Данный ресурс предназначен для тех, кому интересна тема создания музыки на компьютере

Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта

Глава 5. Работа с музыкальным материалом в программе Cubase 32. 5.0.


Импорт и экспорт MIDI-файлов

В главе 2 мы говорили о том, что при создании аранжировки на синтезаторах типа PSR с автоаккомпанементом не всегда можно добиться приемлемого качества. В чем же это выражается? Дело, во-первых, в том, что исполнитель не в состоянии играть абсолютно точно ритмически, всегда есть или опережение, или отставание. Сам по себе этот факт не является чем-то недопустимым (в известных пределах), здесь все зависит от художественной задачи. Но в данном случае мы будем говорить о созданной аранжировке с применением автоаккомпанемента.

Запишите какую-нибудь гармоническую последовательность на инструменте. Любой инструмент с дисководом запишет вашу последовательность в MIDI-файле. Затем откройте данный файл в Cubase. Для этого нужно войти в меню File, в пункт Import, и выбрать опцию MIDI File. При импорте файла в главном окне программы появится диалоговое окно (рис. 5.1), в котором в данном случае необходимо нажать кнопку No.

Рис. 5.1. Диалоговое окно опции Import:



После вашего ответа программе в главном окне появится сам файл, т. е. то, что вы записали на синтезаторе. В пятой версии программы, в отличие от предыдущих версий, перед вами сразу возникнет файл в преобразованном виде. На экране вы видите партии, которые находятся на своих треках (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Вид импортированного MIDI-файла в главном окне программы:



В предыдущих версиях программы все партии находились внутри одного мастер-трека и требовалась еще одна операция по "размикшированию". Теперь вы можете сразу приступить к работе с любой партией. Выберите какой-нибудь трек и просмотрите его в клавишном редакторе. Перед вами появится следующая картинка (рис. 5.3).

Обратите внимание, стрелка курсора показывает на очень короткую по длительности ноту, а если вы проанализируете гармоническую вертикаль, то увидите, что эта нота не должна быть в данном аккорде! Появление таких нот — неизбежное зло. Возникают они по многим причинам, и первая из них это неодновременное нажатие на клавиши при записи автоаккомпанемента. Вторая — неточное попадание в доли такта, когда в автоаккомпанементе меняется ритмический или мелодический рисунок. Эти ноты-"паразиты" необходимо удалить. Если этого не сделать, то в вашей партитуре будет звучать незапланированная "грязь". Делается это очень просто: выделяете необходимые ноты щелчком левой кнопки мыши и удаляете с помощью клавиши . Мы с вами согласны, что это довольно трудоемкий процесс, но, увы, искусство требует жертв. В данном случае это была партия гитары, но такие "грязные" ноты могут быть в любой партии, поэтому необходимо проверить все. Обратите внимание еще на одну деталь. Такие "грязные" ноты могут быть и в самом начале любой доли перед правильной нотой, что может отражаться на качестве звука. Ни в коем случае не начинайте процесс квантизации, прежде чем очистите все партии от "грязи", иначе обратной дороги у вас не будет.

Рис. 5.3. Вид партии в клавишном редакторе:



После того как вы провели операцию по чистке какой-либо партии, у вас могут быть видны ритмические несовпадения отдельных нот или аккордовых комплексов (рис. 5.4).

Стрелка курсора на рис. 5.4 указывает на одно из таких ритмических несовпадений. Но не торопитесь квантизировать. Внимательно прослушайте полученный результат, эти несовпадения могут придать партии прелесть "живого" исполнения. Причем необходимо прослушать партию не только отдельно, но и в сочетании с другими "очищенными" партиями. И только после этого можно решить вопрос о том, нужно ли квантизировать какую-нибудь одну партию или все. В любом случае квантизацию необходимо делать в каждой партии отдельно. Теперь поговорим о способах квантизации. Существует несколько правил квантизации.
  • Квантизируют всегда по меньшей длительности, т. е. если у вас в такте или в партии два вида длительностей — восьмые и четвертные, то квантизацию необходимо выбирать по восьмым нотам.

    Рис. 5.4. Ритмические несовпадения в партии гитары:



  • В случае, когда у вас в одной партии или такте есть длительности, некратные двум и кратные двум, например: восьмые, триоли, четверти с точкой и т. д., то квантизировать их нужно отдельно. Для этого необходимо выделить мышкой группу однородных длительностей и квантизировать, потом — следующую, и так до тех пор, пока получится приемлемый результат (рис. 5.5).
  • При квантизации лучше всего пользоваться опцией Interactive Quantize, для этого необходимо войти в меню Functions, выбрать команду Quantize Туре и пункт Iterative (рис. 5.6). Эту функцию можно использовать много раз к одной и той же группе нот, и с каждым разом вы будете приближаться к определенному результату. К сожалению, в пятой версии программы эта функция не имеет "горячей" клавиши, но при желании вы можете ее создать.
  • Пользоваться жесткой квантизацией, т. е. при помощи клавиши или команды Over Quantize, стоит только в том случае, когда вы уверены, что это не испортит вашего замысла. Дело в том, что подобный вид квантизации убивает живую музыку, превращая ее в машиноподобную.
  • Для квантизации можно пользоваться шаблонами, которые также дают возможность постепенно приближаться к нужному результату. Шаблоны находятся в том же меню (см. рис. 5.6).

    Рис. 5.5. Выделение группы нот для квантизации:



    Рис. 5.6. Меню, появляющееся после выполнения команды Quantize Type:



  • Существует еще один способ квантизации — по образцу; выполняется он только в главном окне программы с помощью инструмента Gru из инструментального ящика щелчком левой кнопкой мыши по нужному треку или его части. Этим инструментом вы имеете возможность выбрать шаблон квантизации.
  • Если вас не устраивает вариант квантизации, нажмите клавишу U, и вы вернетесь к исходному состоянию.
  • Иногда бывает необходимо выполнить последовательно два разных вида квантизации, а для этого требуется зафиксировать промежуточный этап. Сделать это можно, активизировав функцию Freeze Quantize.
Мы надеемся, что вы воспользовались вышеперечисленными советами и процесс квантизации у вас прошел успешно. Теперь можно приступить к дальнейшей коррекции вашей записи.

Следующим этапом работы мы предлагаем вам работу по подбору тембров или инструментов, звучащих в партиях. Казалось бы, ну что здесь особо сложного, но скрипка и флейта имеют разную природу звукообразования и, соответственно, разное исполнение различных штрихов, разный диапазон, в том числе и динамический, различную атаку звука и т. д. Из этого следует только одно — партия, исполненная скрипкой, будет звучать у флейты совершенно иначе. И вы окажетесь перед выбором, стоит ли изменять инструмент в партии, а если стоит, то, что нужно сделать, чтобы это звучало. Теоретически возможно сказать, что вот так можно, а так нельзя. Но практические ошибки все равно будут. Лучший вариант — это слуховой опыт и знание, например того, что флейта не может сыграть фразу на легато, длящуюся три минуты. Если кому-то непонятно, объясняем. Прежде чем сыграть длинную ле7 гатную (непрерывную) фразу, необходимо вдохнуть определенное количество воздуха, которое и будет расходоваться непрерывно во время звучания. При чем расход воздуха будет напрямую зависеть от громкости исполнения фразы, чем громче, тем короче может быть фраза, и наоборот. То есть перед каждой фразой всегда должно быть время на вдох или, иначе говоря, пусть самая короткая, но пауза в звучании. Значит, перенося партию из струнных в духовые и наоборот, мы должны поработать над штрихами и фразировкой, чтобы не исказить первоначальный замысел. Сейчас нам хочется сделать некоторое отступление в теорию музыки. Уже были употреблены термины легато, стаккато. Можно к ним добавить маркато и нонлегато.

Легато — это когда звуки мелодии или аккордов исполняются связанно (без перерыва), в нотной записи обозначается термином Legato или нотами, которые должны быть исполнены этим штрихом, находящимися под изогнутой линией, называемой лигой (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Обозначение штриха Legato:



Стаккато — это когда звуки в последовательности исполняются отрывисто, гораздо короче, чем они обозначены длительностями, в нотной записи под такими нотами ставятся точки или термин Staccato (рис. 5.8).

Маркато — подчеркнуто, т. е. звуки исполняются с некоторым акцентом и несвязанно, в нотной записи такие ноты подчеркиваются или под ними ставится термин Mafcato (рис. 5.9).

Рис. 5.8. Обозначение штриха Staccato:



Рис. 5.9. Обозначение штриха Marcato:



Нонлегато — это что-то среднее между легато и стаккато, т. е. эти звуки не связываются, но между ними нет существенной паузы, в нотной записи под такими нотами или ставится термин Non Legato, или такие ноты объединяются лигой и одновременно под ними ставятся точки (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Обозначение штриха Non Legato:



Это так называемые основные штрихи, которые могут быть исполнены практически на любом мелодическом инструменте. Необходимо учесть, что исполнение штрихов — это достаточно индивидуальная задача, т. е. зависящая от исполнителя. А в случае аранжировки на компьютере — лично от вас. Иначе говоря, нужно исходить из того, какой результат вы хотите получить и как вы ощущаете характер той или иной партии.

Теперь попробуйте озвучить вышеназванные штрихи в программе Cubase. Результат вашей работы может быть совершенно не тот, который вы хотели бы получить, но не расстраивайтесь, все дается путем проб и ошибок. При переводе готового MIDI-файла в программу проблемы со штрихами у вас не будет. Она может появиться лишь тогда, когда вы захотите перенести партию струнных в партию духовых инструментов или в похожем случае. Чаще появляются другие проблемы. Например, вы хотите, чтобы вступление, записанное вами, переходило в следующий фрагмент с нарастанием звучания (crescendo) или наоборот стихая (diminuendo). Эту задачу можно решить двумя способами: с помощью контроллеров Velocity или Main Volume. При этом необходимо помнить, что использование первого контроллера годится тогда, когда звучащий тембр состоит из коротких или быстрозатухающих звуков типа фортепиано, клавесин, гитары и т. п. Второй контроллер необходим при тянущихся тембрах, когда один звук переходит в другой без заметного перерыва, струнные, духовые и т. д. Давайте на конкретных примерах разберемся, как это сделать. И первый, и второй случай реализуются примерно одинаково.

1. Откройте партию нужного инструмента в клавишном редакторе и, как рассказано в предыдущей главе, вызовите нужный контроллер, например Main Volume, у вас на дисплее появится следующая картинка (рис. 5.11).

Рис. 5.11. Изображение партии с контроллером Main Volume:



2. Определитесь, с какого по какой такт вы хотите плавно уменьшить или увеличить громкость звучания данной партии.
3. В поле квантизации поставьте значение 32 или 64. Чем выше значение, тем более плавным получится изменение громкости.
4. Нажав правую кнопку мышки, вызовите инструментальный ящик и выберите инструмент, с помощью которого вы будете корректировать данный контроллер. В нашем конкретном случае выберите инструмент "циркуль", обозначенный пиктограммой крестик. Нажав и удерживая клавишу , в поле контроллеров левой кнопкой мыши протяните линию снижения или увеличения громкости.

После проделанных манипуляций у вас получится примерно такая картинка (рис. 5.12).

Рис. 5.12. Результат регулировки контроллера Main Volume:



Если вы регулируете громкость в аккомпанементе, это необходимо проделать во всех партиях одинаково. В процессе коррекции партий автоаккомпанемента вы можете подкорректировать любые контроллеры, порядок действий такой же, как и при регулировке контроллера Main Volume. Вы также можете добавить или убрать какие-либо партии или в определенных местах заглушить какую-нибудь часть партии (в данном случае не может быть никаких рекомендаций).

Как правило, при использовании автоаккомпанемента не требуется проводить дополнительного регулирования баланса по громкости (сведения) между партиями, однако мы все же рассмотрим этот вопрос. Сделать сведение MIDI-партитуры можно двумя способами.

Первый способ — изменение параметра Volume в инспекторе. Для этого:

1. Сделайте трек, в котором вы хотите произвести изменения, активным, т. е. щелкните по нему левой кнопкой мыши.
2. В поле Volume поставьте нужное значение (от 0 до 127).
3. Прослушайте и оцените результат, в случае необходимости скорректируйте.

Второй способ — изменение параметра Volume с помощью MIDI-микшера. Для этого:

1. В меню Panels выберите и активизируйте команду MIDI Track Mixer, перед вами откроется окно MIDI Track Mixer (рис. 5.13).

Рис. 5.13. Окно MIDI Track Mixer:



2. С помощью ползунков в каждом MIDI-канале установите нужный баланс громкости между треками. Эту операцию можно производить в режиме реального времени, т. е. не останавливая воспроизведение партитуры.

С помощью кнопок MUTE и SOLO вы можете прослушивать или заглушать избранные треки, тем самым добиваясь лучшего сведения партитуры.

Под кнопками MUTE и SOLO находится поле с горизонтальным ползунком, который регулирует панораму трека. При необходимости вы можете изменить исходную панораму так, как вам нужно.

Для того чтобы все параметры, которые вы выставили, сохранились, необходимо в меню Functions активизировать команду Freeze Play Parameters (для каждого трека отдельно!).

Все вышеуказанные регулировки можно проделать с помощью инструментов инструментального ящика в главном окне программы, описанного в главе 4.

Есть еще очень важный элемент обработки MIDI-файла, записанного с помощью автоаккомпанемента. За редким исключением в автоаранжировщиках изменение темпа автоаккомпанемента не применяется и это понятно, ведь изготовитель не знает ваших замыслов, поэтому и не может предугадать ваши отклонения от первоначального темпа. Однако в процессе обработки MIDI-файла в программе Cubase вы можете внести любые изменения темпа и в любом месте партитуры. Для этого в программе существует команда Mastertrack. Ее можно вызвать из главного меню Edit или комбинацией "горячих" клавиш. Комбинация "горячих" клавиш Ctr+M вызовет графический Mastertrack (рис. 5.14). Комбинация "горячих" клавиш Shift+ +Ctr+M вызовет список Mastertrack (рис. 5.15).

Рис. 5.14. Окно Graphical Mastertrack:



Рис. 5.15. Окно List Mastertrack:



На рис. 5.14 перед вами окно Graphical Mastertrack, обратите внимание на разметку окна и цифры вверху, слева и снизу. Цифры вверху обозначают такты и доли такта, цифры слева обозначают темп — количество ударов в минуту (метроном). Для напоминания, если у вас темп обозначен числом 120, а размер 2/4> то это означает, что за минуту времени у вас прозвучит

120 четвертей или 60 тактов. Определить темп, в котором записан ваш отрывок, очень просто. Серая полоса внизу окна и есть графическое изображение темпа, ее верхняя кромка означает истинный темп. Если подвести к ней курсор мыши, то в поле Mause вы увидите отображение темпа до тысячных долей. В нижней части окна цифры обозначают время, которое может быть выражено в разных единицах, установить нужное можно в списке Options этого же окна. Ваши дальнейшие действия по коррекции темпа достаточно просты:

1. Определитесь, с какого по какой такт (или в каких долях такта) вы хотите произвести изменения темпа. Обозначьте щелчком левой кнопки мыши начало и конец этого отрезка.
2. В полях Snap и Quant установите значение 32 или 64 (для более плавного изменения темпа).
3. Нажав правую кнопку мыши и удерживая ее, возьмите инструмент "циркуль" (крестик) из "инструментального ящика", можно взять и карандаш, но с ним тяжелее работать.
4. Нажмите и удерживайте клавишу и циркулем в полосе темпа начертите нужный вам график (рис. 5.16).

Рис. 5.16. Графическое изменение темпа:



После того как вы проделали все необходимые корректировки с импортируемым автоаккомпанементом, надо записать полученный результат. Для этого нужно:

1. Активизировать команду Export меню File, выбрать из списка команду MIDI File, при этом вы получите диалоговое окно, в котором вам будет предложено выбрать место для записи файла и возможность присвоить ему какое-то имя (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Диалоговое окно команды Export:



2. Установите необходимые вам флажки и нажмите кнопку ОК, ваш "улучшенный" MIDI-файл будет записан.

Для чего осуществлялась вся операция по "улучшению" MIDI-файла? Только с одной целью — подготовить корректное звучание вашей аранжировки для последующего концертного исполнения.

MIDI-файлы могут импортироваться и обрабатываться из любой программы. В главе 3 мы познакомились с программой Band-in-a-Box, которая также основана на принципе автоаккомпанемента и может сохранять проделанную работу в MIDI-файлах. Как вы понимаете, этот факт дает возможность обрабатывать и дорабатывать такие аранжировки в Cubase.

MIDI-запись и аранжировка в Cubase

При известном искусстве можно серьезно оживить запись, сделанную с помощью автоаккомпанемента, но для того, чтобы добиться более серьезных результатов, и неповторимого эффекта, необходимо делать аранжировку вручную, с нуля. Мы имеем в виду, что нужно каждую партию написать самостоятельно, не используя чужих шаблонов или используя их минимально. Это довольно сложное занятие, но поверьте, удовлетворение, полученное при этом, в сто крат выше, чем при использовании чужих (пусть и очень хороших!) мыслей. А теперь все по порядку.

Давайте начнем с записи восьмитактового отрывка. Предположим, что у нас есть гармоническая последовательность: Am/Dm7/Am/E7/Am/Bb/E7/Am/. Размер — 4/4> темп средний, например 90. Запишите нотами, желательно на двух нотных станах (как гармоническую задачу), данную последовательность, соблюдая уже знакомые вам гармонические правила. У вас получится следующая картинка (рис. 5.18).

Рис. 5.18. Четырехголосное изложение гармонической последовательности:



Следующий шаг — запись этой последовательности в программу, для чего:

1. Активизируйте MIDI-трек 1 (то есть щелкните по нему левой кнопкой мышки).
2. Выставите значения локаторов L = 1, R = 9.
3. На транспортной панели установите значение темпа — 90.
4. На транспортной панели включите метроном, нажав соответствующую кнопку Click (или с помощью клавиши <С>).
5. С помощью клавиши <*> на цифровой клавиатуре или красной кнопки на транспортной панели включите запись.
6. Сыграйте на MIDI-клавиатуре последовательность, не забудьте, что реальная запись начнется после двух тактов. Эти "пустые" такты предусмотрены программой для того, чтобы вы четче вошли в темп.

Если вы выдерживали все длительности правильно и играли все аккорды точно по метроному, то в клавишном редакторе ваша запись будет выглядеть следующим образом (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Вид гармонической последовательности в клавишном редакторе:



Но, как правило, сразу записать точно и без ошибок не получается. Не расстраивайтесь, все можно исправить. Для того чтобы выровнять все аккорды по ритму, поставьте в полях Quant и Snap значения 1, т. е. целые ноты, и нажмите клавишу . Все звуки аккордов будут звучать вместе и вовремя. Можно в окне контроллеров с помощью инструмента "циркуль" выровнять все ноты по громкости. Эта процедура описана в разд. 5.1.

Дальнейшая наша задача состоит в том, чтобы из данной последовательности получить полноценную аранжировку. Для этого вам стоит вспомнить, о чем мы говорили в главе 2, т. е. из каких элементов состоит фактура произведения. Далее мы будем создавать эти элементы, исходя из записанной нами гармонической последовательности.

Следующим этапом попробуем преобразовать данную гармоническую последовательность в гармоническую фигурацию. Для этого:

1. Скопируйте записанную последовательность на трек 2. Используйте способ перетаскивания мышкой при нажатой клавише . 2. Два раза щелкните левой кнопкой мыши по вновь созданному треку, и вы окажетесь в клавишном редакторе. 3. Выделите самые нижние ноты последовательности (басовые) и нажмите клавишу . Эти ноты сотрутся, очень хорошо, они нам в гармонической фигурации не потребуются. 4. Нажмите клавишу , чтобы программа запомнила вашу операцию. 5. Допустим, вы хотите сделать гармоническую фигурацию восьмыми нотами, для этого выставьте в полях Snap и Quant значение 8 и нажмите сочетание клавиш +, у вас получится следующая картинка (рис. 5.20).

Рис. 5.20. Преобразование последовательности в восьмые ноты:



6. Далее путем копирования переместите оставшиеся звуки таким образом, чтобы они звучали один за другим последовательно, например так, как показано на рис. 5.21. Прослушайте полученный результат. Тот же результат можно получить гораздо быстрее, если вы "в живую" запишете фигурацию с помощью MIDI-клавиатуры, а потом при необходимости отквантируете ее.

Рис. 5.21. Возможный вариант гармонической фигурации, полученный при помощи копирования звуков:



Показанный вариант гармонической фигурации — только возможный пример, последовательность нот может быть совершенно другой, впрочем, как и длительности нот фигурации могут быть иными. Все зависит от того, что в результате вы хотите получить, т. е. каков будет характер будущего произведения. Советуем вам записать несколько вариантов гармонической фигурации, чтобы в дальнейшем можно было выбрать лучший или наиболее подходящий. Не забудьте, что при написании гармонической фигурации нежелательно (на начальном этапе) выходить за рамки данного аккорда, т. е. вы должны применять только входящие в данный аккорд ноты.

Теперь самое время попробовать "вывести" мелодическую линию из этой же гармонической последовательности. Мелодическую линию лучше всего записать с MIDI-клавиатуры.

1. Сделайте активным трек 3, включите метроном, поставьте циклическое воспроизведение и прорепетируйте. Здесь у вас огромное поле для экспериментов, но для начала воспользуйтесь воспроизведением в мелодии только аккордовых звуков.
2. Убедившись, что все звучит достаточно уверенно, запишите мелодию. У меня получилась следующая мелодическая линия (рис. 5.22), у вас она может быть немного другой.

Рис. 5.22. Партия мелодии, полученная из гармонической последовательности:



3. При записи мелодии, впрочем, как и гармонической фигурации, можно использовать и способ циклической записи.

Следующим этапом преобразования гармонической последовательности нужно избрать написание партии баса. Как уже говорилось, в партии баса обязательно должны присутствовать нижние (басовые) ноты аккордов последовательности. Партия баса одновременно может сочетать в себе ритмическую и гармоническую фигурацию. В партии баса могут встречаться и проходящие звуки, но только на слабых долях. На сильных долях может быть первая или пятая ступень аккорда. В момент смены аккорда это только первая ступень. Чтобы записать простейшую басовую партию, используйте тот же способ, что и при записи гармонической фигурации.

1. Скопируйте гармоническую последовательность на трек 4.
2. Сотрите три верхних звука в каждом аккорде. У вас получится следующая партия баса (рис. 5.23).

Рис. 5.23. Простейшая партия баса, полученная из гармонической последовательности:



Далее придайте партии какой-либо ритмический рисунок, например пунктирный. Даже этот простой шаг внесет в вашу партитуру новый оттенок.

Получить ритмический рисунок из уже существующей партии баса можно двумя способами. Первое - это просто сыграть и записать партию с MIDI-клавиатуры. Второй способ аналогичен приведенному при записи мелодической фигурации, с той лишь разницей, что нет необходимости использовать все ноты аккорда и помнить о том, что, как правило, бас менее подвижен, чем другие партии. На рис. 5.24 приведена партия баса с ритмической фигурацией.

Дальнейшее усложнение басовой партии может пойти за счет замены первой ступени аккорда, на слабой доле, на пятую, реже третью или седьмую. В партии баса могут быть и проходящие ступени на слабых и относительно слабых долях. В джазовой музыке очень часто применяется "шагающий бас", т. е. бас, который играется на каждую долю такта и движется поступенно, иногда скачком, от одного аккордового звука к другому. На рис. 5.25 приведен пример такого баса.

После того как вы проделали работу по созданию учебной аранжировки и прослушали ее, у вас наверняка появится желание увидеть ее в нотном отображении и даже, может быть, напечатать ее. В данном случае это очень просто.

1. С помощью комбинации клавиш Ctrl+A сделайте все треки активными.

Рис. 5.24. Партия баса с простейшим рисунком:



Рис. 5.25. Пример "шагающего баса":



2. Используя комбинацию клавиш Ctrl+R, войдите в нотный редактор. Перед вами появится ваша партитура, вы увидите только ее часть, потому что вся партитура не помещается в окно редактора, но это поправимо.
3. В меню Score активизируйте команду Edit Mode (режим страницы), после чего перед вами появится изображение листа с вашей партитурой (рис. 5.26).

Рис. 5.26. Вид партитуры в нотном редакторе:



4. Если вы хотите распечатать вашу партитуру, воспользуйтесь соответствующими командами из меню File.

Назначение тембров для записанной партитуры

Теперь можно каждой партии назначить свой тембр. Поскольку все партии мы писали, не ориентируясь на определенный тембр, сейчас имеет смысл показать все партии в виде нотного изображения, чтобы легче было провести анализ полученных результатов. На рис. 5.27 представлена партитура всех полученных партий из данной в начале гармонической последовательности.

Рис. 5.27. Партитура полученных партий из начальной последовательности:



Предположим, что у вас нет синтезатора, а есть MIDI-клавиатура и звуковая карта. Тогда прежде, чем назначать определенные тембры на партию, установите в программе набор инструментов GM. Для этого:

1. Выберите нужный трек и в инспекторе из списка Instruments выберите команду Setup Instruments — перед вами появится диалоговое окно с аналогичным названием (рис. 5.28).

Рис. 5.28. Диалоговое окно Setup Instruments:



2. В раскрывающемся списке Pathname Source установите команду Path Name Script, а в списке Pathname Device - команду GM Voice. Данные команды дадут вам возможность выбирать нужный инструмент из списка GM на каждом треке, не запоминая номер программы.
3. Помните, что предыдущую операцию надо проделать с каждым записанным треком.
4. Откройте в инспекторе список Pathname, перед вами появится список GM MIDI инструментов, в котором вы можете выбирать любой инструмент, назначая его на нужный вам трек (рис. 5.29).

Теперь вернемся к анализу партитуры. На первом треке мы с вами записали гармоническую последовательность, которая еще может нам пригодиться в качестве педали. Но, прежде всего, нужно определиться с мелодией, каким тембром вы ее слышите? Допустим это, будет флейта, тем более что диапазон и характер мелодии этому не противоречят. Для басовой партии мы бы выбрали тембр акустического баса, особенно если вы решили оставить "шагающий бас". Для гармонической фигурации предлагаем для начала выбрать тембр арфы или акустической гитары. Для педали можно взять тембр ансамбля струнных или вокала. Установите выбранные тембры на каждом треке и послушайте, что в итоге получилось. На данном, первом этапе стоит остановиться и, наверняка, произвести коррекцию баланса громкостей всех партий.

Рис. 5.29. Раскрывающийся список GM MIDI:



Работа с контроллерами

Дело в том, что когда вы записывали партии, то еще не предполагали, какие инструменты у вас будут звучать, поэтому вполне нормально, что аккомпанемент, например, звучит громче мелодии или бас слишком громкий. Вслушайтесь внимательно в звучащую партитуру и откорректируйте уровни громкости партий. Как вы помните, это можно сделать с помощью инспектора или инструментального ящика.

Очень важным элементом сведения партитуры является панорамирование. Все вы знаете, что оркестр или группа любого состава не может находится в одной точке, т. е. на сцене все располагаются дальше или ближе воображаемого центра. Соответственно, зритель слышит определенную панораму: кто-то — слева, кто-то — справа, а кто-то — по центру. Причем "слева" и "справа" может быть "еще левее" или "еще правее", мало того, это может быть глубже или ближе. Индивидуальное положение инструментов на сцене и дает тот неповторимый колорит звучания каждого произведения.

Для начала расставьте панораму для каждой партии в поле Pan в инспекторе. Помните, что партия баса, как правило, звучит по центру, то же относится и к бас-барабану и малому барабану. Хотя, как вы понимаете, каких-либо запрещений по этому поводу быть не может. Панораму звучания можно установить указанным способом на каждом треке индивидуально. Тогда установка будет действовать на весь трек и все его части. Если требуется в каких-либо частях трека менять панораму, то лучше это делать с помощью специального инструмента в виде двух громкоговорителей с разнонаправленными под ними стрелками. Такая установка будет действовать только в определенной части трека. Пределы панорамирования лежат от L64 (крайнее левое положение) до R63 (крайнее правое положение). Регулировать панораму можно еще несколькими способами. Например, если щелкнуть левой кнопкой мыши в самом веху колонки Track, появится раскрывающийся список контроллеров (рис. 5.30), в котором необходимо выставить флажок против контроллера Pan.

Рис. 5.30. Раскрывающийся список контроллеров:



Нажмите клавишу , и в главном окне рядом с колонкой Track появится новая колонка Pan (рис. 5.31). С помощью регуляторов напротив каждого трека можно установить нужное значение. Еще один способ — это из меню Panel с помощью команды MIDI Track Mixer вызвать MIDI-микшер и выставить панораму на нем. Все описанные способы равноценны и позволяют видеть панорамирование всех треков одновременно.

Более тонкое и гибкое регулирование панорамы можно осуществить в редакторе Edit с помощью того же контроллера.

1. Два раза щелкните левой кнопкой мыши по нужному вам треку или его части и войдите в клавишный редактор (можно войти в клавишный редактор через команду в главном меню).
2. С помощью кнопки в левом нижнем углу вызовите нужный вам контроллер (см. главу 4).
3. Возьмите из инструментального ящика редактора инструмент "карандаш" или "циркуль" и при нажатой клавише нарисуйте нужный вам график изменения панорамы (рис. 5.32). Для более плавного графика выберите в полях Snap и Quant значения 32 или 64.

После того как вы отрегулировали панораму, т. е. линейное или горизонтальное размещение инструментов, можно приступить к регулировке положения инструментов в глубину.

Рис. 5.31. Колонка Pan в главном окне:



Рис. 5.32. График изменения панорамы:



Это можно сделать с помощью контроллера 91, который управляет уровнем реверберации. Если вы не собираетесь в процессе исполнения постоянно менять уровень реверберации, проще всего выставить ее уровень с помощью MIDI-микшера MIDI Track Mixer.

1. Вызовите MIDI-микшер MIDI Track Mixer с помощью соответствующей команды из меню Panels.
2. Нажмите кнопку с изображением закрашенного треугольника, справа от фейдера канала появится дополнительная панель (рис. 5.33). На этой панели расположены три кнопки: черная кнопка Off, красная кнопка Off и кнопка Reset.

Рис. 5.33. Дополнительная панель регулировки эффектов MIDI Track Mixer:



3. Нажмите черную кнопку Off, перед вами появится раскрывающийся список с перечислением устройств для регулировки эффектов (рис. 5.34). Если у вас в наличии только звуковая карта, выберите из списка пункт MU100R - Part Editor.
4. В появившемся редакторе эффектов вы можете отрегулировать глубину эффекта с помощью ручки Reverb (рис. 5.35).

Хотим вас сразу предупредить, что эффект реверберации нужно с большой осторожностью применять к партиям ударных инструментов и баса. Проставьте в каждой партии необходимые значения и послушайте результат. Но мы советуем вам ставить значения панорамы и реверберации в режиме реального времени. Для этого включите воспроизведение вашей партитуры в режиме Loop, нажав на транспортной панели кнопку с изображением кольца. После этого откройте MIDI-микшер и начинайте выставлять на пульте нужные параметры. Преимущества такого способа очевидны. Еще несколько советов. Всю эту работу необходимо делать при правильном расположении ваших акустических систем. Вы должны слышать реальную панораму, а не вычислять ее. Поскольку не каждый может позволить себе качественную звуковую аппаратуру, лучше пользоваться головными телефонами, они позволяют получить довольно реальную картину.

Рис. 5.34. Раскрывающийся список редакторов эффектов:



Рис. 5.35. Окно редактора эффектов Part Editor:



Как вы обратили внимание, в редакторе Part Editor достаточно много ручек и ползунков для регулировок различных контроллеров, все эти контроллеры эффектов можно регулировать в режиме реального времени. Принципы и способы регулировки всех котроллеров редактора Part Editor одинаковы.

Из раскрывающегося списка редакторов эффектов (см. рис. 5.34) вы при необходимости можете выбрать любой эффект. Они практически одинаковы функционально, только предназначены для работы с соответствующими синтезаторами, имеющими генераторы типа XG или GS, которые позволяют работать с большим количеством эффектов.

При работе над усовершенствованием автоаккомпанемента мы с вами говорили о штрихах, но как мы уже отмечали, там это, как правило, не нужно. При сочинении собственных партий или переложений партий для других инструментов такая работа чаще всего просто необходима. Для примера поработаем со штрихами с партией гармонической фигурации (трек 2). Выберите для этой партии инструмент Viola в списке GM. Так как у нас записана данная партия, то звучать она будет штрихом легато. Допустим нам нужно, чтобы в первых четырех тактах, в каждом из них, первые шесть нот оставались со штрихом легато, а последние две были не сыграны стаккато. В последующих четырех тактах объединим штрихом легато по две ноты, т. е. первые две ноты соединяются легато, но при этом вторая звучит со штрихом стаккато. И так далее, до конца. Чтобы переделать данную партию, как мы хотим, нужно (рис. 5.36):

1. В тактах с 1 по 4 седьмые и восьмые ноты сократить по длительности не менее чем на половину. Больше или меньше — зависит от темпа и требуемой остроты стаккато.
2. Точно так же нужно сократить и шестую ноту, иначе получится, что между ней и последующей нотой стоит штрих легато, а у нас залиговано только шесть нот.
3. Сократить длительность нот можно с помощью инструмента "карандаш", обрезав ее справа или сделав нужную ноту активной, в поле Length изменить ее длину, о чем рассказывалось в главе 4.
4. Послушайте полученный результат и, если вас что-то не устраивает, проделайте те же операции еще раз, при этом можно не выходить из редактора.
5. Теперь так же укорачиваем каждую вторую ноту в тактах с 5 по 8, опять же подбирая экспериментальным путем длину этих нот.

Естественно, вышеописанные штрихи и их сочетания являются простейшими, но из них рождаются более сложные штрихи и сочетания штрихов. Реализация в ваших будущих партитурах всего штрихового многообразия будет зависеть только от вашего опыта и творческой фантазии.

Еще немного о контроллерах, которые наиболее часто применяются в корректировке записанной музыки.
  • Chorus Level — контроллер 91, эффект хоруса. На слух это звучит либо как расстройка одноголосного инструмента, например фортепиано, либо как одновременное звучание множества инструментов, создающее эффект хора. Основан этот эффект на переменной задержке сигналов. Происхождение эффекта от хорового звучания основано на том, что каждый исполнитель не в состоянии исполнить свою партию идеально одинаково со вторым. Этот эффект может значительно оживить звучание партии.

    Рис. 5.36. Работа со штрихами в партии мелодической фигурации:



  • Modulation — .контроллер 1, им задается глубина частотной модуляции. В живой музыке работу этого контроллера можно сравнить с естественной вибрацией голоса, скрипки и т. д. Но применение данного контроллера требует определенного слухового опыта и навыков. Попробуем продемонстрировать его работу на конкретном примере.
    - Запишите в двух 4/4 тактах четыре половинных ноты, например До, Ре, Ми, Фа первой октавы.
    - Выберите контроллер Modulation и нарисуйте примерно следующий график в окне контроллеров (рис. 5.37), не забудьте выставить соответствующие для плавного ведения графика значения Snap и Quant.
  • Brightness — контроллер 74, управляет ослаблением высокочастотных составляющих звука. Довольно специфический эффект, поэтому какие-либо определенные рекомендации дать невозможно. С этим контроллером необходимо поэкспериментировать. Чаще всего такой контроллер применяется для работы с электронными тембрами.

    Рис. 5.37. График изменения значений котроллера Modulation:



  • Harmonic Content - контроллер 71, управляет количеством гармоник данного звука. На слух это воспринимается как увеличение высокочастотных характеристик звука. Этот контроллер тоже требует экспериментального изучения.
  • Sustain Pedal, Hold 1 — контроллер 64, его действие подобно правой педали фортепиано, думаем, дальнейших пояснений не нужно.
  • Sustain Pedal — контроллер 66, та же самая педаль, но удерживает только те ноты, которые уже были нажаты к моменту включения контроллера.
  • Soft Pedal — контроллер 67, его действие аналогично действию левой педали фортепиано, т. е. приглушает или смягчает звуки при его включении.
Все вышеперечисленные контроллеры помогут вам оживить партию, только не забывайте, что все хорошо в меру.

Дополнительные приемы "оживления" аранжировки

При аранжировке какого-либо произведения вы можете столкнуться с тем, что звучание какого-нибудь инструмента (тембра) на слух воспринимается как плоское, невыразительное по тембру. Можно попробовать тембр данного инструмента смешать с близким по звучанию другим тембром, для этого нужно скопировать партию на другой трек и назначить ей нужный тембр. При этом потребуется регулировка параметра Volume в инспекторе. Но и этого может оказаться недостаточно. Для оживления тембра можно попробовать следующее:

1. Скопируйте партию на другой трек.
2. В поле Delay выставьте значение опережения или отставания нового трека.
3. Прослушайте результат, если необходимо, сделайте коррекцию значения Delay.

С помощью варьирования этим параметром вы получите более объемный звук, не забудьте откорректировать соотношение параметра Volume, т. к. суммарная громкость увеличится.

Здесь необходимо дать некоторые разъяснения. Параметр Delay, в отличие от других, выражен в "тиках", условных единицах программы, где тридцать вторая длительность содержит 1920 тиков. То есть параметр Delay можно отрегулировать достаточно тонко.

Оживить отдельные партии вашей партитуры поможет и MIDI-процессор, который можно установить, войдя в меню Modules.

1. В меню Modules активизируйте команду Setup, перед вами появится диалоговое окно Module Setup (рис. 5.38).

Рис. 5.38. Окно Module Setup:



2. Выберите из списка модулей пункт MIDI Effect Processor, в полях ACTIVE и PRELOAD поставьте значения Yes и закройте окно.
3. Еще раз войдите в меню Modules, теперь в нем есть пункт MIDI Effect Processor, при активизации которого появляется меню из двух пунктов (рис. 5.39).

Рис. 5.39. Меню команды MIDI Effect Processor:



4. Активизируйте в этом меню команду MIDI Processor, и перед вами появится окно процессора (рис. 5.40). 5. Сделайте нужные установки в списках Instrument, Output и Input и поле Channel и не забудьте установить флажок Status. Процессор готов к работе.

Рис. 5.40. Окно MIDI Processor:



Теперь можно подробнее рассмотреть работу модуля. В верхней части модуля расположено шесть регуляторов-ползунков (слайдеров):
  • Repeat — с помощью этого ползунка вы можете установить число повторов от 1 до 64;
  • Echo — время задержки в условных единицах;
  • Quantize — квантизация повторяемых нот;
  • Vel Dec — если вы поставите положительные значения, то каждый последующий повтор будет происходить с нарастанием громкости на указанную величину, если отрицательные значения, то с уменьшением громкости на указанную величину;
  • Echo Dec — увеличивает или уменьшает время задержки повторов, в зависимости от выставленного значения. Если значения положительные, то время задержки увеличивается, если отрицательные — уменьшается;
  • Note Dec — транспонирование каждого повтора вверх или вниз в зависимости от выставленных положительных или отрицательных значений.
Значения всех вышеперечисленных параметров можно ввести и с клавиатуры, предварительно дважды щелкнув мышкой в полях, где указаны значения параметров.

Для создания партии гармонической фигурации вам может понадобиться модуль Arpeggiator, его можно открыть точно так же, как модуль MIDI Effect Processor. После того как вы активизируете и откроете модуль, у вас появится окно Arpeggio (рис. 5.41).

Рис. 5.41. Окно Arpeggio:



Арпеджиатор является стандартным блоком программы, начиная со второй версии, и практически не изменился к пятой версии. Как вы уже заметили, окно арпеджиатора состоит из шести модулей. Верхний модуль — общий для всех четырех каналов, остальные модули могут быть настроены индивидуально на каждый канал.

Рассмотрим отдельно функции каждого модуля.
  • Первый модуль (рис. 5.42). Четыре поля Activity — это индикаторы активности каналов. Чтобы активизировать какой-либо канал, необходимо установить флажок On под индикатором активности. Если здесь же выбрать переключатель Edit, то вы имеете возможность редактировать состав арпеджио данного канала. В списке Input выбирается устройство, с которого будут приниматься ноты для генерирования арпеджио. Кнопка Save предназначена для записи настроек арпеджиатора, кнопка Load -для вызова записанных настроек.
  • Второй модуль (рис. 5.43). В поле Program можно выбрать из раскрывающегося списка инструмент, тембром которого будет звучать арпеджио. В списке Output выберите устройство, на которое будет направлен выход редактируемого канала. Выбор в списке Instr аналогичен выбору в таком же списке инспектора. В списке Chn осуществляется выбор MIDI-кана-ла, в списке Volume устанавливается уровень громкости арпеджио, а в списке Pan, соответственно, панорама.

    Рис. 5.42. Первый модуль окна Arpeggio: Рис. 5.43. Второй модуль окна Arpeggio:
  • Третий модуль (рис. 5.44). Если установите флажок Classic Arp, то арпеджио будет звучать в соответствии со значением, выставленным в списке Mode четвертого модуля. Если вы установите флажок в списке Use Record, арпеджио будет выстроено, сообразно с обозначенными нотами на виртуальной клавиатуре шестого модуля. Если флажок Classic Arp не установлен, то вы имеете возможность корректировать вид арпеджио с помощью нотных символов, заключенных в репризу. Чтобы увеличить количество нот, входящих в арпеджио, необходимо щелкнуть мышкой по правой репризе, если щелкнуть мышкой по первому символу ноты, вся последовательность исчезнет. Щелчок левой кнопкой мыши по символу понижает ноту, правой кнопкой повышает. В списке Min. Notes выбирается минимальное количество нот, при нажатии которых будет звучать арпеджио, т. е. если вы нажмете меньшее количество нот на клавиатуре, арпеджио генерироваться не будет.
  • Четвертый модуль окна (рис. 5.45). Из списка Mode можно выбрать различные виды классических вариантов арпеджио. Normal — обычный классический вариант (установлен по умолчанию). Invert- наоборот. Up Only — только вверх. Down Only — только вниз. Random — в случайной последовательности. Если установить флажок Run Quant, то начало нот арпеджио будет синхронизироваться с нотами в остальных партиях программы. В списке Legth можно выставить значение длины нот арпеджио.
  • Пятый модуль окна (рис. 5.46). В этом модуле вы можете задать диапазон, в котором будет проигрываться арпеджио. В списках High Note и Low Note указываются, соответственно, крайние ноты диапазона проигрываемого арпеджио. В списке Range, установив значение, отличное от нуля, вы задаете арпеджиатору программу воспроизведения арпеджио выше на то количество полутонов, которое укажете в поле. Флажок данного модуля Immediate Range работает только при активном списке Range и позволяет после проигранного арпеджио и повышенного на какое-либо количество полутонов вернутся к нажатому аккорду. С этими параметрами стоит поэкспериментировать, чтобы найти оптимальные значения для их применения на практике.

    Рис. 5.44. Третий модуль окна Arpeggio: Рис. 5.45. Четвертый модуль окна Arpeggio: Рис. 5.46. Пятый модуль окна Arpeggio:
  • Шестой модуль окна (рис, 5.47). Этот модуль служит для указания конкретных нот, по которым и будет строиться арпеджио. Такие ноты можно обозначить на виртуальной клавиатуре или с помощью мышки, или с помощью MIDI-клавиатуры. Флажок Rec/Hold служит для того, чтобы обнулить результаты установок на виртуальной клавиатуре или, если он установлен, для ввода нот с MIDI-клавиатуры.

    Рис. 5.47. Шестой модуль окна Arpeggio:



В программе Cubase есть модуль, который позволит вам обходиться без инструмента с автоаккомпанементом. С его помощью вы можете создавать собственные стили и использовать любые отрывки MIDI-аранжировок для создания новых стилей. С помощью этого модуля можно создавать библиотеки приемов игры на различных инструментах, например, вам удалось создать два такта для гитары приемом "бряцание" или интересное арпеджио. Вы имеете возможность с помощью этого модуля применять стиль в любой вашей аранжировке. Существует также библиотека стилей для Cubase. Речь идет о модуле Styletrax. Инсталлируется данный модуль точно по той же схеме, как и все предыдущие. Для того чтобы начать работу в Styletrax, нужно создать трек класса Style Track. Как говорилось ранее, каждый класс трека имеет свой вид инспектора, инспектор Style Track выглядит следующим образом (рис. 5.48).

Рис. 5.48. Панель инспектора Style Track:



С помощью инспектора Style Track вы можете в режиме реального времени управлять модулем. Чтобы загрузить какой-либо стиль, нужно щелкнуть по одной из пятнадцати кнопок под полем Style. После этого откроется диалоговое окно, из которого вы сможете загрузить какой-либо стиль. Стилевые файлы имеют расширение агг. Кнопка, с помощью которой вы загрузили стиль, станет активной. Всего в модуль можно загрузить пятнадцать стилей. Теперь подробнее разберемся с инспектором Style Track.
  • Верхние три списка вам уже знакомы, они точно такие же, как и у инспектора в окне аранжировки.
  • Следующий список называется Style и пока модуль не активен, т. е. в него не загружен стиль, в этом поле стоит значение Empty. После загрузки в поле появится название стиля, если же загружено несколько стилей, то образуется их список.
  • Ниже расположены пятнадцать кнопок вызова стилей, когда стиль не загружен, кнопки имеют серый цвет, если стиль загружен, но не активен, кнопка будет иметь синий цвет, если стиль загружен и активен, то красный. Название загруженного и активного стиля будет видно в списке Style.
  • Список Variation служит для отображения вариаций стиля.
  • Ниже списка Variation расположены восемь переключателей вариаций, стиля. Если вариация в активном состоянии, то кнопка имеет красный цвет, если неактивна — синий. Если в каком-нибудь стиле вариаций больше, то появляется дополнительное поле Vari, в которое с клавиатуры вводится числовой номер вариации.
  • Еще ниже находятся восемь кнопок Mutes, с их помощью можно приглушать треки стиля. Необходимо отметить, что максимальное количество треков в стиле — восемь.
  • Следующий список инспектора — Mode, он содержит семь режимов работы модуля:
    ○ Off — модуль выключен;
    ○ Slave - модуль считывает аккорды со специального трека Chord Track;
    ○ Listening — модуль управляется с MIDI-клавиатуры;
    ○ Easy — тo же самое, только аккорды распознаются модулем на основе одной ноты и для корректной работы модуля в редакторе Style Track Editor необходимо в списке Easy Mode Scale выбрать лад, а в списке Easy Mode Key — тональность;
    ○ следующие три режима работы позволяют модулю распознавать аккорды в упрощенном изложении, принятые на соответствующих синтезаторах — Roland, Yamaha, Casio.
  • Список Switch — в нем можно выбрать несколько типов переключения между различными вариациями: ○ Rem./Man. — переключение с помощью специально зарезервированных клавиш на MIDI-клавиатуре. Процесс резервирования происходит в Style Track Editor, на специальной виртуальной клавиатуре; ○ Ext. Ctrl — дистанционное управление; ○ Random — случайные переключения вариаций; ○ Random-Mix — то же самое, но по закону случайных чисел меняется последовательность вариаций; ○ Vel. Switch — переключение вариаций в зависимости от параметра Velocity.
  • Поле Snap — установка режима фиксации смены аккордов: ○ Off — выключено; ○ Ваr — аккорд можно сменить только в начале такта; ○ Part — аккорд можно менять на каждую долю такта.
  • В поле Record можно указать только два режима — On и Off, которые служат для включения и выключения режима записи стиля.
  • Global Output — в этом раскрывающемся списке можно указать выход модуля на одно из устройств.
На рис. 5.49 показан вид инспектора в активном состоянии, т. е. когда в модуль загружен стиль.

Рис. 5.49. Инспектор трека Style Track в активном состоянии:



Важным элементом модуля Styletrax является его редактор Style Track Editor Вызывается Style Track Editor комбинацией клавиш Ctrl+E или из ме-ню Modules. Работа с данным редактором принципиально ничем не отлича-ется от работы на синтезаторе с автоаккомпанементом, которая подробно описана в главе 2. Но, как вы понимаете, двух абсолютно одинаковых устройств не бывает, и Style Track Editor, конечно, имеет свои особенности о их в основном мы дальше и поговорим. После вызова редактора вы увидите следующую картинку (рис. 5.50).

Рис. 5.50. Окно редактора Style Track Editor:



Как вы уже обратили внимание, редактор Style Track Editor условно можно разделить на три подмодуля.

Верхний подмодуль состоит из раскрывающегося списка Mode, он аналогичен соответствующей кнопке в инспекторе.

Далее следуют два информационных поля Scale и Chord. В первом поле отображается лад, во втором — тональность.

Последние два раскрывающихся списка - Style и Variation - позволяют выбрать стиль и его вариацию.

Второй подмодуль редактора состоит из пяти кнопок, позволяющих установить один из пяти режимов работы редактора.

Первый режим - Tracklist - дает возможность редактировать треки стиля по различным параметрам. Все параметры редактирования дорожек вам уже знакомы.

Второй режим - GM Map - существует для редактирования GM-карты, собственно, операцию редактирования GM-карты можно провести и в предыдущем режиме. Выбирайте, что вам удобнее

Третий режим — Settings — режим установки модуля, это окно разделено на две части.

Первая часть — Trigger Parameters — регулирует режимы смены вариаций, режимы перехода между ними, режимы фиксации смены аккордов и характер переключения вариаций. Все эти режимы описаны и аналогичны соответствующим в инспекторе.

Вторая часть Scale Parameters. Редактор Style Track Editor может распознавать аккорды со специальной дорожки Chord Track или с MIDI-клавиатуры, все зависит от режима, выставленного в списке Mode. Редактор может преобразовать ладовое наклонение с помощью установок в списке Scale.

Четвертый режим Remote - редактирует параметры дистанционного управления с MIDI-клавиатуры. Обратите внимание, что виртуальная клавиатура поделена на определенные участки, обозначенные разным цветом:
  • клавиши белого цвета служат для исполнения мелодии; клавиши голубого цвета - для исполнения последовательности аккордов, если установлен флажок Thru, если флажок снять, эта часть MIDI-клавиатуры не будет работать;
  • красные клавиши служат для приглушения треков стиля, если установлен флажок Mutes;
  • клавиши желтого цвета предназначены для переключения вариаций стиля;
  • черная клавиша служит для остановки стиля.
Последний, пятый режим модуля — Styles — предназначен для управления вариациями стиля, он дублируется на панели инспектора и в дополнительных объяснениях не нуждается.

Третий, самый нижний подмодуль окна является вспомогательным и содержит уже разобранные выше информационные поля и управляющие кнопки, в зависимости от пяти режимов работы редактора, рассмотренных выше.

Запись в модуле Styletrax

В данном модуле могут осуществляться два вида записи: первый — когда вы хотите создать свой стиль, второй — вы уже поработали со стилем или стилями и хотите все, что у вас получилось, записать на обычные MIDI-дорожки. Разберем каждый вид отдельно.

Запись стиля технически создается очень просто, необходимо помнить некоторые правила:
  • Styletrax воспринимает для записи стиля только первые восемь треков;
  • каждая вариация в стиле не может быть длиннее 64 тактов;
  • длина вариаций на всех треках должна быть одинаковой, т. е. если вариация на первом треке 4 такта, то и на всех остальных треках эта же вариация тоже 4 такта, и так для каждой вариации. Иначе говоря, по вертикали все вариации имеют одинаковую длину;
  • если на каком-либо треке вместо вариации стоят паузы, то их все равно необходимо записать;
  • все вариации следует записывать в пределах аккорда С7 (это рекомендация производителя), точно так же как и в случае записи стиля на синтезаторах с автоаккомпанементом. Но вы можете поэкспериментировать и с последовательностью аккордов. В некоторых случаях вы можете получить очень интересные результаты;
  • между вариациями не должно быть пауз;
  • количество вариаций в стиле практически не ограничено;
  • каждой вариации необходимо присвоить какое-нибудь имя;
  • стиль записывается с расширением аrr.
Записанный вами стиль, если вы соблюдали все вышеизложенные правила, будет иметь примерно следующий вид. Партии или части созданного вами стиля можно редактировать и обрабатывать стандартными средствами программы, точно так же, как и любую аранжировку. Обратите внимание, что в тех местах, где какой-либо инструмент не играет, видна пунктирная линия.

Будем считать, что вы завершили предварительную работу над стилем, подготовили композицию, и теперь осталось записать сделанное на обычные MIDI-треки.

1. В инспекторе Style Track в поле Record поставьте значение On.
2. Включите запись на транспортной панели (не забудьте выставить локаторы!).

Все треки модуля Styletrax будут записываться на те же MIDI-каналы, на которых они существовали в самом стиле. После того как запись завершится, ее, конечно же, нужно прослушать. Можно просто закрыть окно модуля и вызвать созданную композицию как обыкновенную аранжировку, этот вариант предпочтителен, если вы будете дописывать сольные партии или накладывать живые инструменты.

Если вам нужно просто предварительное прослушивание, вначале стоит выгрузить стиль: нажмите клавишу Alt и щелкните мышкой по кнопке стиля в инспекторе. Или можно запретить модулю проигрывать стиль, указав значение Off в списке Mode инспектора. Если вы в процессе записи делали какие-либо важные установки и настройки и хотите все это сохранить, воспользуйтесь командой Save Setup из меню File окна Styletrax.

Интерактивный синтезатор фраз

Интерактивный синтезатор фраз Interactive Phrase Synthsizer — очень мощный и достаточно сложный инструмент. У нас сложилось мнение, что до конца его возможности никому неизвестны. Самые очевидные возможности — это все функции арпеджиатора плюс любые обыгровки ваших аккордов, мелодий и т. п. С помощью Interactive Phrase Synthsizer можно получить что-то вроде импровизации, причем в любом ладу или по образцу стиля какого-нибудь композитора. Если вы не очень хорошо владеете клавишными инструментами, то в некотором смысле вы получите технически совершенного помощника. Конечно, научиться пользоваться Interactive Phrase Synthsizer можно только долго практикуясь. Поэтому мы только расскажем, как работают его блоки, а дальше вы сами решите, как его можно использовать в вашем творчестве.

Окно Interactive Phrase Synthesizer открывается одноименной командой из меню Panels и выглядит следующим образом.

Для того чтобы привести синтезатор Interactive Phrase Synthsizer (в дальнейшем IPS) в рабочее состояние, необходимо нажать Active в верхнем правом углу и один из переключателей — IPS А или IPS В. Эти два переключателя говорят о том, что на самом деле у нас не один IPS, а целых два, причем вы можете с ними работать по отдельности, настраивая каждый по-разному, а также одновременно с двумя. Для того чтобы начать работу с IPS, нужно записать какую-нибудь фразу в обычном окне аранжировки. Дальше с помощью команды Convert to IPS Phrase из меню Functions конвертируйте записанную фразу в IPS. Перед вами появится диалоговое окно Copy Part to Phrase (рис. 5.60), выберите в раскрывающемся списке позицию Empty и нажмите кнопку ОК — ваша фраза будет запомнена.

Теперь перейдем к изучению окна Interactive Phrase Synthsizer. Как вы уже обратили внимание, окно состоит из 12 условных блоков.

Phrase Input — в списке Phrase вы выбираете вашу записанную фразу, в списке Length — количество тактов, которые будете использовать в работе, в списке Notes — количество нот, а в поле Numbers — количество использованных нот. Последний параметр означает, что IPS назначает нотам свои порядковые номера, и с этим параметром мы советуем вам поэкспериментировать.

Interpreter — в списке Mode можно выбрать следующие режимы сортировки:
  • Sort Normal — IPS сортирует не только ноты, записанные вами во фразе, но и те ноты, которые вы будете играть на MIDI-клавиатуре, в данном случае ноты, приходящие с клавиатуры, будут заменять ноты, записанные во фразу, но в том же ритме. В этом режиме предпочтительно играть аккордами, потому что если в вашей фразе записано 6 нот, а вы сыграете 5 или 4, IPS на недостающие ноты сыграет паузу — какая нота превратится в паузу, зависит от сортировки нот во фразе и в нажатых аккордах;
  • Sort Replace — работает так же, как и предыдущая команда, только вместо пауз будет звучать первый номер из сортировки фразы;
  • Sort Skip — отсутствующий номер будет заменятся следующим по списку;
  • Transp. Ret. — фраза будет начинаться сначала каждый раз, как только будет нажата клавиша на MIDI-клавиатуре, но тональность фразы будет меняться в зависимости от нажатой клавиши;
  • Transpose Continue — останавливает игру при отпускании клавиши, а при нажатии начинает игру с того места, где остановился. Тональность меняется так же, как и в предыдущем варианте;
  • Mute Play — что-то звучит только тогда, когда нажатые клавиши совпадают с записанными по всем параметрам (высота, октава);
  • Repead — играются все нажатые вами клавиши, но только в ритме записанной вами фразы.
При нажатой кнопке Hold фраза всегда доигрывается до конца, даже если вы попытаетесь нажать еще какие-либо клавиши на MIDI-клавиатуре. При нажатой кнопке Loop ваша фраза будет повторяться бесконечно, пока вы ее не выключите или не нажмете клавишу <Пробел>. Если эта кнопка будет нажата вместе с первой кнопкой, фраза будет повторяться бесконечно, вне зависимости от ваших действий на MIDI-клавиатуре. Если нажата кнопка Retrigger, ваша фраза будет начинаться с начала при каждом нажатии на MIDI-клавиатуре. При нажатии кнопки S игнорируются все другие установки.

MIDI Input — список Sort определяет, как IPS будет нумеровать события записанной вами фразы:
  • Loves Note — ноты сортируются в соответствии с высотой, т. е. самая низкая нота будет первой и т. д.;
  • Highest — все наоборот;
  • Lowest Velosity — сортировка от самой низкой ноты к самой высокой;
  • Highest Velosity — сортировка по громкости наоборот;
  • Last Note — ноты сортируются в порядке, обратном записанному;
  • First Note — сортировка происходит в порядке записанных нот;
  • Thru — если эта кнопка включена, вы слышите одновременно фразу и то, что вам захочется сыграть в этот момент; следующие два поля определяют диапазон, в котором IPS будет реагировать на вашу игру.
Modulator 1/2 — данные блоки работают одинаково, поэтому будут объединены в описании.

FO — при активизации этого списка появляется блок из 12 кнопок-переключателей:
  • первая — кнопка Off/On — включить/выключить функцию;
  • вторая читает список от начала к концу, в зависимости от параметра Freq (все дальнейшее — в такой же зависимости);
  • третья читает список от начала до конца, а потом обратно;
  • четвертая — переключения между двумя нотами с разной частотой;
  • пятая читает ноты от конца к началу;
  • шестая читает ноты в случайном порядке;
  • седьмая воспроизводит начало фразы, потом — конец фразы, потом — середину фразы и возвращается к началу фразы;
  • восьмая воспроизводит ноты от начала к концу, но в другом темпе;
  • девятая считывает ноты, начиная от средней ноты, то вправо, то влево;
  • десятая, одиннадцатая и двенадцатая — это надо послушать, лично для нас результат совершенно необъясним.
В поле Frequency — определяется скорость чтения фразы (в процентах).

В поле Ampl определяется амплитуда изменения модуляций от значения, установленного в поле Min, до значения, установленного вами в поле Ampl.

В списке Best вы можете выбрать те события, которые будут обрабатываться.

Блоки Dynamics, Pich и Rhythm — эти блоки можно считать блоками эффектов потому, что они ничего не меняют во фразе, а только добавляют новые виды обработки. Мы не будем описывать работу этих блоков, по знакомым уже терминам вы сами определите, что это такое. Да и честно говоря, читая руководство по программе и потом, сопоставляя полученные результаты с заявленными, мы много раз сталкивались с тем, что это не одно и то же.


Глава 6. Работа в аудиоредакторах >>>

<<< Оглавление




Данный ресурс создан исключительно с целью помочь начинающим музыкантам создавать свою музыку.
Вы всегда можете добавить, изменить или опровергнуть информацию, размещенную здесь.
Главная    Полезные материалы    Программы для создания музыки    Учебники    Радио    Карта сайта
создание музыки основы создания музыки звуковая карта для создания музыки программа для создания музыки программа создания музыки на компьютере правила создания музыки сэмплы скачать бесплатные сэмплы скачать бесплатно программу создания музыки fl studio fruity loops виртуальное создание музыки VST плагины vst плагины скачать бесплатно уроки по созданию музыки скачать программу для создания музыки создание музыки скачать бесплатно создание музыки бесплатно создание электронной музыки создание электронной музыки на компьютере создание музыки на компьютере бесплатные программы для создания музыки бесплатные сэмплы создание транс музыки легкие программы для создания музыки синтезаторы для создания музыки создание музыки для новичков cubase создание музыки на компьютере обучение бесплатные VST плагины скачать создание музыки русская программа для создания музыки