Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Глава 8. Функции обработки


Из главы 7 вы узнали о некоторых важнейших возможностях программы Sound Forge, связанных с редактированием, включая работу в окне данных (и предоставляемые им сервисы), функции копирования, вырезания, вставки, удаления звуковых данных и т. д. И хотя это очень мощные функции, вы, наверное, спрашиваете себя: и это все? Ничего подобного! В дополнение к этому базовому инструментарию в состав программы Sound Forge входит обширный комплекс дополнительных функций редактирования. Их можно использовать для изменения таких параметров аудиозаписи, как амплитуда (громкость), эквализация (частотный спектр), длина и т. п. Вот о чем мы расскажем в этой главе:
  • предварительные установки и использование менеджера установок;
  • операции с тишиной в звуковых данных;
  • управление качеством звуковых данных;
  • изменение громкости звуковых данных;
  • эквализация;
  • разные средства управления звуковыми данными.
Предварительные установки

Работая со многими функциями редактирования в программе Sound Forge, вы всегда оперируете большим количеством параметров. Рано или поздно вам может понадобиться сохранить подобранную вами комбинацию установок для использования в будущем. Функция предварительных установок, содержащаяся в программе Sound Forge, позволяет это сделать. Предварительные установки дают возможность запоминать и повторно загружать значения параметров какой-либо функции. Они применяются в отдельных диалоговых окнах функций, таких как окно Mix - Funky saxophone riff (рис. 8.1), о котором мы рассказывали в главе 7.

Рис. 8.1. Доступ к предварительным установкам осуществляется из отдельных диалоговых окон функций, таких, как окно Mix:



Загрузка набора настроек

В верхней части диалогового окна вы заметите раскрывающийся список Name. Этот параметр позволяет вам загрузить набор настроек в текущем диалоговом окне для текущей функции. Чтобы загрузить набор настроек, просто выберите его имя из раскрывающегося списка Name (рис. 8.2).

Сохранение набора настроек

Если вы хотите сохранить текущие значения параметров, сделайте следующее:

1. Нажмите на кнопку Save As, чтобы открыть диалоговое окно Save Preset (рис. 8.3).
2. Введите имя нового набора настроек.
3. Нажмите на кнопку ОК.

Обратите внимание, что имя вашего нового набора настроек теперь содержится в раскрывающемся списке Name.

Рис. 8.2. Раскрывающийся список Name позволяет вам загрузить набор настроек:



Рис. 8.3. Используйте диалоговое окно Save Preset, чтобы сохранить текущие значения параметров:



Удаление набора настроек

Вы также можете удалять набор настроек из раскрывающегося списка Name. Просто выберите набор настроек из этого списка, а затем нажмите кнопку Delete.

Замечание
Вы не можете удалять наборы настроек, заданные по умолчанию программой Sound Forge.


Менеджер настроек

Если вы будете работать с программой Sound Forge регулярно, то, скорее всего, у вас накопится целая коллекция установок для разных функций обработки и редактирования. Что, если вы захотите обменяться установками со знакомым пользователем программы Sound Forge? С другой стороны, вам может понадобиться установить программу Sound Forge на другом компьютере и перенести туда все ваши установки. Также полезно хранить резервную копию вашей коллекции установок. Все это говорится к тому, что менеджер настроек программы Sound Forge позволит справиться со всеми перечисленными задачами. Чтобы воспользоваться менеджером настроек, выберите команду Tools -> Preset Manager, чтобы открыть диалоговое окно Preset Manager (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Диалоговое окно менеджера настроек:



В верхней части этого диалогового окна находится поле Presets, в котором перечислены все наборы настроек, имеющихся в текущей установке программы Sound Forge. Первоначально в поле Presets содержатся названия меню Process, Effects, Tools и DirectX. Щелкните на знаке плюс рядом с одним из названий, и вы увидите список функций, доступных из данного меню. Щелкните на знаке плюс рядом с одним из имен функций, чтобы увидеть список установок, доступных для данной функции (рис. 8.5).

Рис. 8.5. В поле Presets содержатся имеющиеся наборы установок:



В нижней части диалогового окна Preset Manager находится поле Preset package contents, в котором находится список наборов настроек, подлежащих сохранению. Изначально поле Preset package contents пустое, но вы без труда можете добавить в него любые установки, после чего сохранить их в виде файла, предназначенного для сохранения резервной копии или совместной работы.

Сохранение пакета настроек в файле

Чтобы сохранить список наборов настроек, сделайте следующее:

1. Выберите установку из поля Presets, щелкнув по ней мышкой.
2. Добавьте установку в поле Preset package contents, нажав кнопку Add (на ней изображен знак плюс — рис. 8.6).
3. Чтобы удалить набор настроек из поля Preset package contents, нажмите на кнопку Delete (на ней изображен большой красный крест), расположенную рядом с кнопкой Add.
4. Повторяйте шаги 1—3 до тех пор, пока все наборы настроек, которые вы хотите сохранить, не окажутся в поле Preset package contents.
5. Нажмите на кнопку Save As, чтобы открыть диалоговое окно Save Preset Package (рис. 8.7).

Рис. 8.6. Кнопка Add позволяет вам добавить набор настроек в поле Preset package contents:



Рис. 8.7. Сохраните ваши установки, используя диалоговое окно Save Preset Package:



6. Выберите папку, в которую будет сохранен файл пакета установок, используя раскрывающийся список Save in.
7. Введите имя файла пакета установок в поле File name.
8. Если вы хотите добавить в файл пакета установок какую-либо описательную информацию (например, название, имя автора, имя обладателя авторских прав, комментарии), установите флажок Save Summary Information in the preset package и введите соответствующую информацию.
9. Нажмите на кнопку Save.

Выбранные вами наборы настроек будут сохранены в файле пакета настроек (sfz) в папке, которую вы указали. Теперь вы сможете использовать этот файл как резервную копию или даже передать его другому пользователю программы Sound Forge. Естественно, у вас должна быть возможность открыть этот файл в будущем. Менеджер настроек позволяет это делать.

Открытие файла пакета настроек

1. В менеджере установок нажмите на кнопку Open, чтобы открыть диалоговое окно Open (рис. 8.8).

Рис. 8.8. Откройте файл пакета установок, используя диалоговое окно Open:



2. Найдите файл пакета настроек, который вы хотите открыть, и нажмите на кнопку Open, чтобы открыть диалоговое окно Preset Package (рис. 8.9).

Рис. 8.9. Используйте диалоговое окно Preset Package, чтобы выбрать настройки, которые нужно открыть:



3. Из списка наборов настроек выберите те, которые вы хотите импортировать в текущую установку программы Sound Forge, отметив флажком слева от имени каждый набор. Первоначально будут выделены все наборы настроек, так что, если вы не хотите импортировать какие-либо из них, просто снимите соответствующие флажки.
4. Нажмите на кнопку ОК.

Выделенные вами наборы настроек из файла пакета настроек будут добавлены в текущую установку программы Sound Forge. В следующий раз, когда вы будете использовать функцию, к которой относились те или иные наборы настроек, вы увидите их в раскрывающемся списке Name.

Совет
Работая с менеджером настроек, вы можете корректировать параметры любого набора настроек, содержащегося в списке поля Presets. Просто выберите необходимый набор настроек и нажмите на кнопку Settings. В результате этого откроется диалоговое окно соответствующей функции. Скорректируйте параметры данной функции, а затем сохраните набор настроек — как это делается, мы объясняли выше в этой главе.


Подготовка звуковых данных к редактированию

В главе 6 мы рассказывали о том, как удалить смещение по оси амплитуды, установить разрядность и частоту сэмплирования для нового звукового файла, который вы собираетесь записать. Но что если у вас есть готовый файл, с которым нужно проделать те же операции — удалить смещение по оси амплитуды, изменить частоту сэмплирования и разрядность? Программа Sound Forge содержит три отдельных функции, предназначенных именно для этих целей.

Удаление смещения по оси амплитуды

Выше (в главе 6) говорилось о том, что качество записи напрямую зависит от используемой вами звуковой карты. Во многих случаях между звуковой картой и устройством ввода могут возникать конфликты (особенно, если вы используете дешевую карту, такую как Sound Blaster). В этом случае излишек потока добавляется к входящему сигналу и конечная диаграмма сигналов отклоняется от нулевой оси. Это явление известно как смещение по оси амплитуды. Чтобы удалить из существующего звукового файла смещение по оси амплитуды, проделайте следующие действия:

1. Выделите в вашем звуковом файле часть данных, из которой вы хотите удалить смещение по оси амплитуды. Если вы хотите обработать весь файл, то либо вообще не выделяйте данные, либо выделите их полностью, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> DC Offset, чтобы открыть диалоговое окно DC Offset (рис. 8.10).

Рис. 8.10. Удалите смещение по оси амплитуды из вашего звукового файла, используя диалоговое окно DC Offset:



3. Если вы хотите, чтобы программа Sound Forge автоматически выявила и удалила все имеющиеся смещения по оси амплитуды, выберите переключатель Automatically detect and remove.
4. Если вам известна величина смещения по оси амплитуды в вашем файле и вы хотите удалить его вручную, выберите переключатель Adjust DC offset by (-32,768 to 32,767). Затем введите число сэмплов, на которое должна быть выровнена диаграмма сигналов по нулевой оси. Например, если смещение по оси амплитуды вашего файла равно 95, введите значение —95, чтобы сумма двух чисел равнялась нулю, т. е. отсутствию смещения по оси амплитуды.

Совет
Чтобы выяснить величину смещения по оси амплитуды в звуковом файле, выберите команду меню Tools -> Statistics, чтобы открыть диалоговое окно Statistics. В нем содержится информация о разных параметрах звукового файла, в том числе и о смещении по оси амплитуды.


5. Если вы работаете с очень длинным файлом, установите флажок Compute DC offset from first 5 seconds only. Этим вы заставите программу Sound Forge проверить лишь первые 5 секунд вашего файла для выяснения величины смещения по оси амплитуды.

Предупреждение
Обычно функция Compute DC offset from first 5 seconds only работает нормально. Однако, если ваш файл начинается с длительного промежутка тишины или с плавного усиления звука, вам следует отключить эту срункцию. В данных обстоятельствах, если функция будет включена, программа Sound Forge не сможет корректно определить величину смещения по оси амплитуды.


6. Нажмите на кнопку ОК.

После этого смещение по оси амплитуды будет удалено либо в пределах выделенной области, либо во всем файле.

Совет
Если вы работаете с файлом и не знаете, содержит ли он смещение по оси амплитуды, всегда используйте функцию DC Offset перед началом любых других операций, связанных с редактированием. Если вы этого не сделаете, смещение по оси амплитуды может послужить причиной появления шумов и других звуковых аномалий в вашем файле.


Изменение разрядности

Во многих случаях вам может понадобиться изменить значение разрядности существующего звукового файла. Например, если вы записали и отредактировали файл, используя разрядность 24 бита, но хотите впоследствии записать этот файл на компакт-диск, вам необходимо будет снизить разрядность до 16 битов, поскольку аналоговый компакт-диск может использовать только такую разрядность. Чтобы изменить значение разрядности существующего звукового файла, сделайте следующее:

1. Выберите команду меню Process -> Bit-Depth Converter, чтобы открыть диалоговое окно Bit-Depth Converter (рис. 8.11).

Рис. 8.11. Конвертер разрядности позволяет изменять разрядность звукового файла:



2. Выберите новую разрядность для вашего звукового файла, используя раскрывающийся список Bit-depth.

Совет
Если вы повысите разрядность вашего файла, это не повлечет улучшения его качества. Например, если у вас был 8-битный звуковой файл и вы повысили его разрядность до 16 битов, он все равно будет звучать как 8-битный, поскольку именно с такой разрядностью он был записан. Но есть, по крайней мере, один плюс, связанный с повышением разрядности файла, — увеличится его разрешение, и дальнейшее редактирование и обработка этого файла не приведут к появлению шумов. Например, если вы хотите отредактировать 8-битный звуковой файл, не помешает повысить его разрядность. С другой стороны, если вы понизите разрядность звукового файла, это как раз понизит его качество, поэтому если вы решили это сделать, не забудьте создать резервную копию оригинала. Например, если у вас есть 24-битный звуковой файл и вы хотите снизить его разрядность до 16 битов, чтобы иметь возможность записать его на компакт-диск, обязательно сохраните копию 24-битной версии для последующего редактирования и обработки.


3. Выберите вариант из раскрывающегося списка Dither. Этот параметр позволяет определить, сколько дополнительного шума вы хотите наложить на сигнал, чтобы скрыть шум квантования (см. Замечание ниже), который возникает из-за преобразования разрядности. В случае повышения разрядности стоит выбрать для этого параметра значение None. Если же вы собираетесь понизить разрядность, вам придется поэкспериментировать с этим параметром, чтобы выяснить, какое его значение работает лучше.

Замечание
Когда вы преобразуете аналоговый звуковой сигнал в цифровую форму, этот сигнал определяется с использованием конечного диапазона чисел. Чем ниже разрядность файла, тем меньшие числа выделяются для определения сигнала, что приводит к более высокому уровню шумов, В случае понижения разрядности этот процесс может привести к появлению так называемого шума квантования. Этот шум образуется из-за того, что числа, представляющие сигнал в файле с большей разрядностью, должны быть округлены до значений, соответствующих меньшей разрядности. Чтобы скрыть шум квантования, вы можете добавить в данные дополнительный шум. Может показаться странным, что для того чтобы понизить слышимые шумы, нужно добавить дополнительный шум, но он помогает смягчить, так сказать, "шероховатости" сигнала, характеризующие шум квантования.


4. Выберите значение параметра Noise shaping. Он позволяет переместить возможные шумы в область более высоких частот, которые менее доступны для человеческого слуха. Вам придется поэкспериментировать с этим параметром, чтобы найти наиболее подходящее для вашего файла значение.

Совет
Если частота сэмплирования вашего файла ниже 44 100 Гц, следует выбрать для параметра Noise shaping значение Off. Эта необходимость объясняется тем, что файлы с низкими частотами сэмплирования также характеризуются более низким частотным диапазоном. Использование параметра Noise shaping для подобных файлов может привести к увеличению уровня шума.


5. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.

Совет
По умолчанию функция Preview воспроизводит только первые 4 секунды из выделенных данных. Вы можете изменить это время, выбрав команду меню Options -> Preferences, чтобы открыть диалоговое окно Preferences. На вкладке Previews измените значение параметра Limit Preview To, введя желаемое количество секунд (от 1 до 600). Вы также можете указать функции Preview, проигрывать ли измененную область непрерывно, уменьшать ли ее громкость в конце и реагировать ли на изменения значения параметров, совершенные во время воспроизведения. Вы также можете заставить эту функцию проигрывать отрывки данных, находящиеся перед и после выделенной области, чтобы иметь возможность оценить разницу между обработанными и необработанными частями файла. Чтобы воспользоваться этими возможностями, просто установите соответствующие флажки и введите значения в числовые поля. Они не требуют дополнительного пояснения.


6. Нажмите на кнопку ОК.

Разрядность вашего звукового файла будет изменена в соответствии с заданными значениями параметров.

Изменение частоты сэмплирования

Как и в случае с разрядностью, бывают ситуации, когда необходимо изменить частоту сэмплирования существующего звукового файла. И снова на ум приходит пример с записью звуковых данных на компакт-диск. Аналоговый компакт-диск может работать только с частотой сэмплирования, равной 44 100 Гц. Чтобы изменить частоту сэмплирования звукового файла, сделайте следующее:

1. Выберите команду меню Process -> Resample, чтобы открыть диалоговое окно Resample (рис. 8.12).

Рис. 8.12. Функция Resample позволяет изменить частоту сэмплирования звукового файла:



2. Определите новую частоту сэмплирования, используя параметр New sample rate (2.000 to 192.000 Hz).

Совет
Если вы повысите частоту сэмплирования вашего файла, это не повлечет улучшения его качества. Например, если у вас был звуковой файл с частотой сэмплирования 22 кГц, а вы повысили частоту до 44,1 кГц (чтобы записать этот файл на компакт-диск), он все равно будет звучать как 22-килогерцевый, поскольку именно с этой частотой он был записан. Но есть, по крайней мере, один плюс, связанный с повышением частоты сэмплирования файла — в результате этого увеличится разрешение файла и дальнейшие его редактирование и обработка не приведут к появлению шумов. Например, если вы хотите отредактировать 22-килогерцевый звуковой файл, не помешает повысить его частоту сэмплирования. С другой стороны, если вы понизите частоту сэмплирования звукового файла, это понизит его качество, поэтому, если вы все-таки решили это сделать, не забудьте создать резервную копию оригинала. Например, если у вас есть 48-килогерцевый звуковой файл и вы хотите снизить его частоту сэмплирования до 44,1 кГц, чтобы иметь возможность записать его на компакт-диск, обязательно сохраните копию версии с частотой 48 кГц для последующего редактирования и обработки.


3. Выберите значение параметра Interpolation accuracy (I to 4). Он позволяет определить точность процесса преобразования частоты сэмплирования. Низкое значение означает быструю, но менее точную обработку. Высокое значение подразумевает более медленную, но более точную обработку. Если длина вашего файла не очень велика, стоит выбрать значение, равное 4.
4. Если вы понижаете частоту сэмплирования, обязательно установите флажок Apply an anti-alias filter during resample. Это исключает возможность преобразования высокочастотных данных на входе в шумы на выходе, т. е. при применении более низкой частоты сэмплирования.
5. Если вы хотите, не внося изменения в данные, просто изменить скорость воспроизведения, установите флажок Set the sample rate only (do not re-sample). Использование этой функции повлечет за собой также изменение высоты тона. Ее стоит использовать, если кто-нибудь дал вам файл с неправильной скоростью воспроизведения.
6. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Частота сэмплирования вашего файла будет изменена в соответствии с заданными значениями параметров.

Совет
Когда вы понижаете разрядность или частоту сэмплирования, вы теряете высокочастотные данные в вашем файле. Это может привести к тому, что звук станет тусклым. Чтобы не допустить этого, попробуйте обработать файл с помощью функции Smooth/Enhance программы Sound Forge. Выделите часть данных, которую вы хотите обработать, и выберите команду меню Process -> Smooth/Enhance, чтобы открыть диалоговое окно Smooth/Enhance. Затем переместите ползунок параметра Operation. Вам придется поэкспериментировать, чтобы найти подходящее значение. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения. Если вы удовлетворены услышанным, нажмите на кнопку ОК.


Работа с фрагментами тишины

Программа Sound Forge предоставляет несколько функций, позволяющих управлять фрагментами тишины в звуковых данных. Бывают случаи, когда из вашего файла желательно удалить тишину, например неудобные паузы между вокальными пассажами или репликами диалога. Напротив, иногда в данные бывает полезно добавить фрагменты тишины — к примеру, чтобы создать паузу между музыкальными фразами. Справиться с этими задачами вам помогут функции Auto Trim/Crop, Insert Silence и Mute.

Удаление фрагментов тишины

Функция Auto Trim/Crop автоматически удалит фрагменты тишины из звукового файла путем поиска в данных определенных характеристик, которые вы укажете. Чтобы обнаружить эти характеристики, функция Auto Trim/Crop использует цифровой шлюз сигнала. В зависимости от установленных вами параметров, шлюз сигнала открывается, когда функция Auto Trim/Crop обнаруживает часть данных, уровень сигнала (громкость) которой выше, чем тот, который вы указали. Эта часть данных расценивается как приемлемая и пропускается. Когда уровень сигнала падает ниже указанного вами, шлюз сигнала расценивает такую часть как конец секции (или начало фрагмента тишины) и закрывается. Затем функция Auto Trim/Crop ищет следующую секцию, имеющую достаточный уровень сигнала, и удаляет все данные между двумя секциями. Таким образом, обрабатывается вся выделенная вами область или весь файл.

Чтобы автоматически удалить фрагменты тишины, используя функцию Auto Trim/Crop, проделайте следующее:

1. Выделите в вашем файле часть данных, из которой вы хотите удалить фрагменты тишины. Если вы хотите обработать файл полностью, то либо ничего не выделяйте, либо выделите весь файл, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Process -> Auto Trim/Crop, чтобы открыть диалоговое окно Auto Trim/Crop (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Функция Auto Trim/Crop позволяет вам удалить фрагменты тишины из звукового файла:



3. Выберите тип обработки, используя раскрывающийся список Function Тип Keep edges outside of the selection удаляет фрагменты тишины внутри выделенной области но не затрагивает данные вне этой области. Тип Remove edges outs.de of the selection позволяет удалить фрагменты тишины в границах выделенной области, а также все данные (даже отличные от тишины) находящиеся за ее пределами. Этот тип может быть полезен в случае, если вы хотите сохранить только определенную часть данных и удалить остальное. Тип Remove Silence between phrases (creates regions) удаляет фрагменты тишины между фразами (например, в вокальном диалоге) в пределах выделенной области или целого файла. При этом для каждой такой фразы создается отдельная область (об областях мы рассказывали в главе 5). Используйте тип обработки Remove data beyond loop points, чтобы удалить все данные (а не только тишину) после выбранной петли в звуковом файле (про петли подробно будет рассказано в главе 13). Тип Remove data from start and limit file length удаляет тишину в начале звукового файла, а также обрезает конец файла в определенной точке, ограничивая таким образом длину файла.
4. Установите значение параметра Attack threshold (-Inf. to 0 dB) передвигая его ползунок вверх и вниз. Этот параметр определяет уровень громкости звуковых данных, необходимый для открытия шлюза сигнала и соответственно, идентификации данных как приемлемых и определения стартовой точки отрезка. Единственный случай, когда вам не нужно устанавливать значение этого параметра - если вы используете тип обработки Remove data beyond loop points.
5. Установите значения параметра Release threshold (-Inf. to 0 dB), передвигая соответствующий ползунок вверх и вниз. Этот параметр определяет уровень громкости звуковых данных, необходимый для закрытия шлюза сигнала и, соответственно, идентификации конечной точки отрезка. Единственный случай, когда вам не нужно устанавливать значение этого параметра — если вы пользуетесь типом обработки Remove data beyond loop points.
6. Если вы хотите, чтобы части вашего файла после обработки звучали достаточно ровно, стоит применить мягкое затухание и усиление звука на границах отрезков. Чтобы сделать так, просто укажите количество миллисекунд в полях параметров Fade in (0 to 5,000 ms) и Fade out (0 to 5,000 ms) с помощью расположенных сбоку счетчиков. Значение, поставленное по умолчанию и равное 20 миллисекундам, обычно дает хорошие результаты. Если вы используете тип обработки Remove data beyond loop points, вам не требуется устанавливать эти параметры.
7. Если вы выбрали тип обработки Remove silence between phrases (creates regions), вам понадобится установить значение параметра Minimum inter-phrase silence (0.1 to 3.0 seconds). Он указывает функции Auto Trim/Crop, сколько секунд (от 0,1 до 3) тишины должно быть между фразами, чтобы можно было создать новую область. Например, если вы удаляете фрагменты тишины между задиктованными предложениями, стоит установить как можно более высокое значение этого параметра, чтобы функция по ошибке не удаляла паузы между словами. Чтобы найти правильное решение, вам потребуется рассмотреть на практике несколько вариантов.
8. Если вы выбрали тип обработки Remove data beyond loop points, вам также потребуется установить значение параметра Minimum length following loop end (0 to 48.000 samples). Он указывает функции Auto Trim/Crop оставить определенное количество сэмплов после конечной точки петли. Это делается для того, чтобы не допустить некорректной работы проигрывателей сэмплов, поскольку не все они используют правильные точки петель. (Мы подробнее остановимся на петлях и проигрывателях сэмплов в главе 13.)
9. Если вы выбрали тип обработки Remove data from start and limit file length, вам понадобится указать значение параметров Auto Delete From Start и Maximum Output Size. Параметр Auto Delete From Start указывает функции Auto Trim/Crop, что необходимо удалить определенный отрезок данных (измеряемый в секундах) в начале файла, независимо от того, содержит ли он тишину или нет. Параметр Maximum Output Size указывает функции Auto Trim/Crop, что нужно ограничить длину файла определенным значением (также измеряемым в секундах).
10. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge отсканирует выделенную область или весь ваш файл и удалит фрагменты тишины, руководствуясь заданными параметрами функции Auto Trim/Crop.

Вставка тишины

Вам может потребоваться не удалить фрагмент тишины, а, наоборот, вставить его в ваш звуковой файл. Функция Insert Silence  предназначена именно для этих целей. Вот как она работает:

1. Если вы хотите вставить фрагмент тишины в определенную точку вашего звукового файла, установите в эту точку указатель текущей позиции.
2. Выберите команду меню Process -» Insert SUence, чтобы открыть диалоговое окно Insert Silence (рис. 8.14).

Рис. 8.14. Функция Insert Silence позволяет добавлять фрагменты тишины в ваш звуковой файл:



3. Введите желаемую длительность фрагмента тишины (измеряемую в часах минутах, секундах и кадрах), используя поле со счетчиком Insert (nr:mn:sc:xxx).
4. Выберите из раскрывающегося списка at вариант, определяющий в какой точке файла необходимо вставить фрагмент тишины. Если вы хотите вставить его в определенной точке, выберите пункт Cursor Чтобы добавить фрагмент тишины в начало или конец файла, выберите пункты Start 01 Ше или End of file соответственно.
5. Нажмите на кнопку ОК.

Фрагмент тишины будет вставлен в ваш звуковой файл в соответствии с заданными параметрами. Если вы выбрали вставку в определенную точку файла то данные, находящиеся после этой точки, будут сдвинуты вперед и длина файла увеличится.

Приглушение звука

Функция Mute похожа на функцию Insert Silence в том смысле, что она позволяет помещать в состав звукового файла тишину. Но, в отличие от функции Insert Silence, она не вставляет фрагменты тишины. Вместо этого функция Mute просто стирает все выделенные данные, превращая их в тишину. Чтобы воспользоваться этой функцией, просто создайте в вашем звуковом файле выделенную область и выберите команду меню Process -> Mute. При этом все содержимое выделенной области будет преобразовано в тишину.

Изменение громкости звука

Одна из основных операций со звуковыми данными — это изменение их уровня сигнала (громкости). Существует бесчисленное множество причин, которые могут побудить вас изменить громкость файла, поэтому программа Sound Forge предоставляет несколько различных функций, позволяющих справиться с этой задачей. Эти функции называются Volume, Fade и Normalize.

Функция Volume

Чтобы просто увеличить или уменьшить уровень сигнала для выделенной области или всего файла, вам нужно воспользоваться функцией Volume. Вот как работает эта функция:

1. Создайте в вашем файле выделенную область, громкость которой вы хотите изменить. Если вы хотите обработать файл полностью, тогда либо вообще не выделяйте данные, либо выделите их полностью, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Process -> Volume, чтобы открыть диалоговое окно Volume (рис. 8.15).
3. Чтобы изменить громкость ваших данных, выберите значение параметра Gain (-Inf. to 20 dB). Чтобы увеличить громкость, передвиньте ползунок вверх, а чтобы уменьшить — вниз. С помощью этого метода вы не сможете установить абсолютное значение. Громкость просто будет увеличена или уменьшена на ту величину, которую вы определите.

Предупреждение
Помните, как в главе 6 мы описывали установку уровня входного сигнала в процессе записи? Мы предупреждали вас, что нельзя излишне повышать этот уровень, поскольку это может привести к перегрузке входного сигнала и искажению данных. Так вот, повышая громкость звуковых данных, придерживайтесь того же правила. Чрезмерное повышение громкости может повлечь за собой "обрезание" данных. Это происходит, когда программа Sound Forge пытается поднять уровень сигнала выше 100% (в соответствии с показаниями линейки сигнала окна данных). При этом верхняя и нижняя оконечности диаграммы сигналов отсекаются и звук деформируется. Итак, используя функцию Volume будьте осторожны. Следите за диаграммами громкости сигналов и обязательно проверяйте звучание записи перед тем, как внести окончательные изменения Если окажется, что запись деформирована, используйте команду Undo чтобы отменить повышение громкости.


Рис. 8.15. Функция Volume позволяет изменить громкость вашего файла:



4. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения. '
5. Нажмите на кнопку ОК .

Программа Sound Forge увеличит или уменьшит громкость вашего звукового файла в соответствии с произведенными установками.

Применение усиления и затухания звука

В дополнение к основным операциям изменения громкости программа Sound Forge позволяет вам применять эффекты усиления и затухания звука в вашем файле.

Замечание
Усиление- это постепенное, ровное увеличение громкости звука. В музыкальной терминологии такое усиление называется крещендо. Затухание представляет собой прямо противоположное явление - постепенное, ровное уменьшение громкости звука. Музыканты  называют это изменение звука термином диминуэндо.


Чтобы применить усиление или затухание в ваших звуковых данных, сделайте следующее:

1. Создайте в вашем файле выделенную область, к которой вы хотите применить затухание или усиление. Если вы хотите обработать файл полностью, тогда либо вообще не выделяйте данные, либо выделите их полностью, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Чтобы применить усиление, выберите команду меню Process -> Fade -> In.
3. Чтобы применить затухание, выберите команду меню Process -> Fade -> Out.

Программа Sound Forge изменит громкость ваших данных в соответствии с указанными параметрами.

Сложное постепенное изменение громкости

Несмотря на то, что функции Fade in и Fade out позволяют вам постепенно изменять громкость звука, подобное изменение происходит линейно. Это означает, что громкость увеличивается или уменьшается равномерно. Если вы хотите поэкспериментировать с изменением громкости, используйте функцию Graphic Fade. Вот как это сделать:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> Fade -> Graphic, чтобы открыть диалоговое окно Graphic Fade (рис. 8.16). В этом окне изображен график. На левой оси графика указываются значения амплитуды, которые могут варьироваться от 0 до 400% (в зависимости от значения параметра Maximum Gain, находящегося под графиком). На графике изображена кривая, показывающая изменение громкости ваших звуковых данных. Левый край этой кривой представляет начало выделенной области, а правый край — ее конец. Если положение кривой таково, что левый ее край находится внизу графика, а правый — вверху, это значит, что по отношению к вашим звуковым данным будет применено линейное усиление. Это объясняется тем, что левый край кривой находится напротив значения 0%, а правый — напротив значения 100%. Таким образом, громкость звуковых данных увеличится с 0 до 100%. Понятно, как работает эта функция?

Совет
При работе со стереофоническим файлом можно включить отображение диаграммы сигналов в качестве фона графика, установив флажок Show wave. Вы также можете указать программе, отображать ли содержимое обоих каналов или только одного из них, выбрав пункт из расположенного справа раскрывающегося списка. Это не влияет на сам процесс изменения громкости. Если вы хотите применить изменение громкости только к одному из каналов, вам нужно до открытия диалогового окна Graphic Fade выделить данные только из этого канала.


Рис. 8.16. Вы можете использовать функцию Graphic Fade для внедрения сложного постепенного изменения громкости:



3. Вы можете изменить форму кривой графика двумя способами. Можно просто выбрать одну из предварительных установок, воспользовавшись раскрывающимся списком Name. А осуществить подобное изменение можно графическим способом с помощью маленьких квадратиков на краях кривой. Эти квадратики называются точками огибающей.
4. Если вы хотите, чтобы изменение громкости было действительно сложным, вы можете добавить еще несколько точек огибающей, щелкнув на кривой в любом ее месте. Чем больше точек вы добавите (а их может быть не больше 16), тем точнее вы сможете изменять форму линии (рис. 8.17).
5. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
6. Нажмите на кнопку ОК.

Рис. 8.17. Вы можете сделать изменение громкости действительно сложным, добавив к огибающей несколько дополнительных точек:



Программа Sound Forge изменит громкость вашей выделенной области в соответствии с параметрами, установленными вами в диалоговом окне Graphic Fade - Funky saxophone riff.

Нормализация звука

Функция Normalize, как и функция Volume, увеличивает громкость звука, но несколько иным образом. Она сначала исследует файл на предмет самого высокого уровня сигнала, а потом вычитает этот уровень из максимально возможного, который равен 100% (или тому значению, которое вы установили). Функция Normalize использует получившуюся разность при увеличении громкости звуковых данных. В конце концов, самый высокий уровень сигнала в данном файле доводится до 100% (или до указанного вами значения), а более низкие уровни пропорционально увеличиваются.

Другими словами, если самый высокий уровень сигнала в вашем файле равен 80%, а максимально возможный уровень — 100%, то функция Normalize вычитает 80% из 100% и результат становится равен 20%. Затем громкость всех звуковых данных в вашем файле увеличивается на полученные 20%. Таким образом, вы можете использовать функцию Normalize, чтобы увеличить громкость ваших звуковых данных без последствий, т. е. без отсечения части данных.

Чтобы использовать функцию Normalize, сделайте следующее:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите нормализовать. Чтобы обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Process -> Normalize, чтобы открыть диалоговое окно Normalize (рис. 8.18).

Рис. 8.18. Вы можете нормализовать громкость ваших звуковых данных, используя функцию Normalize:



3. Для параметра Normalize using включите переключатель Peak level (о переключателе Average RMS power (loudness) мы поговорим чуть позже).
4. Нажмите на кнопку Scan Levels, чтобы найти самый высокий уровень сигнала ваших звуковых данных.
5. Установите значение параметра Normalize to (-60 to 0 dB), перемещая соответствующий ползунок вверх или вниз. Таким образом вы установите максимально возможный уровень сигнала, который будет учитываться при нормализации. В большинстве случаев вам следует устанавливать значение, равное 100%, но если вы хотите в дальнейшем редактировать или обрабатывать ваши данные, лучше указать более низкий уровень, например 50% или —6 дБ. Дело в том, что во время обработки файла громкость может повыситься, и это послужит причиной отсечения части данных.

Совет
Вы также можете нормализовать ваши данные до максимального уровня сигнала, взятого из другого файла. Это гарантирует одинаковую громкость нескольких файлов, что бывает полезно, например, при переписывании их на компакт-диск. Чтобы выполнить эту задачу, откройте первый аудиофайл и выберите команду меню Process -> Normalize. Нажмите на кнопку Scan Levels. Затем нажмите на кнопку Cancel. После этого откройте другой звуковой файл и выберите команду меню Process -> Normalize. Установите флажок Use current scan level (do not scan selection) и нажмите на кнопку ОК, Таким образом, второй звуковой файл будет нормализован до того же уровня сигнала, что и первый.


6. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge нормализует громкость ваших звуковых данных в соответствии с заданными параметрами.

Воспринимаемая громкость

Функция Normalize также может выполнять более сложную обработку, вычисляя среднюю воспринимаемую громкость. В этом режиме функция Normalize не просто находит самый высокий уровень сигнала в звуковом файле. Она измеряет громкость файла с точки зрения человеческого восприятия. Это явление называется воспринимаемой громкостью. Даже если реальная громкость звука находится на определенном уровне, этот звук может иногда восприниматься как более громкий; причина чего — свойства человеческого слуха. Данная тема слишком сложна, чтобы вдаваться в излишние подробности. Заметим лишь, что при балансировании уровней сигнала нескольких файлов нормализация, основанная на воспринимаемой громкости, обычно более эффективна, чем просто вычисление наивысшего уровня сигнала.

Во время анализа звукового файла функция Normalize, вычисляющая воспринимаемую громкость, использует цифровой шлюз сигнала, как и функция Auto Trim/Crop, описанная ранее в этой главе. Чтобы использовать функцию Normalize, базирующуюся на воспринимаемой громкости, осуществите следующее:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите нормализовать. Чтобы обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> Normalize, чтобы открыть диалоговое окно Normalize (см. рис. 8.18).
3. В группе Normalize using выберите переключатель Average RMS power (loudness).
4. Установите значение параметра Ignore below (-Inf. to 0 dB), используя соответствующий ползунок, чтобы определить порог допустимого уровня звука. Значение этого параметра должно быть на пару дБ выше уровня, который воспринимается как тишина. Все значения ниже порога при вычислении средней воспринимаемой громкости будут проигнорированы. Значение параметра Ignore below (-Inf. to 0 dB), скорее всего, будет близко к —45 дБ, но это зависит от конкретных данных.
5. Установите значение параметра Attack time (1 to 500 ms). Этот параметр указывает программе, насколько быстро следует открывать цифровой шлюз сигнала, чтобы учесть допустимые уровни звука при анализе данных. Если в вашем файле содержатся часто сменяющие друг друга звуки (вроде ударов барабанных палочек), вам лучше установить как можно более низкое значение. Установка высокого значения приведет к тому, что частые звуки не будут учтены. Приемлемое значение равняется приблизительно 200 миллисекундам, но это зависит от конкретных данных.
6. Установите значение параметра Release time (I to 500 ms). Этот параметр указывает программе, насколько быстро следует закрывать цифровой шлюз сигнала при анализе сигналов, уровень которых ниже допустимого. Если вы хотите, чтобы при вычислении средней воспринимаемой громкости было учтено как можно больше материала, вам нужно установить достаточно высокое значение. Установка более низкого значения сузит спектр уровней сигналов, учитываемых при анализе данных. Значение 200 миллисекунд является приемлемым, но, опять же, судите сами, исходя из параметров ваших данных.
7. Вследствие некоторой ограниченности человеческого слуха очень низкие и очень высокие частоты услышать труднее, чем средние. Чтобы исправить положение, в диалоговом окне Normalize предусмотрен флажок Use equal loudness contour. В большинстве случаев этот флажок целесообразнее установить.
8. Нажмите на кнопку Scan Levels, чтобы вычислить среднюю воспринимаемую громкость для ваших звуковых данных.
9. Установите значение параметра Normalize to (-60 to 0 dB), чтобы нормализовать данные, используя среднюю воспринимаемую громкость.

Предупреждение
Поскольку режим Average RMS Power работает с воспринимаемой громкостью, а не с реальными уровнями сигнала, будьте осторожны, устанавливая значение параметра Normalize to (-60 to 0 dB). Выбор слишком высокого значения может привести к деформации звука или отсечению части данных. Вы никогда не ошибетесь, если при использовании режима Average RMS Power не будете превышать значение -6 дБ для параметра Normalize to (-60 to 0 dB).


10. Для лучшей защиты от отсечения данных вы можете выбрать желаемый вариант из раскрывающегося списка If clipping occurs. В большинстве случаев стоит выбрать вариант Apply dynamic compression, кроме случаев, когда в вашу задачу входит именно деформирование звука (например, при работе с записью электрогитары).
11. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
12. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge нормализует громкость ваших звуковых данных, учитывая значения параметров.

Работа со стереофоническими записями

Программа Sound Forge располагает несколькими средствами отдельной обработки каналов в стереофонических записях. Например, вы можете преобразовать стереофонические записи в монофонические и наоборот. Вы также можете перемещать звуки по стереополю для реализации различных эффектов. Справиться с этими и другими задачами помогают преобразователь каналов и функция Pan/Expand.

Изменение каналов

Если вам нужно преобразовать стереофонический файл в монофонический или наоборот, воспользуйтесь функцией Channel Converter. Для этого сделайте следующее:

1. Выберите команду меню Process -> Channel Converter, чтобы открыть диалоговое окно Channel Converter (рис. 8.19).
2. Установите значение параметра Output channels. Если вы хотите перевести ваш файл в монофонический режим, выберите переключатель Mono. Чтобы перевести файл в стереофонический режим, установите переключатель Stereo.
3. Если вы хотите выполнить простое прямое преобразование, установите флажок Convert to specified output channels only (no custom mixing), после чего нажмите на кнопку OK и пропустите все последующие шаги.
4. Если вы хотите отрегулировать уровни сигнала для левого и правого каналов, а также определить их пропорцию в конечном файле, тогда не устанавливайте флажок Convert to specified output channels only (no custom mixing).
5. В группе New left channel отрегулируйте ползунки параметров From left (-200 to 200%)и From right (-200 to 200%). Если вы преобразуете запись в монофонический режим, доступен будет только параметр From left (-200 to 200%). Этот параметр определяет, какая часть сигнала из левого канала исходного файла будет добавлена в левый канал конечного файла. Параметр From right (-200 to 200%) определяет, какая часть сигнала из правого канала исходного файла будет добавлена в левый канал конечного файла.

Рис. 8.19. Функция Channel Converter позволяет преобразовать стереофонические файлы в монофонические и наоборот:



6. В группе New right channel отрегулируйте ползунки параметров From left (-200 to 200%) и From right (-200 to 200%). Если вы преобразуете запись в монофонический режим, доступен будет только параметр From left (-200 to 200%). Он определяет, какая часть сигнала из левого канала исходного файла будет добавлена в правый канал конечного файла. Параметр From right (-200 to 200%) определяет, какая часть сигнала из правого канала исходного файла будет добавлена в правый канал конечного файла.
7. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения. Если вы не удовлетворены услышанным, попробуйте по-другому отрегулировать ползунки параметров в обеих группах.
8. Окончательно отрегулировав уровни в группах New left channel и New right channel, вновь нажмите на кнопку Preview. В этот раз послушайте, не стал ли звук "глухим". Это может произойти из-за подавления фазы, которая происходит, когда громкость одного сигнала уменьшается, а громкость другого увеличивается, причем одновременно и на одну и ту же величину. Таким образом, два сигнала перекрывают друг друга, в результате чего звук становится "глухим". Если это произошло, попробуйте установить флажок Invert left channel mix или Invert right channel mix, но только не оба сразу. В результате этого сигнал инвертируется, что обычно помогает разрешить проблему.
9. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge преобразует ваш звуковой файл в соответствии с определенными вами установками. Используя функцию Channel Converter, вы также можете создать некоторые эффекты, например псевдостереосигнал из монофонического сигнала. Не забудьте проверить действие предварительных установок этой функции, чтобы понять ее возможности.

Панорамирование

Функция Pan/Expand позволяет определить, как будет слышен звук в звуковом поле между двумя динамиками. Можно сделать так, что звук будет восприниматься исходящим из левой или правой колонки, а также из звукового поля между ними. Этот эффект называется панорамированием. Функция Pan/Expand обладает и некоторыми другими возможностями, о которых мы также коротко расскажем. Чтобы использовать функцию Pan/Expand, сделайте следующее:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите нормализовать. Чтобы обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Process -> Pan/Expand, чтобы открыть диалоговое окно Pan/Expand (рис. 8.20).
3. Установите в раскрывающемся списке Process mode одноименный параметр. Выберите пункт Pan (preserve stereo separation), чтобы выполнить панорамирование без сведения левого и правого каналов. Это может быть полезно, если у вас есть стереофоническая запись (например, сопровождающей вокальной группы) и вы не собираетесь изменять сам сигнал, но хотите панорамировать группу голосов в определенную область стереопо-ля. Если вы выберете пункт Pan (mix channels before panning), панорамирование будет проведено совместно со сведением левого и правого каналов стереофонической записи. Эта возможность может пригодиться, если необходимо изменить все стереополе, а не отдельный сигнал. Попробуйте воспользоваться обоими пунктами, чтобы уловить разницу на слух.
4. В окне Pan/Expand , помимо параметра Process mode, вы обнаружите график. Его левая шкала отображает позиционирование стереофонического сигнала — он может быть в центре стереополя, а также в левой или правой его части. На графике изображена линия, отображающая характеристики панорамирования, которое вы хотите применить к вашим звуковым данным. Левый край линии представляет начало выделенной области, а правый край — ее конец. Если положение линии таково, что левый ее край находится внизу графика, а правый — вверху, это значит, что по отношению к вашим звуковым данным будет применено линейное панорамирование. Это объясняется тем, что левый край линии находится в правой части стереополя, а правый край — в левой его части. Таким образом, звук сначала будет доноситься из правого динамика, а затем плавно перейдет в левый. Понятно, как работает эта функция?

Рис. 8.20. Вы можете панорамировать данные из стереофонического звукового файла, используя функцию Pan/Expand:



Совет
При работе со стереофоническим файлом можно включить отображение диаграммы сигналов в качестве фона графика, установив флажок Show wave. Вы также можете указать программе, отображать ли содержимое обоих каналов или только одного из них, выбрав соответствующий пункт из расположенного рядом списка. Это никак не повлияет на сам процесс панорамирования.


5. Вы можете изменить форму линии панорамирования графическим способом, оперируя маленькими квадратиками на ее концах. Эти квадратики называются точками огибающей.
6. Если вы хотите выполнить сложное панорамирование, вы можете добавить еще несколько точек огибающей, щелкнув в любом месте линии.

Чем больше точек вы добавите (а их может быть не больше 16), тем точнее вы сможете изменять форму линии (рис. 8.21).

Рис. 8.21. Вы можете выполнять сложное панорамирование, добавляя к огибающей новые точки:



7. Отрегулируйте ползунок параметра Output gain (-60 to 20 dB), чтобы определить громкость файла после обработки.
8. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
9. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge выполнит панорамирование ваших звуковых данных в соответствии с характеристиками линии панорамирования, указанными в диалоговом окне Pan/Expand - Funky saxophone riff.

Увеличение и уменьшение стереополя

Функция Pan/Expand дает возможность не только панорамировать звук, но и сжимать и расширять все стереополе. Другими словами, вы можете сжимать стереополе вашей стереофонической записи таким образом, что оно будет казаться уже (поскольку левая и правая части стереополя будут максимально приближены к середине расстояния между двумя динамиками).

Вы также можете расширять стереополе (в этом случае левая и правая части стереополя будут максимально удалены друг от друга, в результате чего будет создаваться впечатление, что границы стереополя находятся шире расстояния между динамиками). Чтобы понять, что мы имеем в виду, нужно прослушать полученный результат. Чтобы сжать или расширить стереополе, сделайте следующее:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите нормализовать. Чтобы обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Process -> Pan/Expand, чтобы открыть диалоговое окно Pan/Expand - Funky saxophone riff.
3. Выберите пункт Stereo Expand из раскрывающегося списка Process mode.
4. Обратите внимание, что в левой части графика (о которой мы говорили в предыдущем подразделе) теперь находятся значения Center, Normal и Wide. Чем ближе линия к нижней части графика, тем сильнее левая и правая части стереополя приближены друг к другу. Чем ближе линия к верхней части графика, тем больше левая и правая части стереополя удалены друг от друга. Как и в случае с панорамированием, левый край линии представляет начало выделенной области, а правый край — ее конец.

Совет
При работе со стереофоническим файлом можно включить отображение диаграммы сигналов в качестве фона графика, установоив флажок Show wave. Вы также можете указать программе, отображать ли содержимое обоих каналов или только одного из них, выбрав необходимый пункт из расположенного сбоку раскрывающегося. Это никак не повлияет на сам процесс панорамирования.


5. Отрегулируйте сжатие или расширение стереополя, оперируя точками огибающей, находящимися на концах линии.
6. Если вы хотите выполнить сложное панорамирование, вы можете добавить еще несколько точек огибающей, щелкая в любом месте линии. Чем больше точек вы добавите (а их может быть не больше 16), тем точнее вы сможете изменять форму линии (см. рис. 8.21).
7. Отрегулируйте ползунок параметра Output gain (-60 to 60 dB), чтобы определить громкость файла после обработки.
8. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
9. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge произведет сжатие или расширение стереополя, руководствуясь характеристиками линии, указанными в диалоговом окне Pan/Expand - Funky saxophone riff.

Обработка боковых записей

Наконец, с помощью функции Pan/Expand можно обрабатывать боковые записи.

Замечание
Боковая запись (Mid-Side Recording) — это специальный тип записи, при которой один микрофон направлен прямо на исполнителя и записывает средний (центральный) канал, а другой микрофон расположен под углом 90 градусов по отношению к исполнителю, при этом записывается боковой (стерео) канал. Обычно для воспроизведения подобных записей нужен специальный декодер, но их также можно преобразовать в обычные стереофонические записи.


Чтобы преобразовать боковую запись, используя функцию Pan/Expand, сделайте следующее:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите нормализовать. Чтобы обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выполнив команду меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Process -> Pan/Expand, чтобы открыть диалоговое окно Pan/Expand - Funky saxophone riff.
3. Выберите из раскрывающегося списка Process mode вариант Mix Mid-Side (MS) recording to left and right channels.
4. Линия, проходящая по графику, должна находиться в его центре и быть выровнена по значению Normal на левой оси графика (рис. 8.22).

Рис. 8.22. Поместите линию в центр графика, чтобы преобразовать боковую запись:



5. Отрегулируйте ползунок параметра Output gain (-60 to 60 dB), чтобы определить громкость файла после обработки.
6. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge преобразует вашу боковую запись в обыкновенную стереофоническую.

Эквализация

В вашей машине есть радио? А может быть, даже магнитола или проигрыватель компакт-дисков? Если есть, то вы, скорее всего, уже пользовались эквализацией, сами того не ведая. Дело в том, что регулирование нижних и верхних частот на вашем автомобильном радиоприемнике — это тоже форма эквализации. Эквализация позволяет вам регулировать тональные характеристики звукового сигнала, увеличивая или уменьшая амплитуду различных частот звукового спектра.

Замечание
Когда музыкальный объект (например, струна) вибрирует, он издает звук. Скорость вибрации называется частотой, которая измеряется в колебаниях (или циклах) в секунду. Эта единица измерения называется герцем (Гц, Hz). Если объект вибрирует 60 раз в секунду, это значит, что частота равна 60 Гц. Сложность состоит в том, что большинство объектов вибрируют с разной частотой в одно и то же время. Комбинация этих вибраций составляет отдельный звук (или тембр) вибрирующего объекта. Именно поэтому колокол звучит как колокол, рожок звучит как рожок и т. д. Естественно, люди не могут воспринимать очень медленные или очень быстрые вибрации. Формально диапазон человеческого слуха ограничивается значениями 20 Гц и 20 кГц (1 кГц равен 1000 Гц). Этот диапазон известен как звуковой спектр. Эквализация позволяет вам оперировать частотами звукового спектра, а поскольку звуки содержат множество таких частот, вы можете изменять их тональные характеристики (или тембр). Разумеется, это объяснение очень поверхностно. Если вы действительно хотите узнать больше об акустике, купите хорошую книжку, посвященную записи звука, например "Home Recording for Musicians by Craig Anderton" (Music Sales Corp., 1996, ISBN 0-8256-1500-3).


Другими словами, используя эквализацию, вы можете усиливать бас, увеличивать эффект присутствия, уменьшать рокот, а иногда и устранять шум из ваших данных. Кроме того, вы можете использовать эквализацию как эффект. Замечали, как иногда в современной танцевальной музыке голос звучит так, как будто он исходит из телефонной трубки или из старого радиоприемника? Этот эффект достигается с помощью эквализации.

Программа Sound Forge предоставляет три различных типа эквализации: графическая эквализация, параметрическая и параграфическая. Существует также функция Smooth/Enhance, о которой мы поговорим позже. Все названные типы эквализации имеют свои плюсы и минусы.

Графическая эквализация

Возможно, вы уже знакомы с графическими эквалайзерами, потому что они иногда присутствуют на домашних стереосистемах. Функция Graphic EQ программы Sound Forge имитирует аппаратные графические эквалайзеры) (рис. 8.23).

Рис. 8.23. Функция Graphic EQ напоминает настоящий графический эквалайзер:



В основном режиме работы функция Graphic EQ дает возможность регулировать 10 разных частот (называемых дорожками). Каждую дорожку можно повысить на 24 дБ или понизить до -Inf. (минус бесконечности, что равносильно полному исключению данной частоты из спектра). Чтобы увеличить или уменьшить амплитуду определенной частоты, вам нужно просто передвинуть вверх или вниз соответствующий ползунок. Но здесь проявляется слабая сторона графической эквализации. Несмотря на то, что ее очень просто использовать, число частот, которыми можно управлять, ограничено. Вы не можете изменить частоты, находящиеся ниже, выше или между имеющимися частотами. Как бы то ни было, функция Graphic EQ очень полезна в тех случаях, когда нужно быстро применить эквализацию, а используя усложненный режим, вы можете частично обойти это ограничение Вот как работает функция Graphic EQ: шраничение. вот как

1. Вам необходимо выделить в вашем файле данные, которые вы хотите обработать. Для того чтобы обработать весь файл, либо ничего  не вьшеляйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All
2. Выполните команду меню Process -> EQ -> Graphic чтобы открыть диалоговое окно Graphic EQ .' Затем выберите 10 -дорожечный режим, перейдя на вкладку 10 Band в нижней части окна
3. Оперируйте ползунками, чтобы отрегулировать нужные частоты. 

Совет
Чтобы быстро вернуть ползунок в положение 0 дБ, дважды щелкните на нем мышью.

Предупреждение
Будьте осторожны, повышая уровень частот, поскольку этим вы увеличиваете общую громкость данных. Излишне увеличив громкость, вы можете вызвать появление шумов.


4. Если вы просто хотите выполнить базовую эквализацию, пропустите дальнейшие действия вплоть до шага 10. В противном случае откройте вкладку 20 Band, чтобы перейти в 20-дорожечный режим (рис. 8.24)

Рис. 8.24. Вы можете выполнить более точную регулировку уровня частот, используя 20-дорожечный режим:



5. Обратите внимание, что изменения, сделанные вами в 10-дорожечном режиме, остались в силе при переходе в другой режим. Теперь выполните более точную эквализацию ваших данных.
6. Если использования 20-дорожечного режима достаточно для завершения эквализации, пропустите дальнейшие действия вплоть до шага 10. В противном случае перейдите на вкладку Envelope (рис. 8.25).

Рис. 8.25. В режиме Envelope функция Graphic EQ позволяет вам вносить изменения посредством графика:



7. В режиме Envelope функция Graphic EQ принимает совершенно новый вид. Вместо ползунков вы видите график. Горизонтальная шкала графика отображает изменяемые частоты, варьирующиеся от 20 Гц до 20 кГц. Вертикачьная шкала графика показывает амплитуду для каждой частоты; ее охват простирается от -Inf. до +24 дБ. На графике изображена линия, представляющая эквализационную кривую. Все точки этой линии, находящиеся на отметке выше 0 дБ, представляют частоты, которые будут усилены. Все, что находится ниже 0 дБ, будет удалено.
8. Вы можете изменять форму линии, оперируя точками огибающей. При перетаскивании мышкой какой-нибудь из точек вы увидите, что значения амплитуды отображаются в правом верхнем углу графика.
9. Если вы хотите создать сложную эквализационную кривую, вы можете добавить новые точки огибающей, щелкая мышью в любом месте линии. Чем больше точек вы создадите, тем точнее будет изменяться форма линии (рис. 8.26).

Рис. 8.26. Вы можете создать более сложную эквализационную кривую, добавляя к ней новые точки огибающей:



10. Установите значение параметра Accuracy, чтобы определить качество эквализации, которое вы хотите использовать. Чем выше качество, тем медленнее идет процесс эквализации. Но если вы имеете дело с не очень большим файлом, то лучше всего выбрать пункт High (show, great for all bands).
11. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения. Если вы слышите помехи, попробуйте отрегулировать параметр Output gain (-60 to 60 dB) таким образом, чтобы общая громкость данных была уменьшена. Попытайтесь установить значение -1 дБ, а затем поэкспериментируйте.
12. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge проведет эквализацию ваших звуковых данных, опираясь на заданные вами характеристики эквализационной кривой.

Функция Parametric EQ

Параметрическая эквализация является несколько более мощной и гибкой, чем графическая эквализация. При использовании функции Parametric EQ вы не ограничены установкой частот. Вы можете указывать точные значения частот. Да, при использовании режима Envelope функции Graphic EQ вы можете указывать частоты — но неточно. Ограничением является разрешение графика. Функцию Parametric EQ использовать несложно, но мы можем лучше объяснить ее, показав, как она работает:

1. Выделите в вашем файле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> EQ -> Parametric, чтобы открыть диалоговое окно Parametric EQ (рис. 8.27).

Рис. 8.27. Функция Parametric EQ позволяет вам точно указывать частоты:



3. Выберите из раскрывающегося списка Filter style один из вариантов: Low-Frequency Shelf, High-Frequency Shelf, Band-pass или Band-Notch/Boost.
4. Установите значение параметра Center frequency (20 to 22,050 Hz). Если вы выберете в раскрывающемся списке Filter style вариант Low-Frequency Shelf, все частоты ниже Center frequency (20 to 22,050 Hz) будут либо обрезаны, либо подняты. Если вы выберете в раскрывающемся списке Filter style вариант High-Frequency Shelf, все частоты выше Center frequency (20 to 22,050 Hz) будут либо обрезаны, либо подняты. Если вы выберете в списке Filter style вариант Band-pass, частоты выше или ниже Center frequency (20 to 22,050 Hz) будут обрезаны или подняты. Если вы выберете в раскрывающемся списке Filter style вариант Band-Notch/Boost, частота Center frequency (20 to 22,050 Hz) будет обрезана или поднята.
5. Если вы выберете в раскрывающемся списке Filter style варианты Low-Frequency Shelf или High-Frequency Shelf, вам потребуется настроить параметр Transition Width. Этот параметр определяет, какие частоты выше или ниже Center frequency (20 to 22,050 Hz) будут затронуты Чем ниже значение, тем более острой будет кривая эквализации в точке Center frequency. Чем выше значение, тем более гладкой будет кривая эквализации.
6. Если вы выберете в раскрывающемся списке Filter style варианты Band-pass или Band-Notch/Boost, вам потребуется настроить параметр Band width. Этот параметр определяет, какие частоты будут затронуты вблизи параметра Center frequency (20 to 22,050 Hz). Чем ниже значение, тем меньше частот будет затронуто.
7. Настройте параметр Amount (-60 to 20dB). Этот параметр определяет, насколько обрезаются или поднимаются указанные частоты Он может находиться в диапазоне от -60 дБ до +20 дБ.
8. Установите значение параметра Accuracy , указывающего качество эквализации, которое вы хотите испольховать. Чем выше качество, тем медленнее обработка. Но если ваш файл не слишком огромен, вы обычно можете использовать значение High (Slow, great for all frequencies) , дающее наилучшее качество.
9. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения. Если вы услышите, что звук обрезан, настройте параметр Output gain так, чтобы общая громкость эквализации была уменьшена.Попытайтесь опустить его до -1 дБ и дальше действовать методом подбора.
10. Нажмите на кнопку ОК .

Программа Sound Forge применит эквализацию к вашим звуковым данным, учитывая значения параметров в диалоговом окне Parametric EQ Funky saxophone riff.

Функция Paragraphic EQ

Самой мощной функцией эквализации в программе Sound Forge является Paragraphic EQ. Функция  Paragraphic EQ объединяет многие возможности из различных функций эквализации, которые мы уже обсуждали. Если вы посмотрите на диалоговое  окно Paragraphic EQ - Funky saxophone riff (рис. 8.28), то увидите частотный график в верхней правой части.

На данном графике показана кривая эквализации (как в функции Graphic EQ), но такой график нельзя изменять непосредственно т к он показывяет кривую эквализации, созданную на основе значений остальньх параметров.

Функция Paragraphic EQ содержит также четыре независимых параметрических эквалайзера, в каждом из которых имеются элементы управления Gain, Width и Center frequency. Принципы работы всех этих элементов были нами рассмотрены выше. Единственное отличие заключается в том, что если в данном случае параметр Gain эквалайзера имеет значение 0 дБ, это означает, что эквалайзер отключен. Чтобы включить эквалайзер, увеличьте значение параметра Gain. После этого остальные элементы управления станут доступными. Кроме того, функция Paragraphic EQ содержит низкоуровневый и высокоуровневый эквалайзеры, каждый из которых имеет настраиваемые элементы управления Gain и Center frequency. Еще одно различие между функцией Paragraphic EQ и другими функциями эквалайзера заключается в том, что вместо главного элемента управления Gain в функции Paragraphic EQ имеются элементы управления Dry out (-Inf. to 25 dB) и Wet out (-25 to 25 dB). Это позволяет вам смешивать исходные аудиоданные с эквализован-ными аудиоданными и определять их соотношение в обработанном звуке. Параметр Dry out (-Inf. to 25 dB) управляет уровнем исходного звука, а параметр Wet out (-25 to 25 dB) — уровнем эквализованного звука.

Рис. 8.28. Функция Paragraphic EQ является объединением нескольких функций эквализации:



Так что, в сущности, функция Paragraphic EQ является комбинацией четырех параметрических эквалайзеров, а также низкоуровневого и высокоуровневого эквалайзеров. Объединение всех функций этих эквалайзеров дает возможность создавать очень сложные процедуры эквализации. Чтобы понять, насколько мощной может быть функция Paragraphic EQ, попробуйте поработать с некоторыми наборами настроек из раскрывающегося списка Name.

Воспроизведение в обратном направлении

Если вы прожили на свете достаточно долго, чтобы помнить виниловые пластинки, то не приходилось ли вам когда-нибудь воспроизводить запись в обратном направлении, чтобы выяснить, а не оставила ли ваша любимая группа в своих песнях каких-нибудь сатанинских сообщений или, например, рецепта их любимого чечевичного супа? То же самое вы можете проделать с вашими аудиоданными. Программа Sound Forge позволяет вам воспроизводить данные в файле (или в выделении) в обратном порядке.

У этой функции не так много практических применений, но в сочетании с другими функциями обработки она может дать некоторые замечательные эффекты. Чтобы использовать эту функцию, просто выделите данные, которые вы хотите изменить, и выполните команду меню Process -> Reverse. Теперь данные будут воспроизводиться в обратном направлении. Если вы не выделите никакие данные, будут обработаны данные всего файла.

Переворачивание данных

В главе 7 мы говорили о функции Paste Mix и о том, как при смешивании определенных звуковых файлов происходит подавление фазы. Подавление фазы осуществляется тогда, когда громкость одного аудиосигнала увеличивается, а громкость другого аудиосигнала уменьшается в то же самое время и на точно ту же величину. Из-за этого эффекта звуки погашают друг друга, смешанный звук становится глухим. В диалоговом окне функции Paste Mix находится флажок Invert data, который переворачивает аудиосигнал вокруг нулевой оси. Это иногда помогает избежать подавления фазы.

Программа Sound Forge позволяет вам переворачивать данные в аудиофайле вручную с помощью функции Invert/Flip. Чтобы использовать ее, просто выделите данные, которые вы хотите изменить, и выберите команду меню Process -> Invert/Flip. Данные будут перевернуты. Если вы не выделили никакие данные, будут перевернуты все данные в файле.

Изменение длины

Обычно, когда вы изменяете длину аудиоданных, высота тона тоже изменяется. Укоротите данные, и высота тона увеличится. Удлините данные, и высота тона уменьшится. В большинстве случаев вы предпочтете избежать изменения высоты тона. К счастью, программа Sound Forge содержит функцию, позволяющую изменить длину ваших аудиоданных без воздействия на высоту тона. Эта функция называется Time Compress/Expand, вот как она работает:

1. Выделите в вашем файле аудиоданные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, либо ничего не выделяйте, либо выделите все данные, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> Time Stretch , чтобы открыть диалоговое окно Time Stretch (рис. 8.29).

Рис. 8.29. Функция Time Stretch позволяет вам изменять продолжительность звука, не меняя его высоты тона:



3. Выберите необходимый вам пункт из раскрывающегося списка Mode. Для того чтобы предоставить лучший тип обработки, функция Time Compress/Expand принимает во внимание тип аудиоданных, которые вы обрабатываете. Вы должны выбрать из раскрывающегося списка вариант, соответствующий типу обрабатываемых данных. Например, если вы обрабатываете ударные инструменты, не имеющие определенного тона, вы можете использовать вариант AlT.Drums, unpitched (minimum echo). Для того чтобы найти правильный вариант, вам придется немного поэксперименировать.
4. Выберите необходимый вариант из раскрывающегося списка Input format. Вы можете выбрать указание новой длины ваших аудиоданных в процентах, как темп или в виде конкретной продолжительности.
5. В зависимости от того, какой вариант вы выберете в списке Input format. появится соответствующий элемент управления, который позволит вам указать длину аудиоданных. Если вы выберете вариант Percentage, будет доступен параметр Final Percentage (50.000 to 500.000%). Если вы выберете вариант Tempo — параметр Final Tempo. А если вы выберете вариант Time, будет доступен параметр Final Time. Настройте имеющийся параметр так, чтобы указать новую длину ваших аудиоданных.
6. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать, как звучит файл, до того, как программа Sound Forge произведет в нем фактические изменения.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge изменит длину ваших звуковых данных, учитывая значения параметров диалогового окна Time Compress/Expand .


Глава 9. Эффекты в программе Sound Forge >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки