Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Глава 9. Эффекты в программе Sound Forge


Так же как добавление в блюдо специй делает его вкуснее, добавление эффектов к вашим аудиоданным делает их звучание лучше. Эффекты могут превратить тусклую, безжизненную запись в произведение искусства. Например, вы можете применить эффект эха и фоновое окружение, чтобы создать иллюзию, что звук был записан в каких-то конкретных условиях, например в концертном зале. Вы можете также использовать эффекты для придания глубины вокальной партии. Этот список можно продолжать до бесконечности. Программа Sound Forge содержит большое количество функций для создания различных эффектов, оживляющих ваши аудиоданные. Хотя применение таких эффектов к вашим данным не представляет большой сложности, понять, что они делают и как их использовать, не всегда удается сразу. В этой главе мы обсудим следующие темы:
  • реверберация и акустическое зеркало;
  • задержки, хорус и флэнжер;
  • изменение тона и сдвиг тона;
  • сжатие, ограничение и другие эффекты;
  • подключаемые модули и меню DirectX.
Эффекты эха

Не правда ли, вы ведь знаете, что такое эхо? Это повторяющийся звук, имитирующий исходный звук. Например, если вы выкрикнете какое-то слово в большом замкнутом помещении (таком, как концертный зал или каньон), вы будете слышать это слово многократно повторяющимся до тех пор, пока оно не стихнет. Подобный эффект также называется задержка (delay). Задержку можно использовать для создания различных типов эффектов, а не только эха. Программа Sound Forge содержит несколько функций, позволяющих вам создавать эти эффекты.

Функция Simple Delay

Функция Simple Delay (простая задержка) позволяет применять базовые эффекты эха к вашим аудиоданным. Чтобы использовать эту функцию, выполните следующие действия:

1. Выберите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Delay/Echo -> Simple для того, чтобы открыть диалоговое окно Simple Delay (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Используйте функцию Simple Delay для добавления базовых эффектов эха к вашим аудиоданным:



3. Установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds). Данный параметр определяет, сколько времени (в секундах) пройдет перед каждым эхом. Вы можете установить значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) в интервале от 0,001 до 5 секунд.

Совет
Многие профессиональные музыканты используют задержку для синхронизации эха с музыкой. Например, вы можете сделать так, что эхо будет появляться с каждой четвертной нотой, восьмой, шестнадцатой и т. д. Для этого требуется всего лишь немного математики.

Начнем с расчета времени задержки, необходимого для синхронизации эха с каждой четвертной нотой. Для этого просто разделите 60 000 (количество миллисекунд в одной минуте) на текущий темп (измеряемый в ударах в минуту) записанной вами музыки. Таким образом, для темпа 120 ударов в минуту вы получите 500 миллисекунд (то есть полсекунды). Если вы установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) равным 0,500, эхо будет звучать одновременно с каждой четвертной нотой вашей музыки.

Чтобы рассчитать время задержки для других значений ноты, вам просто нужно умножить или разделить. Поскольку восьмая нота является половиной от четвертной, просто разделите 500 на 2, в результате чего получите 250 миллисекунд (или 0,250 секунды). Шестнадцатая нота является половиной от восьмой, так что делим 250 на 2 и получаем 125 миллисекунд (или 0,125 секунды). Если же вы хотите вычислить значения для больших значений нот, просто умножайте на 2. Поскольку половинная нота вдвое длиннее четвертной ноты, умножьте 500 на 2, и вы получите 1000 миллисекунд (или 1 секунду), и т. д.


4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Delay out (-Inf. to 0 dB). Когда вы применяете эффект к вашим исходным данным, вы можете определить, какая доля эффекта и какая доля исходных данных будет в итоговом звуке. Таким образом, вы имеете возможность приложить эффект в определенной степени, не заглушая полностью исходные данные. Параметр Dry out (-Inf. to 0 dB) определяет, какая часть исходных данных будет слышна в обработанном звуке, а параметр Delay out (0.001 to 5.0 seconds) — какую часть эффекты вы услышите в обработанном звуке.
5. Установите флажок Multiple delays (Feedback) и значение параметра Decay time (0.I to 20.0 seconds). С некоторыми эффектами вы можете взять полученный сигнал и прогнать его заново, чтобы применить эффект несколько раз. Это называется обратной связью. Полученный звук может быть различным в зависимости от эффекта. В функции Simple Delay флажок Multiple delays (Feedback) и параметр Decay time (0.1 to 20.0 seconds) управляют тем, сколько раз используется эхо. Если вы активизируете флажок Multiple delays (Feedback), эхо повторится больше одного раза. А чем ниже значение параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds), тем меньше количество повторений эха. Чем выше значение параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds), тем больше количество повторений эха. К сожалению, из значения параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds) невозможно точно определить, сколько раз повторится эхо. Тут вам придется поэкспериментировать.
6. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать, как файл будет звучать, не внося фактических изменений в данные.
7. Щелкните по кнопке ОК.

Программа Sound Forge применит к вашим аудиоданным функцию Simple Delay в соответствии с вашими настройками.

Функция Multi-Tap Delay

Функция Multi-Tap Delay позволяет вам создавать очень сложные эффекты эха за счет установки сразу нескольких задержек, подобно одновременной установке нескольких эффектов Simple Delay для обработки ваших аудиоданных.

Вот как работает функция Multi-Tap Delay:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Delay/Echo -> Multi-Tap для того, чтобы открыть диалоговое окно Multi-Tap Delay (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Функция Multi-Tap Delay позволяет вам создавать очень сложные эффекты эха:



3. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 0 dB) . Эти параметры работают точно так же, как и одноименные параметры функции Simple Delay.
4. Установите значение параметра Input gain (-Inf. to 0 dB). Этот параметр определяет, какая часть исходного звука может быть обработана. Чаше всего данный параметр оставляют равным 0 децибел.
5. Установите параметры Mod. rate (0.1 to 10.0 Hz) и Mod. depth (0.1 to 10.0%). Эти параметры описать несколько труднее. Они позволяют добавить к вашим аудиоданным эффект "трели" вместе с эхом. Звук становится также похожим на тремоло, которое вы слышите на электрооргане. Параметр Mod. rate (O.I to 10.0 Hz) определяет скорость (в герцах или циклах в секунду) "трели", а параметр Mod. depth (0.I to 10.0%) определяет, на какую часть аудиоданных эффект будет действовать. Это одна из функций, для понимания действия которой требуется поэкспериментировать.
6. Установите значение параметра Feedback (0 to 150%). Этот параметр работает как сочетание флажка Multiple delays (Feedback) и параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds) функции Simple Delay.
7. Если вы хотите применить к вашему эффекту задержки низкочастотный эквалайзер, активизируйте и установите параметр Low-pass start freq. (Hz). Он позволяет вам отфильтровывать некоторые высокие частоты, чтобы эмулировать среду с более сильным эхом, например маленькую комнату.
8. Установите значение параметра Number of taps (1 to 8). Этот параметр определяет, сколько различных задержек вы хотите установить в эффекте, общим числом до восьми. После настройки параметра Number of taps (1 to 8) вы заметите, что переключатели Current tap (1—8) стали доступными.
9. Каждая задержка имеет свои параметры Тар gain, Delay и Pan. Это означает, что вы можете управлять исходным уровнем громкости, временем эха и панорамированием в стереополе каждой задержки. Чтобы настроить параметры для конкретной задержки, выберите номер задержки в группе переключателей Current tap. После этого настройте параметры Тар gain, Delay и Pan для данной задержки. Для каждой из восьми задержек вы можете сделать это отдельно.
10. После настройки параметров каждой задержки вы заметите изменения на графике, располагающемся непосредственно под переключателями Current tap. Этот график (именуемый эхограммой) позволяет вам визуально оценивать результаты влияния выбранных параметров на эхо. Каждая линия представляет эхо. Длина линии соответствует громкости эха, измеряемой в процентах (вертикальная шкала графика) от исходного звука. Расстояние линии от вертикальной шкалы графика представляет время, когда эхо прозвучит после исходного звука. Красная линия отображает выбранную в данный момент времени задержку. Остальные доступные задержки представлены черными линиями. Голубыми линями представлено эхо, полученное в результате настройки параметра Feedback (0 to 150%). Чтобы определить, какой период времени будет показывать эхограмма, выберите соответствующий пункт из раскрывающегося списка Graph Resolution (Delay ms).
11. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
12. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Multi-Tap Delay к вашим аудиодан-ным в соответствии с установленными параметрами. Поэкспериментируйте с наборами установок для функции Multi-Tap Delay, поставляемыми с программой Sound Forge. Они продемонстрируют вам реальную мощь этой функции.

Функция Chorus

Верите ли вы или нет, но функция Chorus программы Sound Forge содержит многие из параметров функций Simple Delay и Multi-Tap Delay. Почему? Технически хорус является формой задержки. Для достижения результата хорус использует задержку и расстройку. Однако при использовании хоруса вы не услышите эха, поскольку задержка чрезвычайно мала. Вместо этого хорус заставляет ваши аудиоданные звучать "богаче" или "полнее". Название "хорус" происходит из того обстоятельства, что при хоровом пении звук становится более полным, поскольку каждый певец поет несколько не в лад и не в такт — но не настолько, чтобы музыка звучала плохо, а фактически лучше. Вы можете использовать функцию Chorus программы Sound Forge для достижения похожих результатов с вашими аудиоданными. Для использования функции Chorus выполните следующие шаги:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Chorus для того, чтобы открыть диалоговое окно Chorus (рис. 9.3).
3. Установите значение параметра Chorus out delay (0.1 to 100.0 ms). Этот параметр работает подобно параметру Delay time (O.I to 20.0 seconds) функции Simple Delay. Единственное отличие заключается в том, что параметр Chorus out delay (0.1 to 100.0 ms) ограничен 100 миллисекундами. Если вы присвоите этому параметру достаточно высокое значение, вы можете действительно получить короткое многократно повторяющееся эхо. Однако для добавления к вашему звуку эффекта хоруса вы должны установить значение этого параметра между 20 и 40.
4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB), Chorus out (-Inf. to 0 dB) и Input gain (-Inf. to 0 dB). Параметр Chorus out (-Inf. to 0 dB) в точности соответствует параметру Delay out (0.1 to 20.0 seconds) функции Simple Delay. Параметры Dry out (-Inf. to 0 dB) и Input gain (-Inf. to 0 dB) мы описали в предыдущем разделе.
5. Установите значение параметра Feedback (0 to 100%). Вместо установки количества повторений эха (как в функции Multi-Tap Delay) этот параметр определяет "глубину" хоруса. Чем выше значение, тем "глубже" хорус.
6. Установите значения параметров Modulation rate (0.001 to 20.0 Hz) и Modulation depth (1 to 100%). Вместо добавления к вашему звуку "трели" (как в функции Multi-Tap Delay) эти параметры определяют, как к хорусу добавляется расстраивание. Параметр Modulation rate (0.001 to 20.0 Hz) указывает, как быстро произойдет расстраивание, а параметр Modulation depth (I to 100%) — степень расстраивания. Высокое значение параметра Modulation depth (I to 100%) приводит к тому, что ваши аудиоданные действительно звучат расстроенно (что обычно нежелательно), а низкое значение дает приятный эффект хоруса.

Рис. 9.3. Функция Chorus заставляет ваши аудиоданные звучать "богаче" или "полнее":



7. Установите значение параметра Attenuate high frequencies above (Hz). Этот параметр работает точно так же, как параметр Low-pass start freq функции Multi-Tap Delay.
8. Установите значение параметра Chorus size (1 to 3). Этот параметр позволяет вам определять, сколько раз ваши аудиоданные обрабатываются функцией Chorus. Вы можете применить функцию до трех раз подряд, что дает очень глубокий эффект хоруса. Подбор оптимальных настроек возможен только экспериментальным путем.
9. Установите флажки Invert the chorus phase и Invert the feedback phase.

В главе 7 мы говорили о функции Paste Mix и о том, как может происходить подавление фазы, когда вы микшируете вместе определенные звуковые файлы. Подавление фазы происходит, когда громкость одного звукового сигнала увеличивается, а громкость другого звукового сигнала одновременно уменьшается на ту же величину. Благодаря этому явлению они отменяют друг друга, делая микшированный звук "глухим". С помощью флажков Invert the chorus phase или Invert the feedback phase вы при необходимости можете устранить подавление фазы.

10. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
11. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Chorus к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Flange/Wah-Wah

Хотя функция Flange/Wah-Wah не имеет таких же параметров, как функция Simple Delay, флэнжер, тем не менее, является формой задержки. То же самое относится и к фейзеру и к эффекту Wah-Wah, получить доступ к которым также можно через функцию Flange/Wah-Wah. Эти эффекты приводят к очень странным типам "космических", "свистящих" звуков и звуков с "трелью" путем микширования слегка задержанной версии исходного звука с исходной версией звука. Как и в случае создания хоруса, вы не услышите эха, поскольку задержка очень мала. На что эти эффекты похожи, описать трудно, так что поэкспериментируйте сами. Чтобы использовать функцию Flange/Wah-Wah, выполните следующие шаги:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Flange/Wah-Wah для того, чтобы открыть диалоговое окно Flange/Wah-Wah (рис. 9.4).
3. Выберите вид эффекта (Flange, Phase или Wah-Wah) в группе переключателей Effect.
4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 12 dB) и Wet out (-Inf. to 12 dB). Они работают так же, как и параметры Dry ut (-Inf. to 0 dB) и Chorus out (-Inf. to 0 dB) функции Chorus.
5. Установите значение параметра Rate (0.001 to 20.0 Hz). Этот параметр управляет скоростью эффекта во всех трех режимах операции: Flange, Phase или Wah-Wah.
6. Установите значение параметра Depth (I to 100%). Если вы выберете режим Flange, параметр Depth (I to 100%) будет в таком случае управлять тем, в какой степени эффект флэнжера применяется к вашим аудиоданным. Если вы выберете режим Phase, параметр Depth (I to 100%) будет управлять диапазоном частот, на которые влияет эффект фейзера. Если вы выберете режим Wah-Wah, параметр Depth (I to 100%) будет управлять диапазоном частот, на которые влияет эффект Wah-Wah.

Рис. 9.4. Функция Flange/Wah-Wah придаст вашим аудиоданным действительно странное звучание:



7. Если вы выбрали режим Flange, вы можете перейти к шагу 9. В противном случае установите параметр Center frequency (Hz). В обоих режимах, Phase и Wah-Wah, параметр Center frequency (Hz) управляет частотой, на которой эффекты фейзера или Wah-Wah, наиболее ярко выражены. Например, если вы обрабатываете запись пения тенора, вам нужно установить значение параметра Center frequency (Hz) равным приблизительно 261 Гц, чтобы применить эффект к центру диапазона голоса тенора (диапазон тенора — приблизительно 130 и 493 Гц). Конечно, это только один пример. Поэкспериментируйте, чтобы найти правильные настройки для вашего аудиоматериала.
8. Установите значение параметра Resonance (I to 100%). Для обоих режимов, Phase и Wah-Wah, параметр Resonance (I to 100%) управляет тем, насколько четко выражены в ваших аудиоданных эффекты фейзера и Wah-Wah. Чем ниже значение параметра Resonance (I to 100%), тем слабее выражен эффект. Чем выше значение параметра Resonance (I to 100%), тем сильнее выражен эффект.
9. Щелкните на кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
10. Нажмите по кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Flange/Wah-Wah к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Эффекты высоты тона

Бывают ситуации, когда вам нужно изменить высоту тона ваших аудиодан-ных. Например, вам может потребоваться подкорректировать голос сфальшивившего певца или инструментальное сопровождение. Программа Sound Forge содержит три различных функции, позволяющих вам изменять высоту тона ваших данных разными способами. К таким функциям относятся Pitch Bend, Pitch Shift и Vibrato. Рассмотрим их все по порядку.

Функция Pitch Bend

Функция Pitch Bend позволяет изменять высоту тона аудиоданных за период времени. Например, с помощью этой функции вы можете сделать так, что ваш звук будет медленно повышаться от начала до конца записи, если вам нужен такой эффект. Функция Pitch Bend весьма универсальна. Вот как она работает:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Pitch -> Bend для того, чтобы открыть диалоговое окно Pitch Bend (рис. 9.5). В этом диалоговом окне вы увидите график. На левой шкале графика показаны значения высоты тона, которые могут находиться в диапазоне от —24 до +24 полутонов (в соответствии с параметром Range (+/-24), ползунок установки которого расположен непосредственно около графика, слева). На графике показана линия, представляющая собой изгиб высоты тона, который будет применен к выделенным аудиоданным. Если смотреть на линию слева направо, левый ее конец представляет начало выделения аудиоданных, а правый — конец выделения аудиоданных. Если бы линия была настроена так, что левый конец был бы внизу графика, а правый — вверху, к вашим аудиоданным было бы применено быстрое понижение тона, а затем его постепенное повышение. Это происходит потому, как вы можете видеть, что левый конец линии установлен на высоте тона, меньшей, чем нормальная (представленной нулем в середине графика), а правый конец — на высоте тона, большей, чем нормальная. Поэтому высота тона должна быстро начаться при меньшем значении, постепенно вырасти до нормальной, а затем — до высшего значения. Поняли, как это работает?

Совет
Если вы применяете изгиб высоты тона к стереофайлу, вы можете включить показ ваших аудиоданных на фоне графика, установив флажок Show wave. Вы можете также выбрать, чтобы были показаны данные только из правого или левого канала или смикшированный звук из обоих каналов, выбрав вариант из раскрывающегося списка, расположенного рядом с флажком Show wave. Однако это не влияет на то, как изгиб высоты тона применяется к вашим данным. Если вы хотите применить изгиб высоты тона только к одному из стереоканалов, вам необходимо выделить только данные из этого канала перед тем, как вы откроете диалоговое окно Pitch Bend.


Рис. 9.5. Используйте функцию Pitch Bend для постепенного изменения высоты тона ваших аудиоданных:



3. Вы можете изменить форму линии изгиба высоты тона одним из двух способов. Можно просто выбрать один из готовых наборов параметров в раскрывающемся списке Name. В качестве альтернативы вы можете изменить линию высоты тона, щелкая на маленьких квадратиках на концах линии и перетаскивая их. Эти квадратики называются точками огибающей (Envelope Points).
4. Если вы хотите создать какие-то действительно сложные изгибы высоты тона, вы можете добавить дополнительные точки огибающей, щелкая в любом месте линии высоты тона. Чем больше точек огибающей вы добавите (максимально допустимое их количество равно 16), тем большую гибкость вы получите при изменении формы линии (рис. 9.6).
5. Если вы хотите настроить диапазон изгиба высоты тона (одновременно с масштабом высоты тона на графике), используйте параметр Range, о котором мы уже говорили. Для небольших изгибов высоты тона используйте маленькие значения, а для более заметных изгибов высоты тона — большие значения.

Рис. 9.6. Вы можете создать действительно сложные изгибы высоты добавлением дополнительных точек огибающей:



6. Щелкните на кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Pitch Bend к вашим аудиодан-ным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Pitch Shift

Обычно, когда вы изменяете высоту тона аудиоданных, их длина также меняется. Увеличьте высоту тона и данные станут короче; уменьшите высоту тона и данные станут длиннее. Именно это происходит при использовании функции Pitch Bend. К счастью, вы можете использовать функцию Pitch Shift программы Sound Forge для изменения высоты тона без изменения длины аудиоданных. Вот как работает функция Pitch Shift:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Pitch -> Shift для того, чтобы открыть диалоговое окно Pitch Shift (рис. 9.7).
3. Установите значения параметров Semitones to shift pitch by (-12 to 12) и Cents to shift pitch by (-100.0 to 100.0). Эти параметры управляют тем, насколько высота тона будет сдвинута вверх или вниз. Для больших изменений используйте параметр Semitones to shift pitch by (-12 to 12). Для более точной настройки используйте параметр Cents to shift pitch by (-100.0 to 100.0). В терминах высоты тона каждый полутон содержит 100 центов.

Рис. 9.7. Используйте функцию Pitch Shift для изменения высоты тона ваших аудиоданных без изменения их длины:



Совет
Единственная проблема, на которую нужно обратить внимание, заключается в том, что сдвиг высоты тона может породить нежелательные искажения, если вы используете слишком большой интервал. Лучше всего оставаться в пределах большой терции (четыре полутона) вверх или вниз, если это возможно.


4. Установите значение параметра Accuracy (I low to 3 high) для того, чтобы указать качество обработки сдвига высоты тона, которое вы хотите использовать. Чем выше качество, тем медленнее обработка. Если ваш аудиофайл имеет не самые огромные размеры, лучше использовать значение High, соответствующее наилучшему качеству.
5. При повышении высоты тона звука в данные может быть внесено искажение. Для того чтобы решить подобную проблему, установите флажок Apply an and-alias filter during pitch shift. Если вы понижаете высоту тона ваших аудиоданных, вам не нужно заботиться об этом.
6. Если вы не хотите, чтобы длина ваших аудиоданных изменялась при применении сдвига высоты тона, установите флажок Preserve duration. После этого выберите вариант из раскрывающегося списка Mode. Выберите соответствующий вариант в зависимости от типа данных, которые вы собираетесь обработать. Например, если вы обрабатываете нетональные ударные инструменты, вы можете использовать вариант Drums, Un-pitched. Правильные настройки вы можете найти путем эксперимента.
7. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
8. Щелкните по кнопке ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Pitch Shift к вашим аудиодан-ным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Vibrato

Функция Vibrato подобна функции Pitch Bend, но вместо изгиба высоты тона она непрерывно модулирует (или "вибрирует") высоту тона вверх и вниз. При еле заметном применении это дает некоторый эффект трели. При более активном применении вы можете также добиться весьма необычных эффектов изменения высоты тона. Вот как работает функция Vibrato:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Vibrato для того, чтобы открыть диалоговое окно Vibrato (рис. 9.8). В этом диалоговом окне вы увидите график. На левой шкале графика показаны значения высоты тона, которые могут находиться в диапазоне от —24 до +24 полутонов (в соответствии с параметром Semitones (+/-Z4), ползунок установки которого расположен непосредственно слева от графика). На графике изображена линия, представляющая вибрато, которое будет применено к выделенным аудиоданным. Линия составляет один цикл (или вибрацию). Такая вибрация последовательно повторяется с определенной скоростью до тех пор, пока не будет применена ко всему выделению аудиоданных. Это не очень просто описать, но один раз попробовав, вы поймете смысл.
3. Вы может изменить форму линии вибрато одним из двух способов: просто выберите один из возможных наборов установок в раскрывающемся списке Name или измените линию вибрато графически, щелкая на маленьких квадратиках (точках огибающей) на концах линии и перетаскивая их.

Рис. 9.8. Используйте функцию Vibrato для добавления эффектов изменения высоты тона к вашим аудиоданным:



4. Если вы хотите создавать действительно сложные эффекты вибрато, вы можете добавить дополнительные точки огибающей, щелкая в любом месте линии вибрато. Чем больше точек огибающей вы добавите, тем больше гибкости вы будете иметь при изменении формы линии.

Совет
Поскольку линия вибрато представляет один цикл колебания (или вибрацию), левый и правый края линии должны заканчиваться на графике на одной и той же вертикальной позиции. Например, они оба могут лежать на нулевой линии в середине графика. Это нужно для сглаживания эффекта вибрато. Если концы линии не находятся на одной и той же вертикальной позиции, в вашей записи могут появиться треск и щелчки. Для решения этой проблемы вы можете попробовать установить флажок Blend graph edges и посмотреть, исчезли ли после этого треск и щелчки.


5. Если вы хотите настроить диапазон вибрато (одновременно с масштабом высоты тона на графике), используйте параметр Semitones (+/-24), уполишавшийся выше. Для легкого вибрато используйте маленькие значения, а для более заметного — большие.
6. Установите значение параметра Modulation freq (0.001 to 1,000 Hz). Этот параметр управляет скоростью вибрато. Высокие значения дают эффект трели, малые — в большей степени эффект изгиба высоты тона.

Совет
Для очень слабого эффекта вибрато выберите набор настроек Vibrato 2. Затем измените значение параметра Semitones (+/-24) так, чтобы диапазон стал от -0,45 до +0,45 полутонов. Наконец, установите значение параметра Modulation freq (0.001 to 1,000 Hz) равным 9,000. Именно такие настройки мы используем в своем наборе настроек Subtle Vibrato Preset.


7. С помощью движка Output gain (-Inf. to 24 dB) укажите уровень громкости файла после обработки. Таким способом вы можете сделать ваш звук громче или тише.
8. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
9. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Vibrato к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Эффекты громкости

В дополнение ко всем функциям обработки уровня громкости, о которых мы говорили в главе 8, программа Sound Forge содержит еще несколько функций, которые управляют громкостью для создания эффектов. С помощью этих функций вы можете применять к вашим аудиоданным амплитудную модуляцию, искажение, сжатие и многие другие типы обработки. В этом разделе мы последовательно рассмотрим все эти функции.

Функция Amplitude Modulation

Функция Amplitude Modulation работает почти идентично функции Vibrato, за исключением того, что вместо частот модуляции (или "вибрации"), функция Amplitude Modulation модулирует амплитуды (или громкость) ваших аудиоданных. С помощью этой функции вы можете достигать таких эффектов, как тремоло на электрооргане. Вот как работает функция Amplitude Modulation:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Amplitude Modulation для того, чтобы открыть диалоговое окно Amplitude Modulation - Funky saxophone nff (рис 9 9) В этом диалоговом окне вы увидите график. На левой оси графика показаны значения амплитуды, которые могут находиться в диапазоне от -Inf. до 0 децибел (в соответствии с параметром Amplitude (-Inf. to 0 dB) движок управления значением которого расположен непосредственно слева от графика). На графике показана кривая, представляющая изменения громкости, которые будут применены к выделенным аудиоданным в зависимости от времени. Линия составляет один цикл (или вибрацию). 1а-кая вибрация последовательно повторяется с определенной скоростью до тех пор, пока не будет применена ко всему выделению аудиоданных. Это не очень просто описать, но один раз попробовав, вы поймете смысл.

Рис 9.9. Используйте функцию Amplitude Modulation для добавления вашим аудиоданным эффектов изменения громкости:



3. Вы можете изменить форму амплитудной линии одним из двух способов:  выберите один из возможных наборов установок в раскрывающемся списке Name или измените линию вибрато графически, щелкая на маленьких квадратиках (точках огибающей) на концах линии и перетаскивая их.
4. Если вы хотите создавать действительно сложные эффекты изменения громкости, вы можете добавить дополнительные точки огибающей, щелкая в любом месте амплитудной линии. Чем больше точек огибающей вы добавите, тем больше гибкости вы будете иметь при изменении формы линии.

Совет
Поскольку амплитудная линия представляет один цикл колебания (или вибрацию), левый и правый края линии должны заканчиваться на графике на одной и той же вертикальной позиции. Например, они оба могут лежать на линии в середине графика. Это нужно для сглаживания эффекта изменения громкости. Если концы линии не находятся на одной и той же вертикальной позиции, в вашей записи могут появиться треск и щелчки. Для разрешения этой проблемы вы можете попробовать установить флажок Blend graph edges и посмотреть, исчезли ли после этого треск и щелчки.


5. Если вы хотите настроить диапазон изменений громкости (одновременно с масштабом амплитуды на графике), примените параметр Amplitude (-Inf. to 0 dB), упоминавшийся выше. Для небольших изменений используйте маленькие значения. Для более заметных изменений используйте большие значения.
6. Установите значение параметра Mod. fireq. (0.001 to 5,000 Hz). Этот параметр управляет скоростью изменений громкости. Высокие значения дают эффект тремоло, а малые — в большей степени медленные, но гладкие изменения громкости.

Совет
Для очень слабого эффекта тремоло выберите набор настроек, который называется Sine. Затем измените значение параметра Amplitude (-Inf. to 0 dB) таким образом, чтобы диапазон стал от -2,9 до -5,8. Наконец, установите значение параметра Mod. freq. (0.001 to 5,000 Hz) равным 10. Именно такие настройки мы используем в нашем наборе настроек Subtle Tremolo Preset.


7. Установите значение параметра Low-pass start freq. (Hz). Этот параметр работает так же, как параметр Low-pass start freq. (Hz) функции Multi-Tab Delay. По существу, он позволяет вам отфильтровывать некоторые из высоких частот ваших аудиоданных.
8. Настройте параметры Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 0 dB). Мы их уже описывали в данной главе.
9. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
10. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Amplitude Modulation к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Совет
Если вы применяете функцию Amplitude Modulation к стереофоническому файлу, вы можете создавать некоторые отличные эффекты автоматического панорамирования путем настройки параметра Stereo pan (0 to 100%) в диалоговом окне Amplitude Modulation . Установите для этого параметра низкое значение, если хотите получить слабый эффект панорамирования, а для действительно быстрого движения в стереополе используйте большое значение.


Функция Distortion

В большинстве случаев мы стараемся избежать искажений (distortion) в процессе записи. Однако иногда искажение может оказаться полезным. Например, если вы хотите украсить гитарную партию, добавление небольшого искажения может придать ей действительно замечательный звук. Или если вы хотите добавить к вокальной партии немного хрипотцы. Использование искажения как эффекта может оказаться здесь удобным. Вот здесь пригодится функция Distortion программы Sound Forge и вот как она работает:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выберите команду меню Effects -> Distortion для того, чтобы открыть диалоговое окно Distortion (рис. 9.10). В этом диалоговом окне вы увидите график. На вертикальной шкале графика показаны значения выходной амплитуды, а на горизонтальной — входная амплитуда. Внутри графика имеется линия, представляющая соотношение входной амплитуды и выходной амплитуды. Первоначально линия рисуется диагонально и вы "читаете" ее слева направо. Такая линия показывает соотношение 1:1 между входной амплитудой и выходной амплитудой, т. е., если входной уровень равен 1 дБ, то и выходной уровень тоже равен 1 дБ.
3. Вы можете изменить форму линии графически, щелкая на маленьких квадратиках (точках огибающей) на концах линии и перетаскивая их. Реальная польза от функции Distortion проявляется, когда вы добавляете новые точки огибающей, щелкая в различных местах линии. Когда вы добавляете новые точки и изменяете форму линии, это оказывает влияние на амплитуду ваших аудиоданных. Если вы передвигаете точки огибающей на графике вверх, амплитуда растет. Если вы передвигаете точки огибающей на графике вниз, амплитуда уменьшается. Уменьшение амплитуды мало что дает, а вот увеличение амплитуды может привести к появлению эффекта искажения ваших аудиоданных. Например, если вы добавите к графику точки огибающей там, где входной и выходной уровни пересекаются при —48 дБ, а затем поднимете эту точку так, что входной уровень останется равным -48 дБ, а выходной уровень станет равным 24 дБ, вы услышите в ваших аудиоданных небольшое искажение Это происходит потому, что когда входная амплитуда достигает значения 48 дБ, выходная амплитуда увеличивается на 24 дБ. Поэкспериментируйте с этим эффектом и вы поймете, что мы имели в виду.

Рис. 9.10. Используйте функцию Distortion для добавления к вашим аудиоданным эффекта искажения:



4. Кроме того, функция Distortion позволяет вам настраивать амплитуду различных частей ваших аудиоданных. Форма аудиосигнала имеет положительные и отрицательные части. Положительные части аудиосигнала - это те, которые находятся выше нулевой оси. Соответственно отрицательные части находятся ниже нулевой оси. Выбрав режим в раскрывающемся списке Graph polarity edit mode и нажав на кнопку Positive/Negative, вы можете создать на графике две линии, которые управляют тем, как функция Distortion влияет на различные части вашего аудиосигнала. Если вы выберете режим Individual, вы сможете создать на графике две независимые линии для положительных и отрицательных аудиоданных. Используйте кнопку Positive/Negative для переключения между линиями, которые вы хотите редактировать. Если вы выберете режим Synchronize, и положительные, и отрицательные данные будут управляться одной линией. Если вы выберете режим Mirror Y, положительные и отрицательные линии будут отражаться на вертикальной оси графика. Если вы выберете режим Mirror X , положительные и отрицательные линии будут отражаться на горизонтальной оси графика. Если вы выберете режим Mirror X/Y , положительные и отрицательные линии будут отражаться и на горизонтальной оси, и на вертикальной оси графика. Мы понимаем, что это звучит очень сложно — но это так и есть. Если вы некоторое время поэкспериментируете с данным эффектом, вы начнете понимать его смысл.
5. Если вы хотите управлять тем, насколько ваши аудиоданные могут изменяться в зависимости от времени, установите флажок Slew rate (I to 100). Чем меньше значение, тем меньше изменение. Чем выше значение, тем больше изменение. Низкое значение иногда может оказаться полезным для остановки сигнала из фрагмента, не затрагивая при этом эффекта искажения.
6. Установите значение параметра Low-pass start freq для фильтрации некоторых высоких частот ваших аудиоданных. Этот параметр может быть полезен, если у вас имеется действительно сильный эффект искажения, но на высоких частотах появляется нежелательный гул. Данный параметр помогает удалить такой гул.
7. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 24 dB). Эти параметры работают так же, как и остальные параметры Dry out и Wet out, описанные выше в этой главе.
8. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
9. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Distortion к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Graphic Dynamics

Функция Graphic Dynamics позволяет применять к вашим аудиоданным эффекты сжатия и ограничения. Что это значит? Чтобы объяснить это, необходимо рассказать о процессе записи вокала. Предположим, вы записали вокалиста, не имеющего хороших навыков работы с микрофоном. Когда он поет, то остается постоянно на одном месте перед микрофоном. Профессиональные певцы знают, что в тихих частях песни они должны приблизиться к микрофону, а на громких участках отодвинуться от микрофона, чтобы обеспечить один уровень амплитуды при записи. Если певец не делает этого, амплитуда записанного звука может оказаться очень неровной. Вот здесь пригодится сжатие и ограничение. Сжатие позволяет вам уплотнить аудиосигнал так, что уровни амплитуды будут более ровными. Ограничение позволяет уменьшить рост амплитуды до определенного уровня во избежание обрезания. Такое может произойти, если исполнитель поет слишком громко. Чтобы использовать функцию Graphic Dynamics, сделайте следующее:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Dynamics -> Graphic для того, чтобы открыть диалоговое окно Graphic Dynamics (рис. 9.11). В этом окне присутствует график, подобный графику в окне функции Distortion. На вертикальной оси графика показаны значения выходной амплитуды, а на горизонтальной — входной. Внутри графика имеется линия, представляющая соотношение входной и выходной амплитуд. Первоначально линия рисуется диагонально и вы "читаете" ее слева направо. Такая линия показывает соотношение 1:1 между входной и выходной амплитудами, т. е., если входной уровень равен 1 дБ, то и выходной тоже равен 1 дБ. Даже несмотря на то, что вы можете добавить к графику дополнительные точки огибающей, как и в случае с функцией Distortion, для создания эффектов сжатия и ограничения вам это не нужно.
3. Установите значение параметра Threshold (-80 to -0.1 dB). Функция Graphic Dynamics использует цифровой шлюз сигнала для идентификации частей ваших аудиоданных, которые нужно обработать. Параметр Threshold (-80 to -0.1 dB) определяет, при каком уровне амплитуды начнется сжатие или ограничение ваших аудиоданных. Когда амплитуда ваших аудиоданных достигает порогового уровня, начинается обработка.
4. Установите значение параметра Ratio (1.0.1 to Inf.:1). Этот параметр определяет степень обработки ваших аудиоданных. Соотношение 1:1 означает отсутствие обработки. Соотношение 2:1 означает, что на каждые 2 дБ увеличения входной амплитуды приходится только 1 дБ увеличения выходной амплитуды. Таким образом, амплитуда сжимается. Если вы присвоите параметру Ratio (1.0.1 to Inf.:1) наибольшее возможное значение (Inf:l), это приведет к ограничению, так что вне зависимости от громкости входной амплитуды она будет ограничена уровнем, установленным параметром Threshold (-80 to -0.1 dB).
5. Установите значение параметра Attack (0 to 500 ms). Этот параметр определяет, насколько быстро начинается обработка после того, как входной уровень достиг порогового значения. Например, если входной уровень достигает порогового значения, он необязательно будет сжат немедленно. Низкое значение параметра Attack (0 to 500 ms) означает, что сигнал не будет сжиматься до окончания некоторого интервала времени. Это хороший способ обеспечить, чтобы быстрые части записи с использованием ударных инструментов остались нетронутыми, а длинные плавные части были сжаты. Однако если вы хотите ограничить сигнал, лучше применить действительно быстрое значение параметра Attack (0 to 500 ms) (порядка 1 мс).

Рис. 9.11. Используйте функцию Graphic Dynamics для применения к аудиоданным сжатия и ограничения:



6. Установите значение параметра Release (0 to 5,000 ms). Данный параметр определяет, насколько быстро после того, как входной уровень опустился ниже порогового значения, останавливается обработка (или закрывается цифровой шлюз сигнала). Если вы установите значение параметра Release (0 to 5,000 ms) слишком низким, ваши аудиоданные могут оказаться обрезанными. Более длинное значение параметра Release (0 to 5,000 ms) позволяет добиться при обработке более натурального звука. Для поиска правильных значений вам придется поэкспериментировать.
7. Установите флажок Sync stereo gain. Если вы обрабатываете стереофонический звук, вы, скорее всего, предпочтете, чтобы этот флажок был установлен. Это гарантирует, что оба канала стереозвука будут обработаны одинаково.
8. Установите флажок Auto gain compensate. В вышеупомянутом примере с пением мы говорили о сглаживании уровней амплитуды в записи вокального исполнения. Когда вы сжимаете сигнал, его уровни высокой амплитуды уменьшаются, но уровни низкой амплитуды остаются неизменными. Для того чтобы сделать уровни амплитуды ровными, низкие уровни необходимо поднять. Установка флажка Auto gain compensate увеличивает в ваших аудиоданных уровни низкой амплитуды, так что после применения сжатия вы получите более ровный звук.
9. Установите значение параметра Output gain ( -25 to 25 dB). Этот параметр позволяет вам настраивать общую амплитуду звука после обработки.
10. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
11. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Graphic Dynamics к вашим ау-диоданным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Multi-Band Dynamics

Подобно функции Graphic Dynamics, функция Multi-Band Dynamics позволяет вам применять к аудиоданным сжатие и ограничение. Однако эта функция имеет одно важное отличие: она позволяет вам обрабатывать различные диапазоны частот независимо друг от друга. Почему это важно? Возможно, вы замечали при записи пения, что у некоторых певцов в словах, содержащих букву "с", получается некоторое шипение. Обычно такой звук в записи нежелателен. Удалить шипение можно путем сжатия некоторых частот в звуковом спектре. Чтобы использовать функцию Multi-Band Dynamics, выполните следующие действия:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Dynamics -> Multi-Band для того, чтобы открыть диалоговое окно Multi-Band Dynamics - Sibilants and Plo-siver (рис. 9.12).
3. Функция Multi-Band Dynamics фактически содержит четыре функции сжатия/ограничения. Имеются четыре набора элементов управления, именуемых дорожками (Band). Каждая дорожка может быть включена или выключена с помощью флажка Band I bypass или Band 2 bypass.

Первые две дорожки располагаются на вкладке Bands 1 & 2 (ярлычки вкладок находятся внизу диалогового окна). Второй набор дорожек находится на вкладке Bands 3 & 4. Все дорожки идентичны. Вы можете активизировать дорожку, сняв ее флажок Band I bypass или Band 2 bypass. В данном примере снимите флажок Band 1 bypass.

Рис. 9.12. Используйте функцию Multi-Band Dynamics для применения сжатия и ограничения к определенным диапазонам частот в ваших аудиоданных:



4. Установите значение параметра Threshold. Этот параметр работает так же, как параметр Threshold функции Graphic Dynamics.

Совет
Функция Multi-Band Dynamics имеет также возможность автоматического обнаружения порога. Если эта возможность активизирована, пороговый уровень определяется автоматически, когда вы нажимаете на кнопку Preview для прослушивания вашей записи до того, как фактически обрабатывать ее. Чтобы включить эту возможность, установите флажок Capture threshold в нижней части диалогового окна. Функция Capture Threshold может оказаться полезной для обнаружения исходных значений параметра Threshold. Впоследствии вы можете отключить функцию Capture Threshold, чтобы сделать дополнительные регулировки параметра Threshold перед обработкой.


5. Установите значение параметра Amount. Данный параметр работает так же, как и параметр Ratio (1.01 to Inf.:l) функции Graphic Dynamics.
6. Установите значение параметра Gain. Этот параметр управляет выходной амплитудой текущей дорожки, с которой вы работаете. Вы можете использовать параметр Gain для определения, в какой степени результаты обработки каждой дорожки будут присутствовать в конечном выводе функции Multi-Band Dynamics.
7. Установите значение параметра Attack time (0 to 500 ms). Этот параметр работает так же, как и параметр Attack функции Graphic Dynamics.
8. Установите значение параметра Release time (0 to 5,000 ms). Этот параметр работает так же, как и параметр Release функции Graphic Dynamics.
9. Выберите необходимый вариант в раскрывающемся списке Туре. Этот параметр определяет тип эквалайзера, который вы хотите использовать для обработки ваших аудиоданных. Мы рассказывали об этих типах эквалайзеров в разд. "Функция Parametric EQ" главы 8. Вариант Low-shelf позволяет отфильтровывать низкие частоты. Вариант High-shelf позволяет отфильтровывать высокие частоты. Вариант Band-notch дает возможность отфильтровывать конкретные частоты. Например, если вы хотите удалить из записи шипение, вам стоит использовать вариант Band-notch.
10. Установите значение параметра Center (50 to 15,000 Hz). Этот параметр определяет частоту, при превышении которой или при которой ваши аудиоданные будут сжаты. Мы также говорили об этом в разд. "Функция Parametric EQ" главы 8. В примере с шипением хорошим значением данного параметра будет 5000 Гц.
11. Если вы выбрали вариант Band-notch, вам также потребуется установить параметр Width (0.3 to 3 oct.). Этот параметр определяет, в какой степени будут затронуты частоты вокруг частоты, указанной с помощью движка Center. Низкое значение приведет к тому, что фокус будет в основном на частоте, которую вы указали. Высокое значение приведет к тому, что будет обработан диапазон частот вокруг частоты, которую вы указали с помощью движка Center. В примере с шипением лучше начать с небольшого значения порядка 1,0.
12. Повторите шаги с 3 по 11 для каждой дорожки, которую вы хотите использовать.
13. Установите флажок Sync stereo channels. Если вы обрабатываете стереофонический звук, вы, скорее всего, захотите установить данный флажок. Это гарантирует, что оба канала в стереофонических аудиоданных будут обработаны одинаково.
14. Установите значение параметра Output gain (-25 to 25 dB). Этот параметр позволяет вам регулировать общую амплитуду из всех дорожек в функции Multi-Band Dynamics.
15. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

Совет
Когда вы предварительно прослушиваете ваши аудио-данные, вы можете использовать индикаторы уровня каждой дорожки для отслеживания входного уровня, выходного уровня и уровня сжатия. Просто убедитесь, что флажок Enable meters (расположенный в нижней части диалогового окна) помечен. Вы можете переключаться между мониторингом входного или выходного уровней, щелкая на кнопке Input/Output (расположенной непосредственно под каждым набором индикаторов). Кроме того, если вы хотите услышать вашу запись, обработанную только на одной дорожке, чтобы убедиться в правильности выбранных вами настроек, просто установите флажок Solo для этой дорожки. Сброс флажка Solo включает обработку для всех остальных доступных дорожек.


16. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Multi-Band Dynamics к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Envelope

Верите ли вы или нет, функция Envelope работает фактически так же, как и функция Graphic Fade, о которой мы говорили в главе 8. В документации по программе The Sound Forge говорится, что "в отличие от функции Graphic Fade, которая просто приводит к затуханию звукового сигнал на определенную величину за единицу времени, в функции Envelope усиление вычисляется в каждый момент динамически для получения точной огибающей". Однако нам кажется, что функция Graphic Fade генерирует более качественный звук и является даже более гибкой, поскольку вы при желании можете увеличивать амплитуду более чем на 100%. В любом случае для того, чтобы использовать функцию Envelope, нужно выполнить следующие шаги:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Envelope для того, чтобы открыть диалоговое окно Envelope (рис. 9.13). В этом окне отображен график. На вертикальной оси графика показаны значения амплитуды, которая может быть в диапазоне от 0 до 100%. На графике изображена линия, представляющая амплитудную огибающую, которая будет применена к выделенным аудиоданным. Если вы посмотрите на линию слева направо, левый край линии представляет начало выделения аудиоданных, а правый — конец выделения аудиоданных. Если линия настроена так, что левый край находится внизу графика, а правый край — наверху, то к амплитуде аудиоданных будет применено линейное увеличение, поскольку, как вы можете видеть из графика, левый край линии установлен в позиции 0%, а правый край — в позиции 100%. Таким образом, уровень громкости будет начинаться с нуля и расти до 100%. Видите, как это работает?

Рис. 9.13. Функция Envelope почти полностью совпадает с функцией Graphic Fade:



Совет
Если вы применяете к стереофоническому файлу затухание, то если вы установили флажок Show wave, аудиоданные будут показываться на фоне графика. Вы можете также выбрать, показывать ли данные из левого или правого канала или смикшированные данные из обоих каналов, выбрав соответствующий вариант из раскрывающегося списка, расположенного рядом с флажком Show wave. Это не влияет на то, как затухание применяется к вашим аудиоданным. Если вы хотите применить затухание только к одному из стереоканалов, вам необходимо выделить данные только из этого канала до того, как вы откроете диалоговое окно Envelope.


3. Вы можете изменить форму огибающей одним из двух способов: либо выбрав один из готовых наборов настроек в раскрывающемся списке Name, либо изменив огибающую графически, щелкнув на меленьком квадратике (точке огибающей) на конце линии и перетащив ее мышкой в другое положение.
4. Если вы хотите создавать действительно сложные огибающие, вы можете добавлять к огибающей новые точки, щелкая мышью в любом месте огибающей. Чем больше точек вы добавите к огибающей (их может быть не больше шестнадцати), тем большей гибкости вы достигнете в изменении формы линии.
5. Установите флажок Smooth gain to minimize distortion on steep slopes. Это приведет к тому, что изменения амплитуды будут применяться не слишком резко, чтобы избежать искажений. Обычно лучше оставлять данный флажок установленным.
6. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge изменит уровень громкости выделенных аудио-данных в соответствии с параметрами, установленными в диалоговом окне Envelope - Funky saxophone riff.

Функция Gapper/Snipper

Функция Capper/Snipper является несколько странной, не из-за эффектов, которые она производит, а из-за способа, которым она их реализует. Добавляя к вашей записи фрагменты данных или обрезая их, функция Capper/ Snipper позволяет вам генерировать эффекты тремоло, трели и заикания. Фрагменты данных, применяемые к вашей записи или удаляемые из нее, столь малы, что не разрушают запись, а приводят к появлению интересных звуков. Проблема с функцией Capper/Snipper заключается в том, что при добавлении данных в вашу запись или при удалении данных из нее длина записи также изменяется, что может оказаться нежелательным. Тогда вам нужно после применения функции Gapper/Snipper всегда использовать функцию Time Compress/Expand для исправления длины записи. В любом случае, функция Gapper/Snipper работает так:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выберите пункт меню Effects -> Gapper/Snipper для того, чтобы открыть диалоговое окно Gapper/Snipper - Funky saxophone riff (рис. 9.14).
3. Выберите переключатель в группе Effect. Если вы активизируете переключатель Capper (insert), в ваши аудиоданные будут добавлены маленькие фрагменты тишины, что увеличит длину файла. А если вы активизируете переключатель Snipper (cut), из ваших аудиоданных будут вырезаны маленькие фрагменты данных, в результате чего файл укоротится.

Рис. 9.14. Используйте функцию Capper/Snipper для применения к вашим аудиоданным эффектов тремоло, трели и заикания:



4. Установите значение параметра Freq to gap/snip events (0.001 to 1,000 Hz). Этот параметр определяет, сколько пробелов будет добавлено или сколько фрагментов будет вырезано из аудиоданных. Чем ниже значение, тем меньше пробелов и вырезаний. Чем выше значение, тем больше пробелов и вырезаний. Высокие значения могут привести к появлению эффекта гула, если они использованы в режиме Snipper, и к эффекту заикания в режиме Capper.
5. Установите значение параметра Length of one event (.0001 to 1,000 Hz). Этот параметр определяет длину каждого пробела или вырезания (в секундах), применяемого к вашим аудиоданным. Чем ниже значение этого параметра, тем короче пробелы или вырезания. Чем выше значение данного параметра, тем длиннее пробелы или вырезания. Используйте маленькие значения для слабых эффектов, а большие значение для действительного изменения исходной формы ваших аудиоданных.
6. Если вы обнаружите, что применение этих эффектов вызывает проблемы со звуком, настройте параметр Fade edges of each event (1 to 50%), чтобы сгладить края каждого пробела или вырезания. Это поможет вам избавиться от всех возможных проблем.
7. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
8. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Capper/Snipper к вашим аудио-данным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Noise Gate

Мы уже говорили о цифровых шлюзах сигнала по отношению к другим функциям, например сжатию и ограничению. Вы также можете использовать цифровые шлюзы сигнала независимо для удаления частей вашей аудиозаписи. Например, если вы хотите, чтобы тихие части (например, промежутки между фразами) в записи вокала были действительно бесшумными, вы можете использовать для этих целей цифровой шлюз сигнала. Функция Noise Gate предоставляет такой тип эффекта, и вот как это делается:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Noise Gate для того, чтобы открыть диалоговое окно Noise Gate (рис. 9.15).

Рис. 9.15. Используйте функцию Noise Gate, чтобы сделать тихие части записи действительно бесшумными:



3. Установите значение параметра Threshold level (-Inf. to 0 dB). Параметр Threshold level (-Inf. to 0dB) определяет, при какой амплитуде звуку можно будет пройти через цифровой шлюз сигнала без изменений. Все, что ниже значения параметра Threshold level (-Inf. to 0 dB), не будет пропущено через шлюз и, таким образом, превращено в тишину.
4. Установите значение параметра Attack time (1 to 500 ms). Этот параметр определяет, насколько быстро цифровой шлюз сигнала откроется и позволит звуку пройти после того, как входной уровень достигнет порогового значения. Низкое значение параметра будет сохранять все быстрые, ударные звуки неизменными. Высокое значение заставит шлюз открываться медленнее, тем самым пропуская меньше аудиоданных.
5. Установите значение параметра Release time (1 to 5,000 ms). Этот параметр определяет, насколько быстро после того, как входной уровень опустился ниже порогового значения, закрывается цифровой шлюз сигнала. Низкое значение заставляет шлюз закрываться быстрее. Опять-таки, это лучше для ударных звуков. Высокое значение заставляет шлюз закрываться медленнее. Это хорошо для звуков, имеющих длительное затухание, например для длительной ноты на фортепиано и звуков с сильной реверберацией.
6. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Noise Gate к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Реверберация

Подобно некоторым из упомянутых выше функций, реверберация также является формой затухания, но особой, поскольку вместо отчетливого эха реверберация добавляет сложную последовательность очень коротких эффектов эха, имитирующих искусственную среду. Другими словами, реверберация создает плотный набор эффектов эха, настолько близко прилегающих друг к другу, что они производят такое впечатление, что исходный звук воспроизводится в другой среде, например в большом концертном зале. Используя эффекты реверберации программы Sound Forge, вы можете заставить вашу музыку звучать так, как будто ее играют в самых разных местах, например на арене, в клубе или даже "живьем" на сцене. Программа Sound Forge содержит два эффекта реверберации — Reverb и Acoustic Mirror.

Функция Reverb

Для базовых эффектов реверберации программа Sound Forge предоставляет функцию Reverb. Чтобы применить функцию Reverb к вашим аудиоданным, выполните следующие шаги:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Reverb для того, чтобы открыть диалоговое окно Reverb (рис. 9.16).

Рис. 9.16. Используйте функцию Reverb для применения к вашим аудиоданным базовых эффектов реверберации:



3. Выберите один из пунктов раскрывающегося списка Reverberation mode. Этот параметр определяет тип среды, которую вы пытаетесь имитировать. Названия вариантов говорят сами за себя. Например, чтобы имитировать маленькое помещение, выберите вариант Bright small room, чтобы имитировать большое помещение, выберите вариант Cavernous space и т. п.
4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Reverb out (-Inf. to 0 dB). Мы уже объясняли в этой главе назначение данных параметров. Они подобны параметрам Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 0 dB), используемым в других функциях. Однако нужно заметить, что в случае реверберации параметры Dry out (-Inf. to 0 dB) и Reverb out (-Inf. to 0 dB) также влияют на то, как эффект звучит. Если вы установите значение параметра Dry out (-Inf. to 0 dB) высоким, а параметра Reverb out (-Inf. to 0 dB) — низким, то ваши аудиоданные будут звучать так, как будто они исходят из точки, находящейся ближе к передней части воображаемого окружения. Если вы установите значение параметра Dry out (-Inf. to 0 dB) низким, а параметра Reverb out (-Inf. to 0 dB) — высоким, то ваши аудиоданные будут звучать так, как будто они исходят из точки, находящейся дальше. Например, если вы хотите эмулировать звучание, слышимое в самых задних рядах концертного зала, можете установить значение параметра Dry out (-Inf. to 0 dB) низким, а параметра Reverb out (-Inf. to 0 dB) — высоким. Для достижения желаемого результата вам придется поэкспериментировать.
5. Выберите значение для параметра Early reflection style. Когда вы делаете запись в замкнутом помещении, всегда происходят эффекты быстрого эха в результате отражения от поверхностей (например, стен), перед которыми вы находитесь. Такие эффекты эха именуются ранними отражениями (early reflections). Для того чтобы ваша имитация реверберации звучала более реально, программа Sound Forge предоставляет этот параметр, с помощью которого вы можете управлять содержимым раннего отражения в вашем эффекте реверберации. Выбор параметра зависит от окружения, которое вы пытаетесь эмулировать. Для маленьких помещений выберите режим с меньшим временем (измеряемым в миллисекундах), например Mode 2 (8 ms). Для более объемных помещений выберите режим с большим временем, например Mode 6 (36 ms). Для достижения лучших результатов вам придется поэкспериментировать.
6. Установите значение параметра Early out (-Inf. to 0 dB). Этот параметр определяет, насколько громкими будут ранние отражения в эффекте реверберации. Чем меньше помещение, тем меньше ранних отражений слышно, и наоборот.
7. Установите значение параметра Decay time (0.5 to 5.0 sees.). Когда вы применяете к вашим данным реверберацию, вы должны представить тип среды, который хотите создать. Это поможет вам установить параметры. Технически параметр Decay time (0.5 to 5.0 sees.) определяет, насколько долго будет продолжаться затухание реверберации, но вы можете рассматривать его как средство управления тем, насколько большой будет искусственная среда. Чем меньше значение параметра Decay time (0.5 to 5.0 sees.), тем меньше среда, и наоборот. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваша запись звучала так, как будто она сделана в маленькой комнате, для параметра Decay time (0.5 to 5.0 sees.) хорошим значением может быть 0,5 секунды. Если вы хотите, чтобы ваша запись звучала так, как будто она сделана в большом пространстве, параметр Decay time (0.5 to 5.0 sees.) может иметь значение около 3 секунд.
8. Установите значение параметра Pre-delay (Off to 200 ms). этот параметр сходен с параметром Decay time (0.5 to 5.0 sees.), за исключением того, что параметр Рте-delay (Off to 200 ms) определяет время между тем, когда ваш звук впервые становится слышен, и моментом, когда начинается эффект реверберации. Это дает вам даже больше контроля в определении вашей искусственной среды. Для маленьких пространств используйте низкие значения (например, 1 миллисекунду), а для больших — высокие (например, 70 миллисекунд).
9. Установите значения параметров Attenuate bass freqs below и Attenuate high freqs above. Если вы думаете, что эти параметры похожи на настройки эквализации, вы правы. Использование данных параметров также помогает более реально эмулировать окружения, поскольку маленькие закрытые помещения имеют тенденцию подавлять некоторые частоты звукового диапазона, а в более крупных помещениях звук обычно ярче, т. е. они поддерживают больший диапазон частот. Параметры Attenuate bass и Attenuate high работают так же, как и функции эквализации High-pass и Low-pass , которые мы уже описывали. Если вы установите флажок параметра Attenuate bass и частоту этого параметра (в Гц), любым более высоким частотам будет разрешено проходить и они будут включены в эффект, а любые частоты ниже этого значения будут обрезаны. Если вы установите флажок параметра Attenuate high и его частоту, любым более низким частотам будет разрешено проходить, а любые частоты выше этого значения будут обрезаны. Примеры того, как можно устанавливать эти параметры, вы можете найти в поставляемых с программой наборах настроек.
10. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
11. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Reverb к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Acoustic Mirror

Функция Acoustic Mirror также позволяет эмулировать среду, но она значительно сложнее, чем функция Reverb. Имитации функции Acoustic Mirror основаны на реальных средах. Вот как работает эта функция:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Acoustic Mirror для того, чтобы открыть диалоговое окно Acoustic Mirror (рис. 9.17).
3. Выберите значение параметра Impulse. Имитации среды функции Acoustic Mirror основаны на реальных средах и используют файлы, которые компания Sonic Foundry называет импульсными файлами (Impulse files). Импульсный файл похож на реальную запись акустического пространства или акустическую подпись. Он моделирует характеристики реальной среды, например концертного зала или даже кухни в чьем-то доме. Программа Sound Forge поставляется с большим набором импульсных файлов, которые вы можете использовать для имитации такого звучания ваших записей, как будто они были записаны в реальной среде. Если в раскрывающемся списке Impulse отсутствуют имена файлов, нажмите на кнопку Browse, чтобы открыть диалоговое окно Open Impulse File и выбрать таким образом файл. Импульсные файлы имеют расширение sfi.

Рис. 9.17. Используйте функцию Acoustic Mirror, чтобы применить к вашим аудиоданным эффект имитации сложной среды:



Совет
В дополнение к созданию среды импульсные файлы можно использовать для моделирования характеристик различного звукового оборудования, в том числе микрофонов. Это значит, что с помощью функции Acoustic Mirror вы можете создать впечатление, что запись была сделана с помощью определенного типа микрофона, даже если такого микрофона у вас нет. Программа Sound Forge поставляется с несколькими импульсными файлами для имитации микрофонов, которые вы можете использовать. Эффект отличный!

Кроме того, функция Acoustic Mirror позволяет использовать любой обычный файл WAV длиной менее 12 секунд как основу для его обработки. С помощью данной функции вы можете получить действительно причудливые эффекты таким способом. Просто выберите импульсный файл вместо файла WAV в качестве значения параметра Impulse. Звуковые эффекты работают действительно хорошо. Например, попробуйте использовать короткий звук автомобильного сигнала и обработать ваши аудиоданные с его помощью. Ваши аудиоданные получат характеристики автомобильного сигнала. Забавно, не правда ли? Вы можете также использовать функции синтезатора программы Sound Forge для создания файлов WAV с помощью функции Acoustic Mirror. О функциях синтезатора мы поговорим в главе 10.


4. Установите значения параметров Dry out и Wet out. Эти параметры работают так же, как и параметры Dry out и Reverb out функции Reverb.
5. Установите значение параметра Response width (0 to 100). Данный параметр позволяет управлять шириной стереополя. Это похоже на функцию Pan/Expand, о которой мы говорили в главе 8. Если ему присвоено значение 50, вы получите обычный стереоэффект. Чем ближе значение параметра Response width (0 to 100) к нулю, тем уже стереополе. Это означает, что запись будет звучать так, как будто звук сжат между стереофоническими колонками. Если вы установите параметру Response width (0 to 100) значение 0, вы фактически преобразуете стереофонический сигнал в монофонический. Чем ближе значение параметра Response width (0 to 100) к 100, тем шире стереополе. Это означает, что запись будет звучать так, как будто звук растянут за стереофонические колонки.
6. Установите значение параметра Response delay (-500 to 500 ms). Этот параметр подобен параметру Pre-delay функции Reverb. Положительное значение (в миллисекундах) заставит обрабатываемую запись звучать позже, чем исходный звук. Вы можете применять это для имитации большего пространства. Для некоторых странных эффектов вы можете использовать отрицательное значение, что заставит обрабатываемую запись фактически звучать раньше, чем исходный звук. Это слегка похоже на то как, если бы реверберация была слышна раньше звука, вызвавшего реверберацию.
7. Установите значение параметра Pan (left to right, -100 to 100). Этот параметр работает подобно всем остальным параметрам панорамирования, которые мы уже упоминали. Он позволяет вам панорамировать обрабатываемую запись к любой позиции в стереополе.
8. Мы уже объясняли, как функция Reverb позволяет использовать параметр Decay time, который управляет тем, насколько долго будет продолжаться затухание реверберации (или позволяет вам управлять тем, насколько большим будет ваше искусственное окружение). Параметр Apply envelope and limit decay to (seconds) функции Acoustic Mirror подобен параметру Decay time. Параметр Apply envelope and limit decay to (seconds) позволяет вам управлять длиной выбранного вами импульсного файла, который, в свою очередь, управляет длиной обработки, связанной с окружением. Это означает, что вы можете использовать его для управления размерами помещения, которое вы эмулируете. Например, если вы выберете импульсный файл, имитирующий область кухни в доме с помощью параметра Apply envelope and limit decay to (seconds), вы можете управлять размером кухни. Просто установите флажок и введите количество секунд (которое ограничено длиной используемого вами импульсного файла). Для имитации малого пространства введите маленькое значение. Для имитации большого пространства введите большое значение. Однако параметр Apply envelope and limit decay to (seconds) предоставляет, если вам потребуется, даже еще больше контроля. Щелкните на ярлычке вкладки Envelope в нижней части диалогового окна Acoustic Mirror . Вы увидите график, представляющий амплитуду (левая сторона) импульсного файла в зависимости от времени (снизу). Этот график работает точно так же, как и график функции Envelope, о котором мы говорили выше. Единственное отличие заключается в том, что данный график управляет амплитудой импульсного файла, примененного к вашей записи, а не к амплитуде всего выделения аудиоданных.
9. Вернитесь на вкладку General, установите значения параметров Low-shelf start freq (Hz) и High-shelf start freq (Hz). Эти параметры работают так же, как и параметры Attenuate bass freqs below и Attenuate high freqs above функции Reverb.
10. Если вы работаете не со стереофоническими данными, а с монофоническими, вы по-прежнему можете имитировать стереофоническую среду с помощью функции Acoustic Mirror. Просто установите флажок Convert mono to stereo, и ваша запись будет преобразована в стереофоническую, когда вы примените к ней функцию Acoustic Mirror.
11. Установите параметр Quality/speed (I low/fast to 5 high/show), чтобы указать качество обработки функцией Acoustic Mirror, которое вы хотите использовать. Чем выше качество, тем медленнее обработка. Но если ваш файл не имеет огромных размеров, вы можете обычно использовать наилучшее значение, равное 5 (или high/slow).
12. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
13. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Acoustic Mirror к вашим аудио-данным в соответствии с установленными параметрами.

Замечание
Работая с функцией Acoustic Mirror, вы можете обратить внимание на две дополнительных вкладки в нижней части диалогового окна — Summary и Recover. Вкладка Summary содержит информацию об импульсном файле, который вы используете, такую, как атрибут файла, автор, авторские права и прочие комментарии, которые автор мог включить в файл. Иногда вы можете даже увидеть картинку среды, использованной для создания импульсного файла, если автор включил ее. Вкладка Recover используется для создания собственных импульсных файлов. К сожалению, это весьма сложная тема, выходящая за рамки данной книги. Если вам это интересно, вы можете обратиться к файлам справки программы Sound Forge за информацией о создании импульсных файлов. Однако следует вас предупредить, что процедура эта очень длинная и непростая.


Функция Wave Hammer

Функция Wave Hammer представляет собой конгломерат эффектов. Она содержит эквализацию, цифровой шлюз сигнала, эффекты сжатия и ограничения, объединенные вместе. Функция Wave Hammer в первую очередь используется как инструмент мастеринга. После того как вы отредактировали и обработали ваши аудиоданные, вы обычно выполняете процесс мастеринга ваших аудиоданных перед тем, как записать их на компакт-диск. Функция Wave Hammer позволяет применять в одной операции много различных типов обработки для того, чтобы привести файлы к окончательному состоянию.

Когда вы впервые откроете диалоговое окно Wave Hammer (выполнив команду меню Effects -> Wave Hammer), вы увидите вкладку Main, предоставляющую доступ к общим параметрам всех остальных разделов этого диалогового окна (рис. 9.18).

Чтобы включить обработку в конкретной секции, установите флажок Enable. Щелкнув по соответствующей вкладке внизу диалогового окна, вы получите доступ к более подробным параметрам каждого раздела диалогового окна.

Нам на самом деле не нужно подробно описывать эту функцию, поскольку обо всех ее составных частях вы уже слышали. Все функции, входящие в Wave Hammer, работают так же, как и функции, описанные выше в этой главе и в главе 8. Эквализация в функции Wave Hammer похожа на функцию Paragraphic EQ, также описанную в главе 8. Шлюз в функции Wave Hammer похож на функцию Noise Gate, описанную выше в этой главе. Compress и Limit в функции Wave Hammer также похожи на функцию Graphic Dynamics, описанную выше в этой главе. А функция Dither в Wave Hammer ничем не отличается от функции Dither, описанной в главе 8.

Совет
Вы можете попробовать создать свой собственный тип функции Wave Hammer путем объединения вместе некоторых различных функций обработки программы Sound Forge с помощью надстройки Audio Plug-In Chainer (описанной ниже в этой главе).


Рис. 9.18. Функция Wave Hammer позволяет применить эквализацию, цифровой шлюз сигнала, эффекты сжатия и ограничения вместе:



Надстройки и DirectX

В дополнение ко всем эффектам, которые мы уже описали, программа Sound Forge позволяет вам получить доступ к эффектам, созданным сторонними компаниями и разработчиками, в форме надстроек (plug-ins) DirectX.

Замечание
Надстройка представляет собой маленькую компьютерную программу, которая сама по себе ничего не делает, но если ее использовать в приложении-контейнере, она добавит к контейнеру новую функциональность. Вы можете использовать надстройки для удобного добавления функциональности к программе. В случае программы Sound Forge, надстройки дают вам дополнительные способы обработки аудиоданных. Фактически, компания Sonic Foundry предлагает продукты-надстройки на коммерческой основе (XFX1, XFX 2, XFX 3, Acoustic Mirror и Noise Reduction), хотя все они, кроме Noise Reduction, уже включены в состав Sound Forge 5.

Компания Sonic Foundry не является единственным поставщиком надстроек для программы Sound Forge. Вы можете использовать надстройки от многих сторонних разработчиков, поскольку многие надстройки программируются с помощью стандартного компьютерного кода. Программа Sound Forge позволяет вам использовать любые настройки, совместимые со стандартом DirectX. DirectX представляет собой специальный компьютерный код, встроенный в операционную систему Windows, который управляет всеми функциями мультимедиа операционной системы, в том числе воспроизведением звука и видео. Поэтому, если вы ищете новые надстройки, чтобы добавить их в программу Sound Forge, убедитесь, что они совместимы со стандартом DirectX (это должно быть указано на упаковке), и вы можете быть уверены, что они будут работать.

Совет
Хорошим источником надстроек DirectX, которые вы можете использовать бесплатно, является сервер http://www.directxfiles.com/.


Меню DirectX

Все надстройки DirectX доступны в программе Sound Forge через меню DirectX (рис. 9.19).

Рис. 9.19, Используйте меню DirectX для доступа к любым установленным надстройкам DirectX:



Просто выделите какие-либо аудиоданные, выберите название надстройки в меню DirectX, и вы получите доступ к надстройке DirectX, установленной на вашем компьютере. Чтобы узнать, как использовать конкретную надстройку, вам необходимо будет прочитать документацию, поставляемую с надстройкой.

Audio Plug-In Chainer

Программа Sound Forge содержит одну надстройку DirectX, которая сама по себе не осуществляет никакой обработки данных, но которая позволяет вам создавать объединенные наборы настроек. Как мы упоминали в главе 8, программа Sound Forge позволяет вам сохранять настройки для большинства функций в виде набора настроек. Таким образом, вы легко можете использовать созданные вами параметры редактирования, просто вызвав их по имени, вместо того, чтобы указывать настройки каждый раз, когда вы используете функцию. Наборы настроек позволяют сэкономить немало времени, но, к сожалению, вы можете сохранять эти наборы только для каждой отдельной функции. Что делать, если вы хотите объединить несколько функций для создания целого процесса редактирования? Например, предположим, что вы хотите добавить немного эквализации перед тем, как обрабатывать данные с помощью реверберации? Для этого вам потребуется выделить аудиоданные, использовать одну из функций эквализации, а затем применить для обработки данных функцию Reverb. Для каждой функции вам придется произвести соответствующую настройку параметров. Если вы объедините функции в цепочку, все, что вам потребуется сделать, — это выделить необходимые данные и запустить цепочку функций. Вот здесь и потребуется Audio Plug-In Chainer. Надстройка Audio Plug-In Chainer позволяет вам объединить в цепочку некоторые функции программы Sound Forge так, что вы сможете обрабатывать ваши аудиоданные с помощью нескольких функций (с заранее установленными параметрами) в один прием. Вот как работает надстройка Audio Plug-In Chainer:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Tools -> Audio Plug-In Chainer для того, чтобы открыть диалоговое окно Plug-In Chainer (рис. 9.20).
3. Нажмите на кнопку Add Plug-In (с изображенным на ней знаком "плюс") для того, чтобы открыть диалоговое окно Add Plug-Ins (рис. 9.21).
4. Выберите из списка надстройку и щелкните на кнопке Add . Выбранная надстройка (или функция) будет добавлена к списку Plug-Ins в диалоговом окне  Plug-In Chainer .

Рис. 9.20. Используйте надстройку Audio Plug-In Chainer для объединения в цепочку отдельных функций обработки программы Sound Forge:



Рис. 9.21. Добавьте надстройку к цепочке в диалоговом окне  Plug-Ins Explorer:



5. Выделите надстройку в списке и нажмите на кнопку Properties. Откроется диалоговое окно, соответствующее надстройке или функции, в котором вы сможете настроить параметры функции или надстройки. Закончив настройку, щелкните на кнопке Close.
6. Повторяйте шаги с 3 по 5 до тех пор, пока все нужные надстройки не будут внесены в список Plug-Ins.
7. Чтобы удалить надстройку из списка Plug-Ins, выделите надстройку и щелкните на кнопке Delete Plug-In (на которой изображен красный крестик). Если же вы хотите удалить из списка все надстройки, нажмите на кнопку Clear All.
8. Чтобы переместить надстройку вверх или вниз, щелкните по кнопке Move Up (со стрелкой вверх) или Move Down (со стрелкой вниз). Это позволяет изменять порядок обработки данных.
9. Нажмите на кнопку Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений. В процессе предварительного прослушивания вы сможете пропускать функцию или прослушивать ее в режиме "соло", если установите в столбцах списка флажки Bypass или Solo.
10. Не забудьте сохранить новую цепочку надстроек как набор настроек. Таким образом, в следующий раз, когда вы захотите обработать ваши аудиоданные с помощью конкретных надстроек, все, что вам придется сделать — это выбрать набор настроек вместо того, чтобы создавать цепочку "с нуля".
11. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит все настройки, перечисленные в надстройке Audio Plug-In Chainer, к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.


Глава 10. Дополнительные инструменты для работы со звуком >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки