPTE/MTC. При этом зажжется зеленый индикатор с надписью [Prepared] (рис. 6.12).
19. Запустите воспроизведение на первичном устройстве (в нашем случае — запустите пленку в видеомагнитофоне). Это устройство пошлет код SMPTE программе Sound Forge. Если вы ввели какое-либо значение в поле Start, программа Sound Forge не начнет запись, пока не будет достигнуто соответствующее значение времени. В противном случае запись начнется немедленно.

Рис. 6.12. После того как вы нажмете кнопку Prepare, зажжется зеленый индикатор, сообщающий о том, что программа готова к поступлению данных SMPTE/MTC:



20. Если вы ввели какое-либо значение в поле End, программа Sound Forge автоматически прервет запись по достижении соответствующего значения времени. Если вы не ввели никакого значения, вам придется нажать на кнопку Stop там, где вы хотите прервать запись. После окончания записи не забудьте остановить воспроизведение на первичном устройстве.
21. По окончании записи нажмите на кнопку Close, чтобы закрыть диалоговое окно Record.

Синхронизация с использованием SMPTE (воспроизведение)

Вы можете также столкнуться с ситуацией, когда будет необходимо синхронизировать внешнее устройство с файлом в программе Sound Forge при воспроизведении. В этом случае требуется сделать следующее:

1. Откройте файл в программе Sound Forge.
2. Выберите команду меню Options -> Preferences, чтобы открыть диалоговое окно Preferences. Перейдите на вкладку MIDI/Sync. Выберите из раскрывающегося списка Output подходящий порт ввода MIDI. Это должен быть порт, к которому подключено ваше внешнее устройство. Об установке параметров MIDI мы подробно рассказывали в главе 3.
3. Выберите пункт меню Options -> MIDI Output Sync, чтобы включить выход МТС из программы Sound Forge.
4. Настройте ваше внешнее устройство так, чтобы оно могло принимать сигналы SMPTE/MTC. Вам придется обратиться к руководству по эксплуатации вашего внешнего устройства, чтобы узнать, как это сделать.
5. Возможно, вам понадобится ввести значение смещения SMPTE/MTC в часах, минутах, секундах и кадрах. Например, если вы синхронизируете кассетную деку с программой Sound Forge, а запись на кассете начинается не с самого начала, вам, скорее всего, необходимо будет настроить программу Sound Forge так, чтобы код SMPTE/MTC был отослан внешнему устройству (значение смещения по умолчанию равно 00:00:00:00) не сразу, а через некоторое время. Чтобы установить смещение воспроизведения выберите команду меню Options -> Preferences. Перейдите на вкладку MIDI/Sync. Установите флажок Enable SMPTE Playback Offset и введите значение времени в часах, минутах, секундах и кадрах.
6. Запустите воспроизведение на внешнем устройстве. Вместо воспроизведения оно должно дождаться входящего сигнала SMPTE/MTC.
7. В программе Sound Forge выберите пункт меню Special -> Transport -> Play, чтобы запустить воспроизведение текущего звукового файла. Программа Sound Forge начнет воспроизведение и одновременно пошлет сигнал SMPTE/MTC внешнему устройству, которое, в свою очередь, тоже должно начать воспроизведение, синхронизированное с файлом в программе.

Запутались? Действительно, мы уже говорили о том, что синхронизация — сложная тема. Вы можете найти дополнительную информацию в руководстве по программе Sound Forge и в справочном файле этой программы, но, возможно, то, что там написано, вам будет трудно понять. Лучший способ это сделать — как можно больше экспериментировать с синхронизацией или прочитать книгу по звукозаписи для начинающих. Вам все-таки стоит изучить синхронизацию, если вы постоянно сталкиваетесь с необходимостью ее использования.


Глава 7. Основы редактирования >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки